Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Страсти по бюджету

21 ноября, 2016

23 ноября сессия Законодательного собрания Иркутской области обсудит в первом чтении проект регионального бюджета на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов. В предшествующие дни одним из главных вопросов бюджетной темы стала инициатива мэра Дмитрия Бердникова о перераспределении части налогов в пользу Иркутска, Братска и Ангарска.  

51.jpg

Кто выиграет (слева) и кто проиграет (справа) от перераспределения части налогов. ГО — городские округа. ДОУ — дошкольные образовательные учреждения (детсады). ФОК — физкультурно-оздоровительные комплексы. МО — муниципальные образования. ФАП — фельдшерско-акушерские пункты. 


Первый заместитель губернатора — председатель правительства Иркутской области Александр Битаров высказал свое мнение относительно внесенных мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым законодательных инициатив, направленных на увеличение налоговых отчислений из регионального бюджета в бюджеты городских округов. Битаров убежден, что предлагаемая налоговая реформа негативно скажется на абсолютном большинстве муниципальных образований области. Кроме того, принятие главного финансового документа региона — бюджета, определяющего уровень и качество жизни населения Прибайкалья в целом, может оказаться под угрозой срыва на ближайшей сессии — в случае, если Законодательное собрание решит поддержать Бердникова, рассмотрение депутатами вопроса об утверждении бюджета неизбежно будет перенесено.

— На сегодня проектом областного бюджета и так не полностью обеспечены многие важнейшие направления, в том числе субвенции на дошкольное образование, исполнение указов президента РФ, субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг для муниципальных образований, ряд социальных законов, — отметил Александр Битаров. — При этом внесенные мэром Иркутска инициативы, по нашим расчетам, изымают из областного бюджета 1,7 млрд рублей. Кроме того, в 2017 году мы не ожидаем такого роста налоговых доходов, как в нынешнем. Поэтому изъятие такой суммы вызовет, безусловно, проблемы сбалансированности и устойчивости бюджета. Если эти поправки будут приняты, то очень сильно выиграет Иркутск, меньше — Братск и Ангарск, другие территории пострадают.

Пытаться получить из области средства для решения своих проблем в то время, когда в региональном бюджете нет стопроцентной обеспеченности важнейших социальных статей, на мой взгляд, не совсем правильно. Приведу еще один пример: депутаты областного парламента, которые хорошо знают ситуацию в территориях, предложили включить в план строительство и ремонт социальных объектов на 4,5 млрд рублей. На сегодня бюджет области смог выделить на эти цели только 1,7 млрд. В случае принятия поправок, предложенных мэром Иркутска, эта сумма наверняка будет значительно снижена.

Законодательные инициативы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова о передаче с 1 января 2017 года городским округам единых нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и дополнительных трех процентов от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) может привести к катастрофе, поскольку они противоречат современной налоговой системе страны, считает депутат Государственной думы России Михаил Щапов.

— Дмитрий Бердников — далеко не первый глава Иркутска, который ставит вопрос о перераспределении НДФЛ в пользу города, — подчеркнул Михаил Щапов. — Позицию мэра, который заботится о своем муниципалитете, нельзя не уважать. Я бы с удовольствием поддержал его инициативу, если бы она не противоречила всей логике налоговой системы России.

Современная система распределения налоговых поступлений устроена крайне несправедливо по отношению к самостоятельным регионам и муниципалитетам. Федеральный центр забирает большую часть поступлений от налогов себе и отдает излишки регионам, которые сами себя прокормить не в состоянии. Законодательство определяет столь же несправедливые правила и по отношению к муниципалитетам. У тех, кто зарабатывает, отбирают излишки и отдают депрессивным территориям.

Налоговую пирамиду необходимо перевернуть: основная часть поступлений должна оставаться в регионах и муниципалитетах, а не в федеральном бюджете. В такой — справедливой для территорий — налоговой системе я буду первым, кто поддержит инициативу Дмитрия Бердникова.

К сожалению, в действующей системе распределения налоговых доходов предложение главы Иркутска потенциально ведет к катастрофе: региону просто нечем компенсировать потери от передачи трех процентов НДФЛ — все забирает федеральный центр. Поэтому сейчас наша задача не делить эти три процента, а приложить все усилия, чтобы не отдать федеральному бюджету хотя бы то, что мы уже имеем, а в перспективе — добиться перераспределения налоговых поступлений в пользу регионов и муниципалитетов.

Глава Общественной палаты Иркутска, доктор юридических наук Сергей Шишкин считает запоздалым внесение налоговых законопроектов мэром областного центра Дмитрием Бердниковым. По мнению Сергея Шишкина, «говорить о налогах, когда сверстан бюджет 2017-го, немного поздно, это может разбалансировать все областные финансы».

— Язык ультиматумов вообще неприемлем в финансах. Он быстро разрушает хрупкий баланс отношений между столицей и областью да и всеми другими муниципалитетами, — считает профессор Шишкин. — Областная власть обязана жить интересами всех муниципалитетов, а ставить интересы одних в угоду других считаю недопустимым. Более того, демонстрация сдержанности и трезвости в подходах в межбюджетных отношениях — одна из основ межмуниципального сотрудничества.

Виктор Сотников, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии