Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Партийные списки хотят отменить?

18 ноября, 2013

 

 

Кто и почему опять меняет правила выборов

 

На федеральном уровне приняты поправки в законодательство о выборах. Теперь у партии «Единая Россия» появилась возможность сократить число мест, распределяемых в Государственной думе и областных парламентах по партийным спискам, а для дум (советов) крупных городов отменить партийные списки полностью, оставив только одномандатные округа.

Очевидна поспешность, с которой меняется — уже не первый раз за несколько лет! — одна из основных норм избирательного законодательства. Так, смешанная система для крупных городов, где в думе (совете) более 20 депутатов, была введена уже после того, как состоялись последние выборы, например в думу Иркутска. И вот ее уже хотят отменить… Примерно такая же ситуация в отношении Государственной думы. В 2012 году решено вернуть смешанную систему, когда половину депутатов избирали по мажоритарной системе (в одномандатных округах), а половину — по пропорциональной (по партийным спискам). Такие правила были отменены после выборов 2003 года, и затем всех депутатов Госдумы избирали только по спискам. Однако теперь, не дожидаясь хотя бы одних выборов по прежней системе, партийные списки решено загнать «ниже плинтуса» — до отметки в 25 процентов от общей численности депутатов. К чему такая суета, и кому это надо?

Инициатор шараханий известен — партия «Единая Россия» и ее парламентские фракции. Примечательно, что официальное обоснование для противоположных действий — и для увеличения, и для уменьшения партийной квоты — одно и то же: нам говорят, что это необходимо «в интересах повышения ответственности участников избирательного процесса, укрепления демократических институтов, развития гражданского общества». В общем, реформаторы избирательного права не утруждают себя объяснениями. Да и зачем? Включили машину для голосования — и дело в шляпе.

Настоящая причина желания отменить партийные списки в другом: «Единая Россия» теряет былую поддержку среди избирателей. И пусть не вводят в заблуждение относительно высокие результаты «ЕР» на осенних выборах 2013 года. Это успех на последнем дыхании, с привлечением всех возможностей административного ресурса. А дальше — пустота: обещания «сделать всем красиво» то ли к 2020-му, то ли к 2030 году вскоре растают, как мираж в пустыне. Собственно, об этом сейчас говорит не только оппозиция, но и, например, Министерство экономического развития РФ.

 


Настоящая причина желания отменить партийные списки в том, что «Единая Россия» теряет былую поддержку среди избирателей. И пусть не вводят в заблуждение относительно высокие результаты «ЕР» на осенних выборах 2013 года. Это успех на последнем дыхании, с привлечением всех возможностей административного ресурса. А дальше — пустота: обещания «сделать всем красиво» то ли к 2020-му, то ли к 2030 году вскоре растают, как мираж в пустыне. Собственно, об этом сейчас говорит не только оппозиция, но и, например, Министерство экономического развития РФ.
 

 

Особую тревогу у «Единой России» вызывает местный уровень. Недавнее поражение «партии власти» на выборах депутатов Красноярского городского совета может стать началом новой серии ее неудач. Во всяком случае, в Иркутске «Единую Россию» ждет тяжелое испытание. Поэтому избирательную систему опять меняют «под себя», в угоду конъюнктурным, сиюминутным соображениям.

Между тем партийные списки — это средство хоть в какой-то степени противостоять диктату «Единой России». Постепенно в малых партиях будет формироваться кадровое ядро, и конкуренты «Единой России» почувствуют себя увереннее и в одномандатных округах. Но именно этого не хочет «Единая Россия», именно поэтому она ломает еще не окрепшую партийную систему, смахивает фигуры с шахматной доски.

А ведь именно многопартийность — основа для конкуренции идей, подходов, концепций. Именно партии отражают основные идеологические течения, политические взгляды, мировоззренческие установки, существующие в обществе.

Кроме того, многопартийность позволяет не допустить или хотя бы (как в России) ограничить монополию на власть, безраздельное доминирование одной группы людей. При  всех «но» партийная ответственность не пустой звук, а партийные механизмы, партийная работа ближе, прозрачнее для избирателей, чем система, где существуют только депутаты-одиночки.

Наконец, партийная система укрепляет единство страны, скрепляет российские регионы через свои отделения, своих сторонников.

Да, выборы в одномандатных округах допустимы, но в пропорции не больше чем «один к одному» с выборами по партийным спискам. Дальнейшее сокращение доли партийных списков на выборах в Государственную думу, региональные и городские парламенты — это путь не только к развалу партийной системы. Это путь к развалу России.

У российской многопартийности есть недостатки, в том числе серьезные. Но это неизбежная болезнь роста. Нужно ею переболеть, нужно пройти эту дорогу, не сворачивая и не пятясь назад. Любые ошибки избиратели могут исправить только постепенно, через многократные выборы. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Это еще раз доказала история с отменой губернаторских выборов. Ничего позитивного такой мораторий не принес. Иногда назначали сильного руководителя, хотя было и немало промахов. Но дело даже не в этом, а в том, что нарушена связь между народом и властью, российским избирателям «кто-то там, наверху» выразил очевидное недоверие, стал решать за них и вместо них.

Федеральное руководство «Единой России», видимо пытаясь снять с себя ответственность за фактическое уничтожение многопартийности, переводит стрелки на региональный уровень. В поправках не говорится об обязательности отмены выборов по партийным спискам. Вместо этого каждому из региональных парламентов предоставляется возможность самому решать, снизить ли долю партийных списков, оставить ее на нынешнем уровне или, для городских дум (советов), отменить ее полностью. Лукавый прием в духе «Единой России»! Обычно партийные отделения и депутатские фракции «ЕР» в регионах послушно действуют по указке сверху.

И все же надежда на благоразумие большинства в Законодательном собрании Иркутской области еще остается. Тем более что на днях руководители администрации президента России призвали региональных руководителей не менять существующие правила выборов, сохранив равную пропорцию между партийными списками и одномандатными округами.

Парламент Прибайкалья правомочен оставить прежнюю, смешанную систему формирования как ЗС, так и дум крупных городов, когда по партийным спискам должно быть избрано не менее половины депутатов. Это сбалансированный, дальновидный вариант, учитывающий все точки зрения, пожелания, интересы избирателей. Он способствует партийному строительству, а также, сохранив статус-кво, не допускает поспешных изменений, ведущих к дальнейшей дискредитации выборов. Призываю депутатов Законодательного собрания принять взвешенное, обоснованное решение. От нас с вами зависит, каким будет общественно-политическая обстановка в регионе.

Владимир Матиенко, депутат Законодательного собрания
Иркутской области от округа № 4 (Свердловский район Иркутска),
руководитель фракции «Гражданская платформа» в ЗС

 


 

По сообщению портала Газета.Ру, выступая 13 ноября на семинаре для вице-губернаторов, отвечающих за политические вопросы, первый заместитель главы администрации президента России Вячеслав Володин назвал оптимальной ту схему, которая заложена для выборов на федеральном уровне, 50 на 50, то есть равное соотношение кандидатов по спискам и одномандатным округам. «Баланс 50 на 50, с одной стороны, позволяет развивать партийную систему, а с другой — усиливать роль личности», — считает первый замглавы президентской администрации. «Это в первую очередь сигнал регионам сохранить политическую систему и не метаться. И лучше придерживаться баланса 50 на 50», — сказал Вячеслав Володин.


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии