Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Принуждение к исполнению

15 декабря, 2011

 

 

 

Подготовка к последней в 2011 году сессии Законодательного собрания области в полном разгаре — депутаты и руководители муниципальных образований совместными усилиями пытаются заставить правительство области исполнять его прямые обязанности.


На очередном заседании комитета по собственности и экономической политике ЗС, состоявшемся 13 декабря, депутаты и приглашенные рассмотрели семь вопросов. Порядок рассмотрения соблюсти не удалось: министр жилищной политики, связи и, что особенно символично, транспорта Петр Воронин опоздал к своему вопросу, поскольку застрял в пробке. Тем не менее скучать гостям, депутатам и чиновникам не пришлось.

Уже на рассмотрении проекта закона «Об областной государственной поддержке туризма и туристической деятельности» представители Контрольно-счетной палаты отметили, что правительство, являющееся инициатором и автором проекта закона, делает главный акцент на государственную поддержку туроператоров и  туристических агентств. Причем поддержку финансовую и имущественную, что при формально дефицитном бюджете и хронических жалобах на нехватку денег выглядит довольно рискованным шагом. Еще больше усиливаются подозрения (а заподозрить можно что угодно, вплоть до коррупционных схем) при сравнении проекта иркутского областного закона и законов других субъектов федерации: в Санкт-Петербурге финансовая поддержка социального туризма заключается в частичной оплате путешествий детям-сиротам, инвалидам и пенсионерам, чернобыльцам и школьникам. В аналогичном законе Свердловской области помощь оказывается всем гражданам, имеющим право на получение адресной социальной помощи.

В сущности, отмечает в своем заключении КСП, текст закона противоречит даже статье 4 Федерального закона 132-ФЗ, в котором приоритетными направлениями государственной поддержки туристической деятельности названы поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. А вовсе не турагентств, которые могут при господдержке и вовсе прилечь на печь кверху брюхом и ничего больше не делать.

Правовое управление Законодательного собрания открыло в тексте закона еще более интересный момент: статья 7 проекта закона предусматривает областную государственную поддержку путем предоставления льгот по уплате налогов в областной бюджет. И все бы ничего, если бы по Налоговому кодексу РФ (пункт 3 статьи 7) такие льготы не устанавливались специальными законами о налогах. Та же самая статья 7 областного закона идет еще дальше и нарушает уже и Бюджетный кодекс: областная государственная финансовая поддержка, предлагают авторы закона, может быть оказана в виде бюджетных инвестиций. Но простите, пытается придержать ретивых чиновников правовое управление, в соответствии с Бюджетным кодексом (пункт 2 статьи 80) в этом случае у области возникает право государственной собственности на эквивалентную долю имущества юридического лица, получившего бюджетную инвестицию. «Отчего бы и не получить такую долю?» — спросит читатель. Да оттого, что имущество, необходимое для создания благоприятных условий для развития туризма, не входит в перечень имущества, которым может обладать субъект РФ. Что и говорить, впечатляющий законопроект попал на столы депутатов...

Гораздо меньше впечатляет (зато, скорее, пугает) реакция правительства на запрос депутата Тимура Сагдеева, в избирательный округ которого входят места традиционного проживания самого малочисленного народа России — тофаларов. Нижнеудинский район, в котором живут, разумеется, не только тофалары, вообще одна сплошная проблема, но коренному народу требуется особое внимание. В области действует областная социальная программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов до 2011 года», но она, по оценке депутата, не достигла заявленной цели. Ведомственная программа «Социальное развитие коренных малочисленных народов на 2011—2013 годы» не решает задачу по устойчивому развитию коренных народов, в области нет единого уполномоченного органа по проблемам всех таких народов, обращения депутата в правительство не приносят результатов. Между тем, пишет депутат в своем запросе на имя губернатора, «в с. Алыгджер сложилась катастрофическая ситуация: в магазинах нет самых необходимых продуктов... имеющиеся в продаже просрочены. На протяжении многих лет к началу зимы выходят из строя дизель-генераторы. С 5 октября и по настоящее время жители поселка живут без электричества».

На сессии Законодательного собрания, состоявшейся 19 октября, письмо депутата Сагдеева получило статус официального депутатского запроса, а ответ на него из правительства поступил 15 ноября. В нем сказано, в частности, что создание условий для обеспечения населения Нижнеудинского района услугами торговли входит в полномочия муниципального района. Тот факт, что Нижнеудинский район — территория особая, куда продукты завозят самолетами, авторов ответа не смутил. Далее в письме сказано, что на доставку продовольствия, ремонт генераторов и другие нужды местного населения израсходовано около 40 млн рублей из областного бюджета, свет в Алыгджере появился 9 ноября. В отдаленные поселки района было совершено шесть дополнительных рейсов с продовольствием, до конца года запланированы еще несколько.

Выслушав страстное выступление коллеги Сагдеева, ответ правительства, выступления советника губернатора Нины Вейсаловой и мэра Нижнеудинского района Сергея Худоногова, депутаты поняли, что они задели лишь самый краешек огромной проблемы северных и удаленных территорий области. Правительство, ссылаясь на федеральные законы, уверяет, что не может оказать поддержку традиционному промыслу коренных народов — оленеводству — просто потому, что нижним пределом для оказания такой помощи является стадо в тысячу голов и перспективы сбыта. В Нижнеудинском районе условия совсем не те, что в тундре, под которую писался этот пункт закона, там такого стада и не было никогда. С другой стороны, оленеводы не могут сбывать свою продукцию — им бы самим прокормиться, ведь стадо за последний год сократилось примерно вдвое из-за нашествия волков, с которыми никто не борется. Завоз продуктов, как объяснил мэр района, не может быть рентабельным: население почти неплатежеспособно, многие виды товаров вообще не везут — транспортные расходы повышают их цену настолько, что никто покупать не станет. Множество проблем с заготовкой пушнины и ее последствиями — перекупщики губят охотников в прямом смысле слова, а районная администрация даже не может вывезти умершего из зимовья (бывали такие случаи), потому что это не предусмотрено бюджетом и не входит в усредненные на всю страну полномочия. Депутаты пришли к выводу, что создавать новое ведомство по делам коренных малочисленных народов они не будут, но вот от министерства социального обеспечения, в полномочия которого входят многие задачи, связанные с северянами, исполнения обязанностей потребуют.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии