Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Пусть музыка всюду звучит

03 мая, 2023

В апреле в Городском выставочном центре имени В.С. Рогаля состоялся концерт композитора и пианиста-виртуоза Владимира Волченко. Зал там мест на сорок. Удивительное было в том, что все собравшиеся единодушно решили продолжить встречи с Владимиром Волченко в том же составе. По сути, организовать гастроли внутри города, где перемещаться будет не только музыкант, но и  его публика. Туда, где имеются рояли.

И вот инициативная группа сообщает: новый концерт Владимира Волченко состоится 3 мая в 15 часов в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева (ул. Карла Маркса, 23). Зал там намного больше, слушатели смогут походить по художественным выставкам; их, по числу залов, обычно бывает шесть вместе с постоянно действующими экспозициями иконописи и сибирских художников XIX века.

1я.jpg

– Первый концерт для иркутян я дал в январе 2004 года в Доме офицеров. Публика была буквально в экстазе, чему я был удивлен, – рассказывает Владимир Волченко. – Возникла необходимость записать диск. С этим мне помогли звукорежиссер Виталий Петров и студия звукозаписи Иркутского областного радио.

Творческая и концертная активность Владимира Георгиевича потрясает. А ведь в будущем году ему исполняется семьдесят пять лет. Где истоки его неугасимой любви к музыке, желания донести музыкальные шедевры до аудитории?

– Мой отец, фронтовик, офицер, привез из Австрии трофеи – это были два аккордеона. Один концертный, второй маленький, на две октавы. Мне тогда было четыре с половиной года. Отец дал мне первые уроки. Он сам выучился играть, когда у него появились эти инструменты. Играл шуточное, фольклорное. Помню «Серый камень – пять пудов». Очень скоро на слух я стал подбирать мелодии, играл десятки песен. Жили мы тогда в Норильске. Там отец продолжил офицерскую службу. У нас была большая квартира-«сталинка», по которой я гонял на трехколесном велосипеде. Рояль увидел в пять лет в ресторане, куда семья ходила обедать, – позволяла зарплата отца. К инструменту я буквально прирос, это было в сентябре 1954 года. Встал вопрос о музыкальной школе. Фортепиано в Норильске было купить невозможно. Отец купил маленькую скрипочку, и я стал посещать музыкальную школу. Мечтал о рояле, и скрипочка не устроила меня.

Перешел в школу художественную. Отец привозил много альбомов – Дрезденская галерея, Третьяковская галерея… Я срисовывал шедевры. Когда мы готовились к переезду в теплые края – в пределах Красноярского края, в Минусинск, родители собрали в коробку четыреста моих рисунков.

В Минусинске отец стал директором фотосалона. Сына отдал в музыкальную школу. Она располагалась в двухэтажном старинном особняке. За первое же полугодие Володина учеба была отмечена похвалой и подарками со стороны дирекции школы. Отец объяснил: после музыкальной школы поступают в музыкальное училище, следом в консерваторию – и с концертами по всему миру на гастроли. Мальчик прикинул: консерваторию он окончит в двадцать семь лет. И ужаснулся: «Я уже буду старый!»

В Минусинск поступили на продажу два фортепиано. Одно забирала музыкальная школа, а на приобретение второго педагог Лидия Васильевна Логунова дала записку семье Волченко. Фортепиано надо было выкупить в течение двух недель. Зарплата отца в Минусинске была куда ниже норильской, семья была многодетной – пятеро детей. Пока искали деньги на приобретение инструмента, две недели истекли и его купили родители девочки, тоже учившейся в музыкальной школе. Сообщая Лидии Васильевне, что купить фортепиано не удалось, мальчик расплакался.

Он стал ездить и играть вечерами в школе. Был мал, и родители тревожились, особенно в морозы, встречали его на автобусной остановке. У мальчика была не только мечта стать настоящим музыкантом. С отцом строили дом, понравились столярно-слесарные работы. По чертежам из детских журналов выпилил самолет, потом смастерил подзорную трубу с окулярами от старых фотоаппаратов, корабль на паровом двигателе, бульдозер на механической тяге. Модели выставлял на подоконнике, и мальчишки собирались под окнами. Появлялась мысль поступать в Ленинградский кораблестроительный институт…

– После окончания восьмого класса отец спросил меня, – продолжает рассказ Владимир Георгиевич: – «Будешь поступать в музыкальное училище?» «Буду!» – ответил я. Ближайшее было в Абакане. Стал учиться. Договорился со сторожем – он пускал меня играть по ночам. Спал я на стульях или на рояле. В фонотеке училища было две тысячи пластинок. Слушал по ночам в течение трех месяцев. Запоминал. Сравнивал исполнителей. Чем, например, отличается фортепианная игра Софроницкого от игры Горовица. Голова кружилась от голода. В консерваторию поступал с большим багажом. Но сначала пришла повестка в армию.

Взяли радистом, имея в виду мой музыкальный слух. В воинской части был клуб с немецким фортепиано. Настроил, стал играть. Сержанты смекнули. Ночью, когда рота спала, играл при свечах сержантам. Беспокоило очень, как бы на спортивных тренировках и в нарядах не испортить руки. Был смотр художественной самодеятельности, полковник дал мне два дня на подготовку к выступлению. Два дня ничего не делать, только репетировать. Как можно за два дня подготовиться? Не подвел, играл на смотре Рахманинова.

Третий и четвертый курсы музыкального училища прошел в Кызыле, в Туве. Снова голодал. Стипендия была мизерная. Тувинцам давали талоны на питание, русским нет. Тувинцы эти талоны продавали по пятьдесят копеек за штуку. Иногда приходилось унижаться – просить в столовой тарелку супа бесплатно. Думал: для чего это все терплю? Отвечал себе: ради музыки надо потерпеть.

Появились заработки. На третьем курсе попросили преподавать первокурсникам сольфеджио, пока педагог уехал на сессию в Новосибирскую консерваторию. Подошел главный дирижер республиканского симфонического оркестра: образовалась вакансия пианиста. «Будем платить полставки, играть в оркестре четыре раза в неделю по часу». Репетировали увертюру-фантазию Чайковского «Ромео и Джульетта». Очень волновался. В зале и на сцене все было новое, красивое, праздничное. Арфы у оркестра не было, и я вел на фортепиано партию арфы.

После окончания музыкального училища Владимира Волченко направили работать в тувинский город, а по сути, поселок, Шагонар с населением пять тысяч человек. В местной музыкальной школе он оказался первым пианистом. На радостях загрузили работой на три ставки. В семь тридцать утра начинался первый урок, последний оканчивался в девять вечера. Стала болеть спина. Отработал год и уехал в Кызыл, а из него в Минусинское музыкальное училище преподавателем. Женился на выпускнице ЛГУ. Ее отец был главным режиссером Минусинского драмтеатра. Он пригласил работать над музыкальным оформлением спектаклей. Это была очень интересная работа, погружение в особую атмосферу театра.

В 1980-м сбылась мечта: Владимир Волченко стал студентом историко-теоретико-композиторского факультета Института имени Гнесиных. С удовольствием слушал лекции, посещал столичные театры. Удалось увидеть Святослава Рихтера и услышать его игру, очень естественную, не содержащую экзальтации.

– В детстве отец сказал мне: будешь ездить по миру и давать концерты. В 1972 году он свозил нас с сестрой в Венгрию, чтобы познакомить с заграницей. Мы объехали всю Венгрию, побывали на могиле Имре Кальмана, получили впечатления от Будапешта. Зарубежные гастроли не рано, не поздно, но начались – в 2008 году. С концертами посетил остров Ольхон, а там познакомился с гостями из Праги. Играл им Дворжака. И гости пригласили в Прагу, прислали официальную бумагу. Там, в Доме науки и искусства России, я играл два концерта. Потом была Германия, играл в протестантском соборе города Билефельда, земля Северный Рейн –Вестфалия. В консерватории Франкфурта-на-Майне, что было очень престижно. Посетил Францию. Играл в Китае и во Вьетнаме. В 2012 году позвонили из Парижа две русские вокалистки: «Мы организуем концерты!» Гастроли начались с Варшавы. Потом была Ницца, Марсель, майские Канны…

И сейчас снова май: майский Иркутск, иркутские гастроли, сольный концерт в Галерее сибирского искусства.

– И еще 27 мая в 18 часов в Потанинской библиотеке будет сольный концерт на Ночь библиотек.

– В библиотеке есть рояль?

– Да, зацветет сирень, и его будет видно.

Татьяна Ясникова, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: Владимир Волченко играет в Городском
выставочном центре имени В.С. Рогаля. Апрель 2023 года

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии