Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Плодотворная дебютная идея

06 октября, 2011

 

 

Туризм на Ольхоне: мифы и реальность

 

4 октября в областном центре состоялся круглый стол на тему, ставшую уже утомительной: «дикий туризм», особо охраняемые природные территории Байкала и общественные усилия по приведению этих территорий в порядок. Инициатором мероприятия стала компания «Пивоварня Хейникен Байкал», которая с 2007 года проводит акцию «Чистые берега Байкала».

Перед началом разговора участникам мероприятия и журналистам показали короткометражный документальный фильм с рассказом о том, как сотрудники «Пивоварни» устраивали «Экологический патруль» на пароме между островом Ольхон и материком, об экологических субботниках, в которых принимали участие до трехсот человек, и очередной порции установленных в Ольхонском районе контейнеров — всего с 2007 года компания построила 18 контейнерных площадок в Ольхонском районе и 13 — в Шара-Тоготском (Республика Бурятия). В двух местах были созданы так называемые микрорезерваты, то есть максимально затруднен путь туристов в те уголки природы, доступ к которым должен быть особо ограничен.

Вся работа, как рассказал директор филиала «Пивоварни» ООО «ОПХ» Евгений Федоров, проводилась в рамках соглашения, заключенного между компанией и федеральным государственным учреждением «Прибайкальский национальный парк». С другой стороны, компания занимается и просветительской работой, для чего был зарегистрирован товарный знак «Чистые берега Байкала» и издан путеводитель по острову Ольхон.

Открывая работу круглого стола, заместитель директора Прибайкальского национального парка Виталий Рябцев рассказал, что, несмотря на все принимаемые меры и введение все новых и новых запретов на ведение хозяйственной деятельности, дикая природа Прибайкалья терпит поражение в нескончаемой войне с человеком. Исчезают одни виды, сильно сокращается численность других, разрушаются целые экосистемы. По мнению Виталия Рябцева, спасением для Ольхона могло бы стать включение всей территории острова в состав Прибайкальского парка, введение обязательной платы за посещение территории парка и строительство крупной перехватывающей парковки в районе поселка МРС и паромной переправы.

Против этого предложения — вся реальная ситуация в районе острова и в Российской Федерации в целом. Перевод острова в статус заповедника означает, что местному населению, не имеющему иных средств к существованию, кроме окружающей их дикой природы, придется куда-то уезжать: жить на острове, где главной целью властей будет сохранение статуса дикой природы, станет практически невозможно.

Мэр Ольхонского района Сергей Копылов рассказал о подсчетах, произведенных районной администрацией впервые в истории муниципального образования: в течение лета каждую пятницу в Ольхонский район прибывали около полутора тысяч автомобилей, каждый выходной день — до тысячи, каждый будний день — до пятисот. Автобусы, кстати, считали отдельно. В сумме полученные данные дали мэру основание утверждать, что в течение туристического сезона (который на острове, куда приезжают любители подледной рыбалки, длиннее, чем в целом на Байкале) в район приезжают до 500 тысяч туристов. Население района, для справки, оценивается в 10 тысяч.

Мэр сразу признался, что его не смущают проблемы с собственностью на земельные участки в районе переправы (Виталий Рябцев предположил, что они будут распроданы «нужным людям» в тот же момент, когда проект парковок будет утвержден и получит финансирование), но смущает Конституция: она запрещает введение ограничений на передвижение граждан в границах страны.

К сомнениям мэра следует добавить, что ни один автомобилист в здравом уме и трезвой памяти не рискнет оставить свой транспорт на какой-то там невнятной парковке без всяких гарантий сохранности. Если уж угоняют в областном центре, то в отдаленном районе, где поди-ка и участковый один на все бескрайние территории, тем более. Если не угонят, то «разуют», сольют бензин или напакостят. Коренное население — уж не скажу по какой причине — вообще относится к приезжим крайне недоброжелательно: то орнитолога зарежут, то туриста застрелят, а количество драк вообще не поддается учету.

Другое соображение, которое наверняка будет высказано против ограничений дикого туризма, заключается в том, что так называемый организованный туризм в Прибайкалье имеет все признаки нецивилизованного. Да, в район приезжают полмиллиона туристов в год, но никто не скажет, сколько из них приезжают в первый и последний раз. Сервис, мягко говоря, никакой, турбазы в большинстве своем явно нелегальные, цены дикие (во всяком случае, Таиланд и Турция, даже со стоимостью перелета, обходятся дешевле). Продукты лучше привозить с собой (отсюда, кстати, и безумное количество мусора), персонал турбаз явно никогда и ничему не обучался, на просьбы и требования реагирует неадекватно. Страховок никто не предлагает, при этом конфликты с буйными соседями приходится разрешать в меру собственных умений.

А знаменитые ольхонские «автобусы» — разбитые уазики и корейские микроавтобусы, которым давно пора на свалку? Кто путешествовал в них хоть раз, тот уже не забудет и никогда не рискнет повторить. Виталий Рябцев наверняка скажет, что в случае превращения территории Ольхона в национальный парк и их придется убрать, потому что хрупкая природа острова располагает к пешим прогулкам, менее травматичным для местных эндемиков. Для природы, наверное, будет хорошо, а для туристического бизнеса, что бы мы ни называли этим словом, смертельно: дорог нет, одни направления, да и посмотреть особо не на что — если быстро-быстро прокатиться по наиболее симпатичным местам, то это одно дело, а тащиться пешком десятки километров — удовольствие на любителя.

Впрочем, ни распространения статуса нацпарка на всю территорию Ольхона, ни каких-либо дополнительных ограничений наверняка не будет, и мечты останутся мечтами. Проблема в том, что представители областного правительства (и принимавшие участие в круглом столе, и более высокопоставленные) не знают законов, которые позволяли бы поставить шлагбаум на въезде в нацпарк. Просто не знают. Хотя примеры есть: полностью закрыт въезд на Куршскую косу (Калининградская область), ограничен въезд на мыс Святой Нос (Республика Бурятия). Если чиновники захотят, закон найдется — смотри пример с запретом наружной рекламы в Москве: пожелал мэр столицы Сергей Собянин очистить улицы от рекламы — и очистил. И даже прокуратура, ссылавшаяся на законы и договоры, заключенные между мэрией и фирмами, разместившими рекламу, ничего не могла в этом случае сделать: у Собянина обнаружилась вдруг политическая воля.

У нас эту волю то ли проявить некому, то ли заключается она в чем-то другом. Берега Байкала и Иркутского водохранилища, зоны водозаборов и любые  другие особо охраняемые в теории территории на практике все чаще застраиваются частными коттеджами, и вот уж эти захваченные территории охраняются так, что снос какой-нибудь баньки или гаража для моторной лодки становится событием и запоминается надолго. Кстати, когда правительство Бурятии начинает попрекать иркутское правительство более низким качеством охраны побережья, это лукавство: весной 2011 года журналисты из Улан-Удэ засняли экскаватор, который черпал гравий прямо с берега Байкала чуть ли не в Баргузинском заповеднике.

Можно, конечно, признать, что участники двух полевых экспедиций, отправленные в рамках проекта «Чистые берега Байкала» на уборку берегов от мусора в июле и августе (по девять дней каждый заезд), выполнили свой гражданский долг. Но смысла в этом небольшом подвиге нет ровно никакого: собранный мусор нужно вывозить за пределы Байкальской природной территории.

По словам Сергея Копылова, есть два полигона твердых бытовых отходов, и доставка кубометра мусора обходится в одном случае в 600 рублей, во втором — в 1500. Понятно, что бюджет малонаселенного, но часто посещаемого района такие траты не потянет. Сергей Копылов попросил у Евгения Федорова не оставить район заботами и в следующем году прикупить для него прессы для мусора, которые позволяют значительно снизить объем ТБО, — для островитян, у которых есть всего два мусоровоза с полезным объемом четыре кубометра каждый, это было бы очень важно.

И вот тут мы подходим к той самой плодотворной идее. Если уж за многие десятилетия усилия волонтеров (убирающих берега Байкала с усердием, какого не дождешься от дворника за любую зарплату) не принесли воспитательного эффекта, то не попробовать ли иную линию поведения? Сейчас «дикий турист» рассуждает просто: даже если он не увезет мусор с собой (а многие, не рассуждая, бросают на берегу все, что не нужно везти домой), то его уберут те же самые волонтеры — от иностранцев из Гринписа до родных депутатов Законодательного собрания. Пусть у людей (той же компании «Пивоварни Хейнекен») будет повод попиарить себя и рассказать всем о своих несомненных заслугах в деле охраны природы, им это важно. И туристу нельзя отказать в определенной логичности.

А теперь представим, что год-два ни один доброволец не будет бродить по пляжам острова с пластиковым пакетом, собирая мусор, и не встретит туристов на пароме, предлагая маечки-кепочки-сувенирчики в обмен на пакеты с мусором (как делали в этом году сотрудники «Пивоварен»). В следующем году туристы просто не поедут на эту свалку. И задача снижения туристического потока решится сама собой, без насилия над законодательством, без строительства парковок, без увеличения расходов на вывоз ТБО и так далее.

Не следует писать об уникальной природе острова и Прибайкальского парка в целом, издавать буклеты и рекламные проспекты. Напротив — нужно чаще и больше писать о том, как там плохо и как трудно добраться, следует «рекламировать» полное отсутствие и нетронутой природы, и высокого уровня комфорта, который имеется буквально в любой другой зоне отдыха. Если туризм в Ольхонском районе нельзя ввести в цивилизованное русло, его следует либо сократить до уровня, на котором с ним справится даже нынешняя администрация при ее нынешнем бюджете, либо вовсе полностью извести на корню. Кстати, дороги в этом случае можно не строить и ЛЭП не проводить, что даст экономию разных бюджетов.

...Через какое-то время и орлы вернутся, и лес восстановится. Чего, собственно, все и хотели.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

На фото: Еще один путеводитель: красивый и... бесполезный

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии