Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Прибайкалье-2012. Итоги

24 декабря, 2012


На федеральном уровне основным «официальным» событием 2012 года стали, безусловно, выборы президента России и связанные с этим политические и околополитические действия в обществе.

Затухание импульса

Вопреки устоявшемуся в либеральной и политической среде мнению о неприятии большей частью общества личности Владимира Путина, он одержал победу более-менее «по-честному» уже в первом туре. Оспаривать эту победу не рискнул никто из его оппонентов: по всей видимости, реальный уровень фальсификаций на этих выборах был действительно не намного превышающим арифметическую погрешность. Победа Путина хотя и вызвала массовую истерику в определенных кругах, однако нанесла реальный и достаточно сокрушительный удар по так называемой внесистемной оппозиции, наглядно продемонстрировав отсутствие у последней внятного плана действий как в случае получения ею власти, так и в условиях противостояния текущему режиму.

Следует отметить, что власти в условиях массового протеста также повели себя достаточно неадекватно, избрав порочную практику силового противодействия. Фактор манипулирования массами со стороны лидеров оппозиции и отсутствие у них программы действий могли бы быть использованы более грамотно и привести в конечном счете к полной дискредитации протестных движений, сделав их смешными и нелепыми. Судя по действиям властей, однако, у них также отсутствует понимание реальной ситуации и программа действий.

Массовые пред- и поствыборные волнения в столице удивительным образом не нашли практически никакой поддержки в регионах. Судя по всему, откровенно политический характер этих волнений при отсутствии внятной программы действий на самом деле является всего лишь необходимым для общества выплеском гражданской активности, спровоцированным выборами, а не осознанным протестом широких слоев населения. Это предположение подтверждается и проведенным после выборов президента «маршем миллионов» в Иркутске, в котором приняли участие практически все представители политической или околополитической «тусовки» региона, независимо от их реальных политических взглядов.

 


Предполагаемые слабость и политическая некомпетентность бизнесмена Сергея Ерощенко, к разочарованию многих политиков, оказались мифом. По всей видимости, приветствуя смену губернатора, многие политики региона были готовы к кулуарному манипулированию новым главой региона и отнюдь не были готовы к обратному процессу. Ранее не занимавшийся политикой губернатор неожиданно показал себя способным не только к мощным кулуарным  «многоходовкам», но и к жестким и одновременно продуманным решениям. Создается ощущение, что к моменту вступления в должность Сергей Ерощенко уже пришел с готовым планом последовательных действий по исправлению ситуации в регионе либо оказался способен принимать правильные решения и предвидеть их последствия сразу, «на лету». И то и другое характеризует его как сильнейшего политического игрока, который и будет определять региональную политику в будущем.
 

 

Время новой реставрации

Фактический провал оппозиции на федеральном уровне повлек далеко идущие последствия на уровне региона. Так, стала очевидно бессмысленной ставка отдельных политиков и структур на протестную риторику, на уличные акции и критику федеральной власти. Во многом благодаря событиям весны 2012 года, общество оказалось естественным образом втянуто в состояние стагнации и своеобразного «застоя», усталости, нежелания менять политическую и экономическую ситуацию. В то же время в обществе окончательно сформировалось представление о «Единой России» как новой партийной номенклатуре, потерявшей связь с населением и потому не имеющей достаточного кредита доверия.

Эти настроения были наглядно продемонстрированы, в частности, на муниципальных выборах 14 октября, когда население избрало либо реально достойных кандидатов, либо, при отсутствии таковых, — привычных руководителей, пусть и скомпрометированных конкурентами.

Вторым важным федеральным фактором, сыгравшим значительную роль в формировании политической и общественной ментальности в регионах, стала отставка министра обороны и связанные с этим уголовные дела. Федеральная власть совершенно неожиданно, через 12 лет «закручивания гаек», продемонстрировала способность хотя бы отчасти «сдавать своих». Это сработало намного эффективнее, чем собственно «закручивание гаек», так как региональным элитам было наглядно продемонстрировано, что принадлежность к номенклатуре любого уровня не дает им гарантии полной безнаказанности.

Безусловно, значительную роль в формировании политической ситуации сыграло и принятие ряда запретительных законов в области СМИ, религии и распространения информации. Фактический возврат цензуры и общая неадекватность этих законов, реализованных благодаря настойчивости незначительной группы лиц, наглядно продемонстрировали обществу слабость и невменяемость власти, а также отсутствие четких «правил игры» в российской политике. В этих условиях значимым критерием успеха становится теперь уже даже не исповедание тех или иных принципов, а скорее просто принадлежность к тому или иному клану, корпорации, от лица которой ведутся те или иные действия. Соответственно, в российской, в том числе и региональной, политике на передний план выходят не интересы общества или государства, даже не следование закону или его нарушение, а элементарно интересы корпораций.

 

Миф, сюрприз и ощущение

Главным событием региональной политики стала смена губернатора Иркутской области. Неожиданная, с точки зрения обывателя, замена первого лица региона, что называется, «на полном скаку», стала на самом деле результатом многолетних кулуарных интриг, в том числе на федеральном уровне. Немаловажную роль в смещении Дмитрия Мезенцева сыграла и крайне необычная для современной российской политики тайная операция по «сливу» компромата непосредственно из структур госбезопасности в федеральный центр, проведенная частными лицами по собственной инициативе и исключительно из стремления к справедливости, а отнюдь не в интересах какой-либо политической группировки.

Предполагаемые слабость и политическая некомпетентность бизнесмена Сергея Ерощенко, к разочарованию многих политиков, оказались мифом. По всей видимости, приветствуя смену губернатора, многие политики региона были готовы к кулуарному манипулированию новым главой региона и отнюдь не были готовы к обратному процессу. Ранее не занимавшийся политикой губернатор неожиданно показал себя способным не только к мощным кулуарным  «многоходовкам», но и к жестким и одновременно продуманным решениям. Создается ощущение, что к моменту вступления в должность Сергей Ерощенко уже пришел с готовым планом последовательных действий по исправлению ситуации в регионе либо оказался способен принимать правильные решения и предвидеть их последствия сразу, «на лету». И то и другое характеризует его как сильнейшего политического игрока, который и будет определять региональную политику в будущем.

Главным событием региональной политики стала смена губернатора Иркутской области

В иркутской трясине

Назначение губернатора совпало с началом пока что не слишком активной подготовки к предстоящим в 2013 году выборам в Заксобрание региона. Выборы обещают быть крайне жесткими и непредсказуемыми: практически все депутаты нынешнего созыва Законодательного собрания намерены остаться на своих местах, но им на смену собирается прийти как минимум половина депутатов городской думы Иркутска. Также крайне заинтересованы в продвижении своих кандидатов региональные и федеральные корпорации и финансово-промышленные группы. Все это создает на будущих выборах обстановку высочайшей конкуренции и в то же время притормаживает активность будущих кандидатов в депутаты. Большая часть кандидатов понимает невысокий шанс своего прохождения и не стремится раньше времени расходовать ресурсы на рекламу и пиар. Практически все будущие кандидаты заняли выжидательную позицию и не выходят даже на переговоры с будущими возможными союзниками, придерживаясь посконной мудрости «чья инициатива, тот и платит».

Кроме того, ключевые кандидаты в депутаты Законодательного собрания неожиданно оказались втянутыми в интригу вокруг вероятной смены мэра города Иркутска Виктора Кондрашова, которая, как считают некоторые, произойдет весной 2013 года. По некоторым данным, эту смену активно лоббирует депутат Госдумы от Иркутской области Антон Романов. Далеко не очевидно, удастся ли такая операция, тем более что и к Романову, что называется, есть вопросы. Однако ряд региональных экспертов оценивает снятие мэра как достаточно реальное, что ставит на повестку дня вопрос о новой кандидатуре на столь значимый пост. В ситуации неопределенности многие заметные региональные политики оказались перед дилеммой: претендовать на пост мэра или начинать пиар-кампанию по выборам в Заксобрание.

Непредсказуемость будущих выборов в Законодательное собрание может быть авансирована хотя бы на основании результатов муниципальных выборов в октябре 2012 года. «Партия власти» получила голоса избирателей на этих выборах в большинстве случаев не благодаря административному ресурсу, а вопреки ему: население избрало либо наиболее статусных (со своей точки зрения), либо более привычных кандидатов, вне зависимости от их политической ориентации. Сыграл свою роль и знаменитый фактор «иркутской трясины», когда формально поддерживается «нужный» кандидат, а на деле избирается совершенно другой.

 

От великого перелома к чистому листу

Фактическая смена предпочтений избирателей делает совершенно неопределенными результаты выборов в Законодательное собрание, что сводит любые прогнозы к гаданию на кофейной гуще.

В общем и целом политический год в Иркутской области можно охарактеризовать как период ломки стереотипов и провалов политических прогнозов. Что, безусловно, является отличным стимулом для того, чтобы начать новый политический год с чистого листа.

Дмитрий Таевский, главный редактор иркутского портала «Бабр»,
специально для «Байкальских вестей».

Фото Александра Еловского и Александра Новикова,
«Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии