Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Отчет почти не принят

19 июня, 2023

Судя по работе депутатов Законодательного собрания Иркутской области в комитетах и комиссиях на прошедшей неделе, можно заранее сказать, что самым ярким событием сессии 21 июня – видимо, последней перед сентябрьскими выборами, а значит, и завершающей в нынешнем составе областного парламента –  станет отчет правительства о работе в 2022 году. Этот документ на 736 страницах поступил в аппарат ЗС 19 мая, так что у желающих было время прочитать его по-ленински, с карандашом в руке и сократовским принципом «Подвергай все сомнению» в голове. Эталонным стало обсуждение отчета на заседании комитета по строительству и дорожному хозяйству, состоявшееся 13 июня.

1х.jpg

На бумаге все прекрасно

А в тексте доклада было за что зацепиться. На первой же странице в таблице с основными показателями соседствовали такие цифры: по сравнению с 2021 годом валовой региональный продукт (ВРП) в текущих ценах вырос на 4,2 процента и превысил 2 триллиона рублей, зато физический объем производства сократился на 1,5 процента. Инвестиции в основной капитал, обеспеченность населения налоговыми и неналоговыми доходами растут, а реальные денежные доходы граждан падают (на 0,9 процента, но все-таки). Зато инфляция выросла – на 8,7 процента. Неудивительно, что оборот розничной торговли снизился на 4,5 процента. Объем работ по строительству хотя и дал Иркутской области второе место в Сибирском федеральном округе, но фактически сократился на 8,1 процента.

«Рост промышленного производства обеспечен устойчивой работой крупнейших промышленных предприятий региона, а также реализацией инвестиционных проектов», – констатировали авторы доклада, чем, вероятно, порадовали свое руководство. Но не жителей области, которые испокон веков знают, что от работы крупных предприятий выигрывают далеко не все.

Некие позитивные перспективы содержатся в том месте доклада, где авторы говорят о недалеком (хотя как знать) будущем: «В целом на территории Иркутской области реализуется порядка 180 средних и крупных проектов общей стоимостью свыше 3 трлн рублей, которые позволят создать 40 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест и увеличить налоговые поступления во все уровни бюджетной системы на 2 трлн рублей». Рабочие места – это прекрасно, но для кого? В том же докладе сказано, что безработица в области уже самая низкая в СФО. Так хватит ли кадров на такие планы?

Тема, которая долгие годы волновала и правительство, и ЗС, и многих жителей региона, – лесное хозяйство. По данным авторов доклада, в 2022 году заготовлено 27,9 млн кубометров древесины, однако объем производства (за исключением мебели, целлюлозы, бумаги и картона) сократился почти на 24 процента. Объем незаконных рубок, по сведением доклада, сократился вдвое, зато на проведение лесовосстановительных мероприятий поступили из федерального бюджета 47,9 млн рублей. Основной показатель этой работы – отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесов. Иркутская область, как утверждают в докладе, достигла небывалых успехов – леса восстановлены на площади, равной 98,1 процента вырубленного.

Жизнь расходится с отчетом

Одним словом, читать доклад – одно удовольствие, пока не дойдешь до раздела о национальных проектах и их реализации. Например, то самое строительство: «Кассовое исполнение средств в 2022 году составило 81,1 процента, или 21,3 млрд рублей. Неполное кассовое исполнение доведенных средств вызвано срывом сроков выполнения работ строительными организациями в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы; срывом сроков контрактации работ в связи с изменением начальной максимальной цены контракта; срывом сроков выполнения проектно-изыскательских работ проектными организациями».

Еще большее неудовольствие депутаты испытали, когда начали задавать правительству вопросы не по бумажке, а в режиме импровизации. Представитель министерства финансов, например, не смог рассказать депутатам о росте доходов бюджета и их источниках, а представитель министерства труда огорчил всех присутствующих, рассказав о численности граждан с доходами ниже прожиточного минимума, – таковых в области 351 тысяча.

Депутаты и министры совместными усилиями выяснили, что заработная плата жителей в среднем в прошлом году выросла на 17 процентов (особенно заметно в бюджетной сфере и строительстве), цены на основные товары – на 15 процентов, а доходы консолидированного бюджета области – на 14. Не похоже, правда, что жители области стали жить богаче и лучше, но тут у правительства есть дополнение: доходы населения складываются не только из зарплат, туда входят пенсии, пособия и другие поступления.

Депутаты попросили объяснить, как так получилось, что Иркутская область с населением около 2,3 млн человек заплатила в 2022 году налогов больше, чем Московская область с населением 8,5 млн человек. Если мы так много производим и платим налогов, то почему жители области такие бедные? Министр экономического развития и промышленности Наталья Гершун пояснила, что рост налоговых отчислений – буквально дело случая: «Газпром» заплатил с территории области налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере около 900 млрд рублей, и больше такого платежа не будет. Мало того: НДПИ целиком поступает в федеральный бюджет, так что Иркутская область из этих денег не должна была и не получила ничего.

Депутат Антон Романов прокомментировал это сообщение, заявив, что в таком случае это не заслуга жителей области и гордиться тут нечем. Министр пыталась было возразить – мы, дескать, и не гордимся, но депутат напомнил ей послание губернатора, в котором факт увеличения налоговых отчислений был преподнесен куда как торжественно. Да, собственно, и отчет правительства примерно о том же. О некотором неблагополучии дел в экономике области говорит и тот факт, что государственный долг области вырос в 2022 году на 22 процента. Да, за счет дешевых бюджетных кредитов, но и этот долг нужно будет отдавать.

Споры о дереве и железе

Депутаты получили от правительства еще один интересный факт: в федеральный бюджет Иркутская область перечислила за прошлый год около 1,7 трлн рублей, а получила в виде дотаций и субсидий  около 271 млрд, то есть примерно одну седьмую. Романов заявил, что эти цифры говорят о неправильной работе областного правительства, которое работает «в ущерб интересам региона».

– Я хочу понять: что правительство сделало для жителей региона? А получается, что правительство увеличило налоговые отчисления, увеличило заимствования из федерального бюджета, при этом уровень жизни населения падает, – подвел депутат итог обсуждения.

Эстафету подхватил депутат Денис Шершнев. Он обратил внимание коллег на данные по предприятиям малого и среднего бизнеса – их количество в 2022 году сократилось на 4,5 тыс. В то же время число «самозанятых» выросло на 87 процентов, то есть можно предположить, что малые и средние предприятия (и явно не от хорошей жизни) перешли в статус «кустарей с мотором». Наталья Гершун не согласилась с такой оценкой: по ее мнению, речь идет не о сокращении объемов малого и среднего производства, а о легализации тех людей, которые выполняли работы и оказывали услуги в теневом секторе экономики. Новый налоговый режим «самозанятых» позволил этим людям выйти в нормальные условия работы.

Депутат Шершнев не согласился с этой оценкой: по его мнению, речь идет именно о ликвидации малого и среднего предпринимательства как класса, как важной части жизни региона. Поддержал коллегу и Антон Романов: он напомнил, что в Иркутской области из 1,3 млн трудоспособного населения в высокопроизводительных отраслях работают всего около 300 тыс. Это означает, что в области не развиваются сложные производства, способные дать глубокую переработку сырья, устойчивую прибыль и перспективы. Именно поэтому, по оценке депутата, из области уезжает наиболее перспективная часть молодежи, а оставшиеся работают в сфере услуг и мелком производстве.

Одна из причин сворачивания малого бизнеса, как выяснили депутаты, заключается в общероссийской тенденции сокращения заготовки леса. С региональной точки зрения это означает, что у жителей области нет строительных материалов и они не смогут заниматься многими видами деятельности. С более широкой общероссийской – грядет снижение выручки, арендных платежей и другие малоприятные перспективы. Жителям сельской местности не из чего строить не только жилье и подсобные сооружения, и они же лишаются работы в лесной отрасли.

Антон Романов поставил еще одну галочку в своем списке недоработок правительства области: можно было взаимодействовать с федеральными органами власти и добиваться снижения арендных платежей (что позволило бы малому бизнесу работать и дальше), но вместо этого лесную отрасль отдали на откуп крупным предприятиям, ставшим монополистами в заготовке леса.

Опираясь на собственные данные, депутаты сумели поставить министров в тупик вопросами о строительстве жилья (как может расти ввод жилья, если спрос со стороны строительных организаций сокращается?), ипотечных кредитах (цена кредита на многоквартирные дома растет, а на деревянные не дадут) и ликвидации отходов Усольехимпрома (правительство обещает технопарк на отравленной территории, хотя в Ангарске простаивают промышленные объекты). Как оказалось, депутаты не верят в перспективу технопарка, который 15 лет будет ликвидировать накопленные в грунте запасы ртути, как не верят и в успешный ход работ по ликвидации отходов БЦБК. Ответы министров, надо сказать, сводились к тому, что оператором в Усолье назначен «Росатом», а в Байкальске – Минприроды РФ, но депутатов такой ответ устроить не мог: ответственность за все, что происходит на территории региона, должны нести в первую очередь губернатор и правительство региона.

Правительство, впрочем, ссылается не только на федеральные структуры, но и на федеральные законы. Когда жителей района в границах улиц Якоби – Багратиона переселяют на Батарейную, то с точки зрения закона все правильно: при ликвидации ветхого и аварийного жилья граждан переселяют в пределах одного населенного пункта. С точки зрения переселяемых и представляющего их депутата – это переезд «в другую страну». А с учетом состояния виадука через железную дорогу – чуть ли не на остров. По федеральному закону, безусловно, все верно, но для жителей Иркутска предлагается разработать и принять специальный закон, который мог бы изменить эту ситуацию к лучшему. 

Отключение в моменте

Дискуссия время от времени заходила на такие темы, что представители правительства не могли ответить на вопросы депутатов – хотя для стороннего наблюдателя, знакомого с практикой работы ЗС, все эти вопросы были предсказуемыми. Депутаты предложили министрам и другим чиновникам тщательно подготовиться к сессии, а на уже прозвучавшие вопросы и вовсе подготовить ответы в письменном виде. Многие вопросы касались не столько отчета, сколько обычной повседневной работы – и правительство явно не справляется с такой важной задачей, как общение с депутатами, пусть даже в онлайн-режиме. Депутатам особенно не понравился момент, когда некоторые министерства просто отключились во время рассмотрения отчета.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Ларисы Федоровой.

На фото: На заседании комитета по строительству
и дорожному хозяйству. Слева направо: вице-спикер
Законодательного собрания Лариса Егорова,
председатель комитета Виктор Побойкин,
заместитель председателя Денис Шершнев

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии