Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Просто сказочный бюджет

20 октября, 2011

 


 

Накануне сессии Законодательного собрания Иркутской области комитет ЗС по бюджету в очередной — уже четвертый — раз обсудил проект бюджета области на 2012 год.

 

Спорный сценарий

Председатель комитета Сергей Курилов сообщил участникам совещания, что проект бюджета трижды обсуждался на площадках правительства (дважды на комиссии по оперативным вопросам и один раз на заседании Регионального совета Иркутской области), и поблагодарил правительство за активное участие в дискуссии на площадке Законодательного собрания.

Из того, что правительство сочло нужным сообщить общественности, стали известны главные параметры: доходная часть бюджета составит 73,5 млрд рублей, в том числе налог на прибыль предприятий 22 млрд, налог на доходы физических лиц — 16 млрд. Расходную часть правительство прогнозирует пока в объеме 77 млрд, дефицит — около 3,5 млрд. Финансировать дефицит планируется за счет увеличения областного долга с нынешних 4,3 млрд до 7,5 млрд, то есть примерно до того уровня, на котором государственный долг находился в 2010 году.

Комментируя эти цифры, председатель Контрольно-счетной палаты области Ирина Морохоева поинтересовалась у представителей правительства: согласуется ли составленный ими бюджет с прогнозом социально-экономического развития области? По мнению председателя КСП, случиться этого не могло, в том числе и по чисто техническим причинам: проект бюджета уже вовсю обсуждали, когда текст прогноза только поступил в правительство и Законодательное собрание. Ирина Морохоева в очередной раз напомнила правительству собственное выступление в процессе обсуждения бюджета на 2011 год. КСП тогда официально предупреждала, что бюджет верстается с заниженными параметрами, и в течение года это предупреждение оправдалось многократно.

Контрольный орган очень интересуется судьбой неизрасходованных средств, которые постоянно имеются на счетах областного правительства, причем в очень большом размере — речь идет о 20—22 млрд рублей. Палата напоминает правительству, что количество корректировок бюджета является одним из критериев, по которому федеральное правительство оценивает качество работы региональных властей. Судя по незначительному объему доходной части (она примерно на 20—25 млрд меньше прогнозного исполнения бюджета 2011 года), область в очередной раз собирается начать финансовый год с «низкого старта» и в течение года пять-шесть раз вносить поправки. Примечательно, что управление федеральной налоговой службы по Иркутской области в чем-то согласно с замечаниями КСП и прогнозирует поступления от налога на прибыль в объеме 29 млрд, то есть как минимум на 3 млрд больше, чем предлагает правительство.

 

Небольшая сенсация

Представляя бюджет 2012 года, министр финансов правительства Иркутской области Алексей Зезуля напомнил, что подготовка документа ведется в разгар «очередного витка перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами». В частности, нужно формировать Дорожный фонд (одно только это решение потребует увеличение расходов на содержание дорог в два раза и лишь отчасти компенсируется ростом поступлений от акцизов), повысить затраты на увеличение занятости, принять на себя учреждения профессионального образования. Всего рост расходов предполагается в объеме 20 млрд рублей, и это уже с учетом того, что часть полномочий и расходов передается на федеральный уровень (передается, в частности, содержание милиции общественной безопасности).

Наиболее существенные проблемы возникают при решении вопроса о передаче муниципальных учреждений здравоохранения на региональный уровень. По предварительным оценкам, это потребует дополнительных расходов на сумму не менее 5,7 млрд рублей. Однако вопрос о сроках передачи до конца не решен: в пятницу, 21 октября, этот вопрос будет обсуждать Государственная дума РФ, и Алексей Зезуля не исключает, что может быть принято решение об увеличении срока переходного периода. Правительство Иркутской области, судя по всему, предпочло бы именно этот вариант решения, поскольку в таком случае можно ограничиться лишь перечислением субвенций муниципалитетам. Депутат Татьяна Семейкина в ходе дискуссии по проекту бюджета обратилась к министру финансов с вопросом: получат ли в таком случае муниципальные учреждения хотя бы часть средств из тех 8 млрд рублей, которые области выделили на реформирование здравоохранения?

Комментируя параметры бюджета, Алексей Зезуля заявил, что правительство в очередной раз использовало при составлении бюджета самый консервативный сценарий развития событий, предусматривающий минимальный рост поступлений по налогам, — увеличение налоговых доходов планируется в объеме всего 3 млрд рублей, а вот безвозмездные поступления из федерального бюджета, напротив, сократятся. Министр обратил внимание присутствующих, что обсуждение бюджета происходит, как всегда, в тот момент, когда федеральное правительство и Государственная дума еще не согласовали распределение 70 процентов средств федерального бюджета, и правительство Иркутской области рассчитывает в результате переговоров добиться увеличения целевых поступлений. В 2011 году, напомнил Алексей Зезуля, таким образом удалось получить 15 млрд рублей сверх запланированного в первом варианте бюджета.

Прирост поступлений по отдельным статьям доходов прогнозируется очень разным: по налогу на прибыль — всего 300 млн рублей, зато по налогу на доходы физических лиц — более 1,5 млрд. Правительство в данном случае решило учесть ситуацию на мировых рынках, где происходит падение цен на все товары, экспортируемые Иркутской областью, — от золота до целлюлозы. Большая часть поступлений налога на прибыль в Иркутской области формируется как раз крупными компаниями, занятыми производством и переработкой экспортных товаров, поэтому правительство старается перестраховаться и закладывает при формировании бюджета самый неблагоприятный вариант развития событий. Так же, впрочем, осторожничают и руководители крупных компаний: 25 основных плательщиков подали прогноз, по которому в сумме бюджет области недосчитается более 2 млрд рублей.

Налог на имущество организаций должен увеличиться на 339 млн; акциз на спиртное, напротив, сокращается — 700 млн «мобилизовано» на федеральный уровень. Прирост акциза на нефтепродукты полностью уйдет на формирование регионального дорожного фонда. Министр признал, что в течение года на счетах правительства действительно имелись существенные суммы неизрасходованных остатков (на 1 сентября 17 млрд рублей), но объяснил это тем, что процесс исполнения областных программ только набирает обороты, и итоги будут постепенно подведены. К концу года объем остатков должен быть даже меньше, чем в 2010 году, — 5 млрд вместо 7 млрд, а сбалансировать бюджет можно с помощью областного резервного фонда.

Алексей Зезуля назвал еще одну причину, по которой можно ожидать сокращения доходов бюджета, — ею оказалась, как ни удивительно, эффективная работа областного правительства. В 2009 и 2010 годах область, как и многие другие регионы, получала дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, но благодаря «усилиям правительства и лично Дмитрия Федоровича» параметры бюджета настолько улучшились, что федеральный центр не видит смысла выплачивать эти средства в дальнейшем. Министр финансов предположил, что о какой-либо прибавке можно будет говорить в процессе исполнения федерального бюджета (видимо, в том случае, если в нем вдруг образуются излишки), а вообще при существующих темпах развития к 2013—2014 годам Иркутская область перестанет быть дотационной.

 


Количество корректировок бюджета является одним из критериев, по которому федеральное правительство оценивает качество работы региональных властей. Судя по незначительному объему доходной части (она примерно на 20—25 млрд меньше прогнозного исполнения бюджета 2011 года), область в очередной раз собирается начать финансовый год с «низкого старта» и в течение года пять-шесть раз вносить поправки.
 

 

Каков вопрос — таков ответ

Завершая свой рассказ о бюджете 2012 года, министр финансов обратил внимание депутатов на то, что в 2011 году рост расходов и доходов был примерно равным, а вот на следующий год на графике этих двух важнейших показателей образовались «ножницы»: расходы вырастут сразу на 29 процентов, а доходы — пока только на 1 процент.

— Правительство и министерство финансов никогда не занижали параметры доходов, — заявил Алексей Зезуля, — мы просто составляли бюджет по консервативному варианту. И мне всегда было легко выходить к вам и рассказывать о поступлении дополнительных доходов — абсолютно обоснованных, уже имеющихся на счетах.

Министр акцентировал внимание депутатов на таблице со списком уже согласованных с депутатами социальных расходов: на содержание областных социальных учреждений, на введение новой системы оплаты труда учителей, на повышение надтарифного фонда для всех работников образования и культуры (кроме тренеров) до 25 процентов от фонда оплаты труда, на доведение заработной платы учителей до средней по экономике области и так далее. От этих расходов правительство отказаться уже не сможет. В бюджете предусмотрено увеличение минимального размера оплаты труда и рост коммунальных платежей для областных учреждений — пока он прогнозируется в пределах 11 процентов.

Депутат Наталья Протопопова напомнила министру о необходимости профинансировать такой вид медицинской помощи, как выхаживание детей, родившихся раньше срока. Сейчас в области существуют методики и оборудование, позволяющие спасать детей, родившихся с весом всего 500 граммов, но нужны средства, так как из фонда обязательного медицинского страхования эта статья не оплачивается. Министр попытался было сказать, что в бюджете средства уже заложены, но депутат довольно жестко оборвала его, напомнив, что эта статья областного бюджета была секвестрована в момент экономического кризиса 2009 года и с тех пор в бюджет не возвращалась.

— Эти дети, примерно 360 в год, должны вырасти и стать гражданами России, — заявила Наталья Протопопова, а Алексей Зезуля сделал первую пометку в своей записной книжке. До конца обсуждения ему пришлось еще несколько раз делать эти пометки по тем вопросам, на которые он не смог ответить депутатам с ходу. Заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин, в частности, напомнил министру, что до сих пор не выделены средства на проведение конкурса муниципальных проектов — хотя распоряжение об этом подписал сам губернатор Дмитрий Мезенцев.

— Вы что, не собираетесь исполнять распоряжение губернатора? - поинтересовался депутат. — А кто будет отвечать? Мы ведь заваливаем этот проект.

До сих пор не выделены средства на завершение процесса ликвидации поселка Умбелла — 56 млн предполагалось взять из 436 млн, поступивших в качестве дотации на содержание районов Крайнего Севера. Депутаты ожидали, что средства будут взяты, жителей бывшего поселка, давно уже разъехавшихся из этого «гиблого места», переселят за государственный счет в нормальное жилье. Правительство пока предлагает перенести решение этого вопроса на следующий год.

Сергей Курилов напомнил министру финансов давнюю историю о том, как бывший первый заместитель губернатора Юрий Параничев уговаривал депутатов выделить 300 млн рублей на завершение различных спортивных объектов.

— Годы прошли, — с грустью говорил Сергей Курилов, — а та же «Империя спорта» до сих пор не сдана. Нас хоть когда-нибудь в это здание пригласят?

Министр спорта и молодежной политики Игорь Иванов не стал давать депутатам несбыточную надежду (пообещал только завершить эту стройку к концу года) и перевел разговор на строительство Ледового дворца, где финальная стадия строительства вроде бы ближе. Однако расходов на содержание этого объекта в бюджете нет — только пять ставок для специалистов, «чтобы ввести его в строй».

Стоило ли дворец городить?

Что касается «Империи», то это федеральный объект, и за право тренировать в нем иркутских спортсменов областному бюджету придется платить, причем сколько именно, министр не знает, но наверняка речь идет о миллионах...

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии