Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Последний вздох соцреализма

13 марта, 2023

Первую весеннюю лекцию проекта «Научные субботники» представила гостям Иркутского государственного университета кандидат исторических наук, доцент Высшей школы журналистики и медиапроизводства Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации (ИФИЯМ) ИГУ, член Союза художников России Яна Лисицина. Тема – как и многие в этом сезоне проекта – была довольно неожиданная: «Художники – БАМу! Байкало-Амурская магистраль как источник вдохновения для мастеров отечественного изобразительного искусства».

«Пора формировать бригады»

– Начать нужно с того, почему у нас вдруг, «ни с того ни с сего» огромное количество работ по БАМу. Конечно, это была государственная политика. Байкало-Амурская магистраль, которую называли стройкой века, оказала огромное влияние на развитие страны. Не только в экономике, но и в области искусства, – начала свой рассказ Яна Лисицина.

К теме БАМа советские художники подошли, что называется, комплексно. Они погружались в атмосферу стройки на месте, общались со строителями, и это позволило создать яркие произведения – живописные, графические, скульптурные. Сегодня эти работы представлены в экспозициях многих музеев страны, в том числе в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева и Иркутском областном краеведческом музее имени Н.Н. Муравьева-Амурского. Однако надо помнить, что на БАМе работали художники не только из Иркутской области – на трассу приезжали мастера со всего СССР и даже из-за границы.

Основным периодом работы художников стали 1970–1984 годы, когда на магистрали шли основные строительные работы. На первую половину 1970-х пришлись два важных юбилея: 50 лет образования СССР и 30 лет Победы в Великой Отечественной войне. К каждой из дат были приурочены выставки, собравшие огромное количество участников и представленных ими работ.

– Вы пришли на выставку и увидели блестящую вершину айсберга, потому что устроить выставку – это огромная работа Союза художников, огромное мероприятие. Художники живут по всей стране, нужно отобрать лучшие работы, а выставком должен отсеять всякий «шлак» – непрофессиональные работы, не соответствующие тематике. И вот представьте: нужно собрать художников, собрать их работы, отобрать, сформировать по определенным канонам экспозицию… Действительно огромное мероприятие, а представьте все это в 1970-е годы – какие это затраты сил и ресурсов, – отметила Яна Лисицина.

Представляя объем предстоящих мероприятий, Союз художников начал готовиться к  крупным выставкам, в том числе формируя творческие группы. Иногда их называли творческими бригадами.

Художники выезжали на крупные стройки, промышленные предприятия и в колхозы для сбора «творческого материала». Зачастую эти поездки совмещали с просветительской работой и помощью в оформлении наглядной агитации. Из таких поездок художники привозили не только впечатления, но и многочисленные наброски, эскизы, зарисовки. Работа непосредственно на производстве позволяла мастерам погрузиться и в трудовые процессы, и в быт людей.

Куда пошлет родной ЦК

К середине 1970-х у советских художников была уже большая традиция и опыт таких поездок: первые из них состоялись еще в начале 1920-х. Яна Лисицина напомнила гостям лектория, что еще в 1922 году, во время 47-й выставки художников-передвижников, участники выставки обратились в ЦК РКП (б) с предложением: художники предоставляют себя в распоряжение революции, а ЦК пусть укажет им, как нужно работать.

ЦК ответил именно так, как должен был: ступайте в рабочую массу, изучайте ее – рабочие подскажут, в каком направлении работать. Художники, входившие в Ассоциацию художников революционной России и работавшие в стиле реализма, начали получать государственные заказы – а это деньги, это возможность снова куда-то ехать и работать еще больше.

В апреле 1932 года все группы и ассоциации были запрещены, потому что ВКП(б) решил собрать все творческие силы в единые структуры, за пределами которых работать было уже рискованно (да и, по существу, невозможно), – Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников. Последний не имел единого центра и разделялся по регионам, и только в 1957 г. был создан единый Союз художников СССР.

Система контрактации, при которой художник получал аванс под обязательство к определенной дате написать такую-то работу на заранее оговоренную тему, была довольно удобна и выгодна для обеих сторон. Государство получало стабильный творческий продукт, контролировала творческие процессы, а художники могли сравнительно спокойно жить и творить в меру отпущенного природой таланта.

Власти очень хорошо понимали важную роль искусства для государства и неустанно это транслировали. Леонид Брежнев на XXV съезде КПСС говорил: «Талантливое произведение литературы или искусства – это национальное достояние. Мы хорошо знаем, что художественное слово, переливы красок, выразительность камня, гармония звуков вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях».

В Сибири художники хорошо освоили бригадный метод работы – с начала 1950-х здесь не прекращались масштабные стройки. Для зональной выставки «Сибирь социалистическая» были сформированы четыре бригады – «Хлеб Сибири», «Нефть Сибири», «Энергетика Сибири» и «Индустрия Сибири». Всего за год, с апреля 1972-го по апрель 1973 года, были созданы 42 бригады, в которые вошли более 500 художников.

– Нельзя говорить, что к этому принуждали, – подчеркнула Яна Лисицина. – Это был призыв, а художники – люди открытые, они на многое откликались. А как иначе отобразить стройку? Надо ехать и видеть, надо видеть именно БАМ. Это не фантазии, где розовые единороги среди голубых облачков скачут, это конкретика. Говорили так: «Из прокуренного окна действительно ничего не увидишь…».

«Нам есть что сказать…»

По Иркутской области проходил западный участок БАМа, и иркутские художники ездили на стройку уже в начале 1970-х, однако в 1974 году в городе Горьком (ранее и теперь Нижний Новгород) прошло расширенное заседание правления Союза художников СССР с участием Академии художеств, Министерства культуры и других организаций. Совещание пришло к выводу, жизнь человека труда отображается явно недостаточно. Дальнейшую историю Яна Лисицина отслеживала по архивным документам Союза художников: 1974 год – идут постоянные обсуждения вопроса о формировании бригад, художники в течение нескольких лет неустанно пишут заявления о выделении материальной помощи на поездки. Руководил всей работой по организации поездок председатель Иркутского регионального отделения СХ РСФСР Виталий Рогаль, который и сам прошел практически весь западный участок БАМа от начала до конца.

Понимая, какие условия могут быть на такой стройке, ездили в основном мужчины, но ездили много: в 1979 году подытоживалось, что, например, 48 художников (практически вся иркутская организация СХ) по командировкам обкомов КПСС и ВЛКСМ, управления культуры и СХ проехали от Усть-Кута до Звездного, Нии-Грузинской, Магистрального, Улькана, Кунермы, Гранитного и Давана.

В альбоме «БАМ построен» эта история описана так: «Все десять лет героического труда, вместе с первопроходцами – строителями БАМа – бок о бок шли художники, чтобы запечатлеть, сохранить и донести до грядущих поколений подвиг нашего современника. Тысячи исхоженных километров суровой земли, каждодневное наблюдение, а порой и непосредственное участие в нелегком труде строителей, жизнь в палатках, вагончиках – все это вылилось в многочисленные наброски, эскизы, этюды, а затем в полотна, графические листы, воплотилось в мраморе, бронзе».

Вместе с иркутскими художниками, для которых БАМ был – рукой подать, в командировки ездили коллеги из Азербайджана, Грузии, Украины, Узбекистана, ГДР и Венгрии, в 1978 году в Иркутске целый месяц работала большая группа художников из Монголии. Художник Лидия Шестакова вспоминала, что условия работы были крайне непростые: так, в помещении, выделенном художникам, замерзала вода. Вся поездка обошлась в 240 рублей, не считая затрат на материалы. Правда, и отдача была заметная: вместе с мужем она организовала выставку в Магистральном и поработала с местными художниками. Многие после таких поездок долгие годы вспоминали самые мимолетные встречи со строителями, эпизоды совместной работы.

В 1978 году в Кунерме иркутские художники вместе с иностранными коллегами впервые устроили импровизированную международную выставку – работы разместили прямо на стене дома, и, несмотря на дождь, весь поселок пришел смотреть на портреты друзей и соседей. Виталий Рогаль вспоминал позднее, что в этот день шла трансляция футбольного матча, но и это не привлекло жителей поселка. «Так искусство победило спорт!» – говорил Рогаль.

Итогом этих поездок стала выставка «Художники о БАМе», которая прошла в Иркутском художественном музее в ноябре 1978 года. Она стала преддверием республиканской выставки и в то же время отчетом иркутских художников перед государственными и партийными органами за выделенные средства. Сорок девять иркутских мастеров представили 150 работ, в обсуждении которых принимали участие и строители БАМа. Сами художники, по словам Яны Лисициной, до последнего сомневались в качестве представленных ими работ и ставили сами себе максимально высокую планку: магистрали века – только шедевры. Сомнения были напрасны: и строители, и первый секретарь обкома Николай Банников, и эксперты республиканской выставки, состоявшейся в следующем году в Улан-Удэ, признали работы иркутских художников самыми сильными из написанных на магистрали.

Республиканская (всероссийская) выставка в Улан-Удэ в 1979 году собрала 960 мастеров, представивших около двух тысяч работ. Иркутские художники привезли 184 работы, и, по оценке художника Анатолия Алексеева, «ни Москва, ни Ленинград не дали на выставку такого количества работ и такого высокого качества, как Иркутск». Награды Центрального комитета ВЛКСМ, Министерства культуры РСФСР, Союза получили иркутские художники: Анатолий Алексеев – первую премию за серию портретов строителей БАМа; вторую вручили Виталию Рогалю за серию пейзажей БАМа, третью – Виталию Смагину за картины «БАМ шагает» и «На Даване». За серию литографий «Северо-Байкальский тоннель» Александр Муравьев удостоен Всесоюзной премии Ленинского комсомола.

От реализма к романтизму

В заключительной части лекции Яна Лисицина показала гостям лектория некоторые из работ, представленных на тех исторических выставках и в альбомах «Мы строим БАМ» и «БАМ построен», изданном в 1987 году. Работа Андрея Яковлева «Сопричастность», которая дала название этому блоку лекции, казалось бы написана в стиле реализма, но это глубоко романтичная и сложная работа. На картине – молчаливый диалог между художником и  строителем БАМа, и они взаимодействуют с третьим – со зрителем этого полотна. Это рождает чувство сопричастности, внутренней связи между творцами, один из которых – творец великой сибирской магистрали, другой – картины, призванный запечатлеть его труд. Сопричастность, попытка приравнять инструменты художника к инструментам строителей, сопоставить «штык и перо» – вот что было подспудной темой многих работ.

БАМ и его строители не могли выглядеть не то что неприглядно – они должны были выглядеть привлекательно. Маленькая деталь с картины Яковлева: на столе лежат сигареты – и это не страшная по дизайну пачки и содержимому «Прима», это модный в то время OPAL с фильтром

Яна Лисицина выделила несколько точек для тематического упорядочения обширного объема бамовских произведений: от темы труда и производственного пейзажа, до быта и человеческих взаимоотношений.

Путь, техника, пейзаж, люди, строительные объекты – вот основные темы были главными для художников, изображавших БАМ. Как один из слушателей лекции Яны Лисициной (и, наверное, как и многие из них) могу посмотреть на то время совсем другими глазами. Например, картина Николая Наврося «База геологов»: окруженная со всех сторон водой, на острове расположилась база – здание с вышкой и ветроуказателем на дальнем плане и две цистерны под нефтепродукты прямо на берегу реки. Надо ли теперь объяснять, почему БАМ строили так долго, почему он стоил так дорого и насколько мало беспокоил строителей результат? Нефтебаза в зоне затопления (а в Сибири весенний ледоход в порядке вещей), да к тому же на острове, с которого все доставленное придется вывозить долго и с большим трудом, – разве это не абсурд? На бескрайних просторах Сибири не смогли найти другой клочок земли размером с футбольное поле – потому что действовали по принципу «и так сойдет», да и знали, что пользоваться всем этим уже не им.

Не хочется искать у каждого художника «фигу в кармане», но куда деваться, если картина Бориса Шатохина называется «На БАМе будут яблони цвести». Очевидно, что это отсылка к известной песне на стихи Евгения Долматовского «И на Марсе будут яблони цвести» – может, и будут, но когда и какой ценой? Неужели те, кто строил БАМ, не видели, в какой климатической зоне это происходит? Видели, все понимали, но пока еще верили.

Несколько больше повезло тем, кто осел в городах. Работа Олега Филатчева «Северобайкальск. Молодая семья», написанная в 1978 году, отсылает не к соцреализму, а прямиком в эпоху Возрождения – строящийся дом напоминает собор, люди на заднем плане – картины Боттичелли, а молодая семья в центре – что-то и вовсе иконописное. Правда, традиция иконописи не православная, а скорее западноевропейская. Как и картина Юрия Ракши «Разговор о будущем» (1979) – по композиции, цвету и лицам людей это не соцреализм, а какая-то бамовская версия «Тайной вечери»: три пролета окна за спинами людей, пейзаж за этим окном, один человек в центре и две симметричные группы по бокам от него, деревянный стол. Сравните хотя бы с картиной Сальвадора Дали на эту тему.

– Художник живет, пока живут его работы, – говорит Яна Лисицина. Картины, написанные на БАМе, должны жить долго, потому что в них, созданных совсем с другими целями, отразился поздний СССР. Художник Михаил Обмыш-Кузнецов на картине своей картине «Три взгляда в сторону Севера» показал, что человеку уже не нужно временное неудобное жилище, БАМ построен, жизнь наладилась.

«Потомки наши будут благодарны нам за то, что художники нашего времени запечатлели и отразили в эпических образах великую созидательную деятельность строителей Байкало-Амурской магистрали. И поэтому все, что создано иркутскими живописцами и графиками, имеет не только художественное, но и историческое значение», – сказано в каталоге иркутской областной выставки «Художники БАМу», изданном в 1980 году. Будут, но не совсем за то, о чем думал автор этой цитаты.

1у.jpg2у.jpg3у.jpg4у.jpg5у.jpg6у.jpg

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото с презентации Яны Лисициной.

На фото: Чувахин Н. «На трассе БАМа». 1978;

Жемерикин В. «Серебряные рельсы». 1979;

Яковлев А. «Сопричастность». 1977;

Наврось Н. «База геологов». 1978;

Ракша Ю. «Разговор о будущем». 1979;

М. Обмыш-Кузнецов. «Авиапочта». 1984

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии