Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Почему плачут дети

24 ноября, 2011

 

 

 

 

В Иркутской области создан официальный сайт Уполномоченного
по правам ребенка, где можно получить полную информацию
о деятельности, задать вопрос (адрес сайта 
irdeti.ru). 

Единый общероссийский номер детского телефона доверия –
8-800-2000-122. 

К общероссийскому номеру подключены
следующие номера телефонов в Иркутске:
8 (3952) 22-93-28
(вторник: 16.00–18.00, четверг: 16.00–18.00,
суббота: 10.00–14.00);
8 (3952) 24-00-07 (круглосуточно); 
8-800-350-40-50
(круглосуточно).

г. Иркутск, ул. Горького, 31.
Тел. приемной: (3952) 24-21-45, телефон доверия: 24-18-45. 

Электронная почта rebenok.irk@gmail.com.

 

 

 

После того как в феврале нынешнего года в Иркутской области появилась служба Уполномоченного по правам ребенка, количество обращений граждан, связанных с нарушениями прав детей, возросло в разы. Как считает глава службы Семен Круть, это стало следствием того, что проблемами юных граждан теперь занимается отдельная структура.


Подводя итоги деятельности за девять месяцев текущего года, Семен Круть отметил, что за это время было рассмотрено 519 обращений. 318 человек обратились письменно, 108 – устно, 93 позвонили на телефон доверия.

Почти четверть всех обращений касаются нарушений жилищных прав несовершеннолетних. Серьезная проблема – обеспечение жильем детей-сирот. На будущий год в бюджете региона на эти цели предусмотрено 100 млн рублей. Это немного, но все же.

– Причем надо иметь в виду, что наряду с областным финансированием идет федеральное софинансирование. Чем больше средств выделит область, тем больше даст федерация, – говорит Семен Круть. – Конечно, часть нуждающихся в жилье уже как-то решила эту проблему, но многие мыкаются без угла, без работы, что им остается – попрошайничать и воровать? Идти в тюрьму? Этот вопрос надо решать безотлагательно.

Вторыми по количеству обращений являются нарушения прав детей в сфере образования и воспитания. Иркутская область на фоне других регионов выглядит не лучшим образом – в первую очередь из-за того, что многие родители не могут устроить детей в детские сады. Напомним, сейчас областная очередь составляет без малого шестьдесят тысяч ребятишек.

– Частые обращения по данной проблеме поступают от многодетных и одиноких матерей, приемных родителей, а также матерей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – отмечает Семен Круть.

Он поделился тем, насколько успешно проблема очередности решается в других регионах (например, в Пермском крае). Для развития дошкольного образования необходима, в первую очередь, государственная поддержка вариативных форм дошкольных образовательных учреждений. В том числе негосударственных учреждений: детских садов семейного типа, детских садов в режиме кратковременного пребывания (группы вечернего пребывания, группы выходного дня), детских социальных игровых комнат в жилых домах, центров дополнительного образования, корпоративных детских садов, центров поддержки и развития детей.

– По такому пути идут многие субъекты федерации. Безусловно, необходимо развивать и сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений, – уверен Семен Круть. – В Пермском крае для семей, имеющих детей в возрасте от полутора до пяти лет, с 2008 года реализуется проект «Мамин выбор». Семьи подразделены на две категории – благополучные и те, что находятся в социально опасном положении. Детям из последних семей без очереди предоставляется место в дошкольном учреждении. Другие родители могут выбрать либо место в детсаду, либо пособие. Проект решает три основных задачи: ликвидацию очереди в детские сады, развитие семейных форм воспитания детей, развитие рынка дошкольных образовательных услуг.

За три года реализации проекта очередь в дошкольные образовательные учреждения в Пермском крае сократилась на 82%.  В садики ходят 94 процента пяти-семилетних детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

При этом, несмотря на то что выплаты серьезно влияют на сокращение очереди, детские сады в Пермском крае строятся очень активно. Подобные программы с успехом работают в Тюменской, Кемеровской областях и других регионах.

– Проблему очередей в детсады можно сдвинуть только совместными усилиями областных и муниципальных властей, и делать это необходимо как можно быстрее, – уверен Семен Круть. Однако пока, по его мнению, проблема в Иркутской области очень далека от решения.

Не менее актуальной остается тема защиты прав детей от насилия и жестокого обращения. По мнению Семена Крутя, она не столь остро стоит в социально благополучных регионах, где у родителей есть работа и стабильная зарплата.

В первую очередь необходимо говорить о катастрофической распространенности сексуального насилия над детьми. На территории Иркутской области при общем снижении преступлений против половой неприкосновенности личности дети все чаще становятся объектами сексуальных домогательств. Несовершеннолетние составляют почти половину жертв таких преступлений, только за текущий год в регионе возбуждено 45 уголовных дел по фактам сексуальных преступлений против детей; потерпевшими являются свыше 50 человек.

Особую тревогу вызывает и тот факт, что значительная часть преступлений против половой неприкосновенности детей совершается в семьях, где проживают и воспитываются дети – жертвы таких преступлений. Кроме того, до настоящего времени некоторые из пострадавших ребят продолжают находиться в потенциально опасных для них условиях, проживая в крайне неблагополучных семьях с родителями, по вине которых они стали жертвами педофилов.

Ежегодно от различных преступлений насильственного характера в Иркутской области страдают около полутора тысяч детей. В прошлом году жертвами убийств и покушений на убийство стали 29 детей, жертвами преступлений сексуального характера 164 ребенка, тяжкие телесные повреждения причинены 44 детям. За этот же период выявлен 121 случай жестокого обращения с детьми.

В нынешнем году последний случай произошел уже в ноябре. В Иркутске мужчина жестоко избил своего двухлетнего сына, ребенка госпитализировали в Ивано-Матренинскую детскую клиническую больницу, при первичном осмотре мальчика врачи обнаружили закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, гематому лица, разрывы слизистой полости рта и рваную рану пальца левой кисти. Мальчишка столь жестоко пострадал за… поставленные в неположенном месте сандалии!

Сейчас дело у ребенка идет на поправку, и в скором времени малыша можно будет выписывать. Вопрос: куда? Мать умерла. Доверить папе? Невозможно. Вероятно, мальчик будет помещен в детское учреждение, а затем, бог даст, попадет в хорошую семью.

Уполномоченному по правам ребенка Семену Крутю задали вопрос, который тревожит сейчас многих иркутян: как он смотрит на приговор суда, вынесенный в отношении молодых людей, избивших водителя школьного автобуса и стрелявших в автобус, где находились дети? Напомним, согласно судебному решению водителю автобуса в качестве компенсации была передана денежная сумма.

– Меня тоже удивил этот приговор, – говорит Семен Круть. – Невозможно даже представить, что люди среди бела дня начали избивать водителя, что бы он там ни сделал. А уж расстреливать автобус, да еще с детьми, вообще ни в какие рамки не входит. Я поддерживаю городские власти в том, что виновные лица должны быть наказаны.

В завершение Семен Круть отметил, что региональная служба Уполномоченного по правам ребенка находит взаимопонимание при работе с исполнительной властью, но нередко сами проблемы появляются в результате недоработок чиновников. Поэтому каждое должностное лицо должно делать свою работу на совесть, тем более если от этого зависят судьбы детей.


Ирина Ружникова, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии