Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

От миниатюры — до синего моря

23 января, 2012

 

 

Юбилейные размышления о выставке и не только


 

Художник может считать себя состоявшимся, если он нашел свой индивидуальный, узнаваемый стиль. Работы Виктора Мироненко можно узнать сразу и безошибочно, и это говорит о том, что он свой стиль нашел. И особенно ярко проявляется в пейзажной живописи, о чем мы еще поговорим.

 

А пока хочется начать с того, что в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея у иркутского художника Виктора Мироненко открылась и до конца января будет работать юбилейная персональная выставка, приуроченная к 70-летию автора. Она называется «От миниатюры до портрета» и действительно представляет творчество художника в его самых характерных проявлениях.

Я как-то уже писала — родился художник в страшный день начала войны, 22 июня 1941 года. Родители назвали его победным именем Виктор — так выразилась их неколебимая вера в такой исход войны. Они оказались правы — победа была завоевана...


Жанр портрета — это то, с чего он начинал. Еще будучи дипломником Иркутского художественного училища, он написал портрет своего педагога, защитился с ним на отлично и получил рекомендацию в Московский художественный институт имени Сурикова. Рекомендовал Мироненко другой его педагог, Аркадий Иванович Вычугжанин, один из столпов иркутской живописной школы. Правда, в Москве Виктору Михайловичу учиться не довелось, высшее образование (историко-педагогическое) он получил в Иркутске. И результатом было не только получение вузовского диплома, но и интерес к отечественной истории, который проявился у него через живопись.

В 70—80-е годы он пишет портреты декабристов Сергея Волконского, Сергея Трубецкого, которые прочно прописались в интерьерах домов-музеев. А картина «Из искры возгорится пламя» хранится сегодня в Государственном мемориальном музее имени Суворова в Петербурге.

Но портретная галерея продолжалась и пополнялась художником на протяжении многих лет творчества. Я помню одну из его давних персональных выставок в Иркутске, она проходила в обществе Русской культуры на улице Халтурина. Портреты героя гражданской войны Дворянова, известного иркутского фотокорреспондента «Молодежки» Владимира Калаянова, увиденные там, запоминались какой-то своей поразительной точностью попадания в характер.

С годами менялись интересы, увлекали другие жанры, возникали новые ориентиры. Не говоря уж о том, сколько сил, времени и нервов отнимала общественная работа.

— Я целое десятилетие работал директором Худфонда. Эти годы были для меня как каторга... — вспоминает Виктор Михайлович. — Но и есть чем гордиться. Салон-магазин на улице Ленина — это мое детище! На Энгельса дом под мастерские выбил, Дом творчества на Байкале построил...  Сейчас его выкупила Москва, но нам дают несколько мест.

Дом творчества после нескольких лет запустения вот-вот вернется к жизни, есть место под мастерские и жилые комнаты, выставочный зал, столовая... Все будет — супер! Вообще, к какому-то возрасту я почувствовал, что уже устал бороться, но скажу: сейчас самое актуальное — строительство Губернаторской картинной галереи. Это моя мечта. В цокольном этаже можно было бы развернуться, устроить все цивилизованно, в высшей степени удобно, эстетично, целесообразно...

Наверное, эти проекты станут достоянием уже других лидеров, и дай им бог сил добиться желаемого... Мы же разговариваем с художником, который, невзирая на свой возраст, полон творческих идей. Виктор Михайлович не считает свою юбилейную выставку каким-то итогом, пусть даже и промежуточным.  Выставка открылась перед самым Новым годом, 22 декабря, а у него уже наработано несколько полотен, составивших его «домашний фонд», которые он не без гордости демонстрирует:

— Все это будет датировано уже нынешним годом, 2012-м... За этот месяц написал несколько портретов: вот Михаил Иванович Кузьмин — академик, геолог; вот Сергей Тен, молодой и растущий руководитель, хозяйственник, политик; вот — всем известный Дмитрий Баймашев... Вчера был в ударе — за вечер написал пейзаж.

У него свои приоритеты и пристрастия в искусстве, свои объяснения тому, что происходит в этой сфере:

— До 1970 года в изобразительном искусстве кипел соцреализм. Потому что жизнь была такая — шумели стройки, строились заводы, БАМ, возводились новые города... Но все это минуло — и в последние двадцать лет пышно расцвел авангард.

А соцреализм, как я его рассматриваю, — это же наследник русского реализма XIX века. И какие выставки были в 70-х, какие имена! Алексеев, Богданов, Рубцов, Вычугжанин, Тетенькин, Симонов, Несынов, Юшковы... Художники выезжали в творческие командировки, потому что были договоры по Министерству культуры, по Худфонду СССР и России. И в нашем творческом союзе жизнь кипела, знаю это хорошо, потому что лет десять этим командовал. А что сегодня? Что мы видим на выставках? Пейзажи?

— Вы противоречите сами себе. У вас тоже огромная серия пейзажей...

— Но и портреты! На нынешней выставке в Музейной студии у меня — лица декабристов, того же Калаянова, Ножикова, Венгера... Не так уж мало — четырнадцать портретов!

Я понимаю, что имеет в виду Виктор Мироненко. Его смущает, что многие художники работают «на продажу», слишком ориентируются на конъюнктуру, но... В этом случае как никогда уместно библейское: пусть бросит камень, кто сам безгрешен.

Художники нынче живут без заказов Худфонда, которые неплохо оплачивались, — потому, может быть, и увлекаются интерьерной живописью, ориентируясь на вкусы покупателя. С другой стороны, и это можно оспорить: все дело в мастерстве, и, скажем, «Девочка с персиками» — не ахти какая нетленная тема, а вот поди ж ты, переживает уже второй век!

Думается, время покажет и все расставит по своим местам. Не будем сотрясать воздух банальными сравнениями, как было «тогда» и как «сейчас». У всякого времени есть свои за и против, и, как мы говорили, Виктор Мироненко, и не он один, живет и сегодня активно и полнокровно. Его выставки проходят в престижных залах Москвы и Петербурга, а 2011 год для него будет памятен тем, как удачно он съездил в Харбин, — его выставка там была отмечена почетной грамотой со стороны организаторов.

Более того, получено новое официальное приглашение: ждем «делегацию художников под руководством Виктора Михайловича Мироненко... в г. Харбин... для культурного обмена и укрепления дружеских отношений...»

Так что сейчас формируется группа художников и готовится поездка в Харбин.

— По нашей договоренности мне и Евгению Турунову предстоит давать мастер-классы. Мы едем на готовую нашу выставку —ту, что сейчас экспонируется в Китае. Поработаем на пленэрах, дополним ее новыми работами, которые сделаем там, и отправится она по другим городам Китая. А в июле будем принимать китайских художников у себя — поедем с ними в Большое Голоустное, в Шаманку, на Ольхон, тоже проведем пленэры. И будет совместная выставка здесь — скорее всего, в Доме Европы.

В группу, кроме руководителя Виктора Мироненко и нескольких его коллег, войдут Владимир Мироненко, архитектор по образованию, увлекшийся живописью и, надо сказать, делающий в этом большие успехи, а также Алла Мироненко, тоже архитектор. И у нее свои интересы: Алла Корнеевна —директор мастерской «Традиция» в Иркутске, много работает над актуальными для города проектами, такими как 130-й квартал, Харлампиевская церковь, которая сейчас переживает период своего возрождения.

Алла Мироненко знает, что в Харбине умеют беречь старину, там сохранились целые улицы исторических памятников. Так что она рассчитывает и познакомиться с городской архитектурой прошлого, и, возможно, перенять опыт ее сохранения.

Неплохо знает некоторые китайские города и Владимир Мироненко — приходилось бывать в командировках, и все свободное время он отдавал тому, что рассматривал архитектуру внимательным взглядом знатока:

— Это очень интересно в профессиональном плане. Каждый день ходил, смотрел, что-то зарисовывал, фотографировал...  Некоторые города на юге Китая знаю, как свой родной Иркутск.

По мнению отца и сына Мироненко, Китай — это страна, которая дарит яркие впечатления, пробуждает новые чувства, которые меняют отношение к жизни. Только побывав там, можешь что-то понять про эту страну и менталитет ее жителей.

Ну а с нами остается то, что открылось художнику раньше: наши земляки-сибиряки с их характерами, а еще — багульник, береговые скалы с колючими облетевшими лиственницами, непроглядно синие глубины Байкала и необъятное синее небо над ним.

Байкал, будь он в миниатюре или в полномасштабном пейзаже, остается Байкалом — так капля воды хранит свойства моря. То же и художник: отразив огромный мир хотя бы в нескольких работах, он становится подобен капле воды, сохранившей живой состав всего моря...

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии