Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Поработать ради будущего

28 Февраля, 2022

Дума Иркутска провела 21 февраля депутатские слушания, предварившие очередную сессию, состоявшуюся на следующий день. Депутаты начали работу с заслушивания отчетов о состоянии правопорядка на территории областного центра в 2021 году.

1р.jpg

Тонкая задача расселения

Хотя общее количество правонарушений в минувшем году сократилось, есть в городе ситуации, на которые, по мнению депутатов, полиции следовало бы обращать больше внимания. Например, депутат Александр Квасов попросил активнее бороться с людьми, которые расписывают городские объекты различными малохудожественными надписями. Нет никаких сомнений в том, что Бэнкси, который рисует исключительно на городских стенах, такой же символ нашего времени, как Рембрандт – своего. Но в Иркутске до сих пор не нашлось своего Бэнкси, зато полно мелких негодяев, малюющих что в голову взбредет и где захочется.

Начальник управления полиции по городу Иркутску Олег Савин согласился с оценкой депутата Квасова, но заявил, что очисткой домов должны заниматься управляющие компании. Полиция борется с распространением настенной информации о продаже наркотиков, несколько случаев выявления и наказания граждан были и в прошлом году.

Депутаты и полицейские обсудили неправильно отрегулированный светофор на выезде из города в сторону Хомутова, ремонт ограждений проездной части после ДТП. По первому вопросу сотрудники ГИБДД пообещали провести рейд и проанализировать причины образования пробки. По второму вопросу выяснилось, что обязанность восстановить ограждение лежит на виновнике ДТП – за счет личных средств или страховки.

Первый заместитель министра строительства Иркутской области Валерий Жильцов рассказал депутатам о работе его ведомства по увеличению стоимости квадратного метра для реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». Иркутск относится к тем немногим муниципальным образованиям области, которые могут вложить значительные суммы в приобретение и строительство жилья для расселения граждан из аварийного жилого фонда. Однако из-за роста цен на строительные материалы, а следовательно, и роста цены квадратного метра в построенном жилье работу в этом направлении вести все труднее. Правительство Иркутской области ведет постоянную работу по увеличению стоимости расчетного квадратного метра, и к началу 2022 года она достигла 80 910 рублей за квадрат. От стоимости квадратного метра зависит размер компенсации из федерального бюджета, которую получают регион и муниципалитет.

Отвечая на вопрос депутата Юрия Коренева, первый замминистра пояснил, что цена квадратного метра в Иркутской области – вторая по величине в Сибирском федеральном округе. Выше только в Республике Тыва, но там ситуация особенная: в РТ в принципе не было жилого строительства, поэтому цену брали с рынка вторичного жилья. Депутат напомнил, что застройщики продают квадратный метр по 110 тыс. рублей и даже более, и если при этом стоимость на федеральный уровень подается на 30–40 тыс. рублей ниже, то как застройщики получают сверхприбыль? Валерий Жильцов пояснил, что от региона подается средняя стоимость квадрата по всем муниципальным образованиям – в Саянске, например, квадрат стоит около 50–60 тыс. Между прочим, в 2020 году по всей Иркутской области насчитали едва 48–55 тыс. рублей, так что новая методика, которая дала 81 тыс. рублей, – уже большой успех. В Республике Бурятия, с которой у нас принято сравнивать все показатели, произошла обратная история: там стоимость квадрата снизили с 81 тыс. рублей до средних по Дальневосточному федеральному округу 69 тыс. рублей.   

Председатель думы Евгений Стекачев после серии дополнительных вопросов смог узнать у замминистра, что корректировка стоимости может происходить один раз в квартал, а вот застройщики не могут поднимать цену квадратного метра произвольно и даже в том случае, если произошел рост цен на стройматериалы. Кроме того, правительство области работает над увеличением федеральных лимитов для Иркутской области, что позволит увеличить количество семей, расселенных из аварийного жилья. Министерство в 2021 году провело 17 совещаний с областным Союзом строителей, каждый раз уговаривая подать реальные данные по стоимости квадратного метра. По мнению представителей минстроя, именно эта работа и позволила повысить всего за год стоимость квадратного метра почти в два раза. Поскольку близкая к расчетной стоимость квадратного метра есть только в трех муниципальных образованиях (Иркутск, Иркутский район, Ангарск), только эти три муниципалитета и получат федеральную субсидию.

Подводя итоги обсуждения, Евгений Стекачев отметил, что даже при сложившейся в отрасли ситуации Управление капитального строительства Иркутска смогло выполнить задачи по расселению и построить жилье для расселения из ветхих и аварийных домов за установленную сумму. Нужно соблюдать баланс и действовать так аккуратно, чтобы, с одной стороны, поддержать строительные компании, а с другой – не взвинтить цены на рынке жилья.

Университет мечты

Программу развития Иркутского национального исследовательского технического университета (ИрНИТУ) до 2030 года и предварительный отчет о работе за прошедшие годы представил депутатам ректор вуза Михаил Корняков. Он напомнил, что на федеральном уровне разработана программа «Приоритет-2030», которая ставит задачу сформировать в России 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Пока ИрНИТУ вошел в список 106 университетов – участников Программы стратегического академического лидерства, стал победителем дополнительного конкурса на получение гранта программы «Приоритет-2030» и добился того, что доля научно-исследовательских работ и коммерциализации в доходах вуза составила 35 процентов. Доля студентов, участвующих в НИОКР, выросла до 30 процентов.

Каждый вуз должен был определить два приоритетных направления в своей работе, и для ИрНИТУ ими стали iGeoDesign (направленный на изменение принципов работы горно-геологической отрасли в РФ) и i.DIT (различные проекты в интересах отрасли, региона и города, в том числе в области строительства, авиа- и машиностроения и т. д.). Университет работает над проектом «цифрового двойника» Иркутской агломерации, в который будут занесены все дороги, светофоры и потоки движения транспорта. Это позволит более точно организовать ремонт инфраструктурных объектов и сократить пробки в летний сезон.

Финансирование программы развития ИрНИТУ предусматривает выделение собственных средств вуза (более 449 млн рублей, около 15 процентов), средств регионального бюджета (450 млн рублей) и 2,1 млрд рублей из федерального бюджета. Эти средства делятся на три цикла (2022–2024, 2025–2029 и 2030 годы). Реализация программы даст городу эффект в виде привлеченных средств (ориентировочно около 18 млрд рублей в период 2022–2030 годов), рост налоговых отчислений от ИрНИТУ (до 382 млн рублей) и до 560 новых рабочих мест. Все это при условии, что количество реализованных вузом технологических проектов вырастет со 110 до 260, как это запланировано руководством вуза.

Ректор рассказал о планах по строительству межвузовского кампуса, который может привлечь в Иркутск дополнительно около шести тысяч студентов, о возможностях заниматься бизнесом для студентов вузов и пообещал подключиться к анализу строительных материалов, которые используются при благоустройстве городских улиц и мест отдыха. Евгений Стекачев от имени всех депутатов поблагодарил Михаила Корнякова за проделанную работу и предложил принять информацию о работе вуза к сведению.

С учетом грядущего коллапса

Доклад заместителя мэра Иркутска Романа Орноева об итогах проектирования реконструкции транспортной развязки улица Лермонтова – объездная дорога Первомайский – Университетский начался с трех ключевых фактов: проектирование объекта завершено; экологическая экспертиза должна быть получена в апреле, а окончательно утвержденный проект – в августе 2022 года. На схеме будущих транспортных узлов уже показаны выделенные полосы для общественного транспорта, зеленые зоны, а также сохраненные автозаправки – их снос оказался настолько дорогим делом, что проектировщики решили не делать этого. Работы, включающие перенос многочисленных инфраструктурных объектов, займут не менее четырех лет, но Роман Орноев пообещал, что все работы будут проходить без снижения пропускной способности существующих дорог.

Проект синхронизирован с работами по так называемому южному обходу, который выйдет на Мельничную падь, и предварительно оценивается по стоимости в 4 млрд рублей. Кроме того, с 2023 года вступает в силу новый ГОСТ для асфальтобетонной смеси – с более жесткими требованиями к долговечности покрытия. Это означает, что новые дороги и развязки должны будут служить не три–пять лет, а несколько дольше. Хотя насколько дольше, пока сказать трудно. Депутаты попросили уточнить, предусмотрены ли работы на развязке плотины ГЭС, однако Роман Орноев пояснил: в 2021 году торги не состоялись. Все работы сдвинулись таким образом, что после внесения уточнений в бюджет весной 2022 года контракт будет разыгран заново, чтобы завершить работы в 2023 году. В то же время Маратовская развязка является объектом областного значения, и к проектированию каких-либо работ по нему городская администрация приступить не может.  

Депутаты, выступившие при обсуждении дорожных проблем, отметили, что ситуация в городе сама по себе становится сложнее с каждым днем, а с учетом возможного закрытия плотины ГЭС транспортный коллапс неизбежен. Одна из городских проблем – это отсутствие парковок. Городская администрация предлагает думе одобрить непривычный, но уже оправдавший себя в других странах вариант – создать в городе мобильные парковки роторного, пазлового и башенного типа. Стоимость создания одного объекта составляет 900 тыс. рублей, зато такое решение позволит с гарантией разместить на пространстве, которое сейчас занимают две-три машины, несколько десятков автомобилей.

– Идея просто запретить въезд в центр города едва ли будет пользоваться успехом, – отметил Роман Орноев. – Парковки башенного и роторного типа уже используются во многих странах мира и во многих городах России. Их можно разместить как в надземном, так и в подземном исполнении, что существенно упрощает поиск земельного участка. Я настаиваю на выполнении хотя бы одного такого проекта в центральной части Иркутска.

Евгений Стекачев задал резонный вопрос: кто будет строить и на какие средства? По мнению председателя думы, в первую очередь нужно переходить с маловместительного общественного транспорта на автобус средней и большой вместительности. Депутат Сергей Юдин заявил, что в представленной депутатам презентации парковок новых типов есть рациональное зерно и многие жители многоквартирных жилых домов были бы рады иметь у себя во дворе такую парковку – удобную, антивандальную и вместительную. Депутат предложил рассмотреть вопрос о создании нескольких таких модулей в разных районах города и посмотреть, как это будет работать.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Алексея Кушниренко, «Байкальские вести».

На фото: На депутатских слушаниях в городской думе

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии