Путешествие с Даши Намдаковым по бурятской земле и мирозданию
Философско-поэтическое эссе
Окончание. Начало в № 28
Если принять за основу, что главная материальная ценность Вселенной – жизнь и разум, а космическая задача разума –самосохранение и воспроизводство в галактике при неотвратимой ситуации гибели планет, то его основной Божественной сверхзадачей является саморазвитие до космических пределов. Данная мысль «материализовалась» в моем стихотворении:
Молитва
Господь, отринь свой Судный день,
От маеты спаси греховной,
Восьмого дня страшна нам тень,
Как камнепад в дороге горной.
Полет мечты нам сбереги,
Мы разожмем тиски безверья,
Лишь цель великую зажги,
Призвав всех русских в подмастерья.
Мы знаем, как Ты всемогущ!
Но и Тебе ж не просто дался
Мир, где венцом небесных кущ
Адама разум разгорался.
Не обозреть творенья дни,
Там ночь плывет без звезд, без солнца,
Не сразу вспыхнули огни
Сквозь мрак из Божьего оконца.
Но жаль, не вечно солнцу жить,
Умчится свет в свой путь спиральный,
Недолго и Земле кружить,
Суля исход для нас печальный.
Господь! Мы слеплены с Тебя,
Позволь нам с вечностью сдружиться.
Ты русских поддержи, любя,
Мы сможем вглубь миров пробиться.
И в дебрях замерших планет
Пройдем, крестясь, дорогой длинной
Их храмов золотистый свет
Зажжем с молитвою всесильной.
5 января 2009 г.
Для решения этой сверхтрудной космической задачи человечество не должно «усредняться», шествуя по коммунистическому пути, а создавать в той или иной форме «инкубаторы» развития талантов, например, такие, как были для становления А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.А. Фета, И.П. Павлова, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, В.А. Жуковского и других гениальных выходцев из якобы отсталой дворянско-помещичье-обломовской России. Есть, конечно, и другие варианты пестования гениальных математиков, физиков, музыкантов, танцоров и других «передовиков» научного и культурного олимпа. Нужны, конечно же, и талантливые организаторы производства, и бизнесмены. Но, увы, по многим, кто был выше и значительней других при большевиках, основательно проплыли ленинские «философские пароходы» и прошлись острые сталинские косы НКВД.
Прогнали иродов-царей
Прогнали иродов-царей,
Разбили царских людоедов,
А после – к стенке поскорей
Тянули собственных полпредов.
А после хлопцы-косари
С таким усердьем размахнулись,
Что все кровавые цари
В своих гробах перевернулись.
(Николай Тряпкин, 1981 г.)
Малоподходящим для выращивания талантов сегодня стало не только наше, но и западное общество с засильем эмигрантов и огромными налогами, с помощью которых осуществляется стремление к усреднению большинства граждан, в том числе и наиболее гениальных.
Три правды
Большевистская правда навскидку понятна,
Так в пустыне мираж вожделенно лучист,
Но в картине живой сплошь туманы да пятна,
От души поработал экспрессионист.
Православная правда сияньем объемна,
До заветных глубин кто прилежно добрел?
Но судить всех и вся мы беремся нескромно,
Ненавидя подчас тех, кто силу обрел.
Все песчинки равны в нищем пекле пустыни.
Ветер злобно ровняет волнистый бархан.
Не найти разноцветий на чуждой картине,
Как и вскачь не пойдет, пыль взметнув, караван.
Наши реки и горы величием спорят,
Богатырь на Руси был в особой чести,
Почему же теперь с подозрением смотрят
На того, кто корабль может в бурю вести!
И не станут гадать, кто по-честному бился,
Скажут: жид или вор, коли чужд нищете,
Сострадают тому, кто от праздности спился.
Подвиг лени нередко у нас на щите.
Фанатичная правда, как выстрел, понятна,
Власть втирала в песок всех, кто строить умел.
«Нужен церкви купец!» – молви, батюшка, внятно!
Или серость пустыни – российский удел?
23 февраля 2010 г.
Человечество обязано обеспечить такие условия развития талантов и гениев, чтобы они из года в год, из века в век раздвигали горизонты познания. Исходя из этого, следует управлять процессами народонаселения и вырабатывать более определенные рекомендации по формированию семейных пар. Сегодня же больше внимания уделяется строгим правилам по выведению элитных лошадей, собак, кошек и прочих друзей человека.
Также никто системно не подступился к вопросу определения оптимального количества носителей интеллекта, проживающих на Земле, чтобы, с одной стороны, не нанести непоправимый урон нашему уникальному Дому и не оборвать до срока развитие своего божественно-космического предназначения. С другой стороны, большему количеству людей должно соответствовать и большее количество гениев и талантов. Но крайне важно, чтобы планета «не споткнулась нами» и не сбросила в бездну.
Далекий предок в холоде пещерном
Хранил огонь трудом неимоверным,
Отбитый первобытною рукой
У каменной породы неживой.
Подруги, в муках извиваясь родовых,
Несли в века хранителей иных,
Выстанывался дивный мир с огнями…
Но вспыхнул горизонт. Земля споткнулась нами.
10 октября 2003 г.
Немало тех, кто считает, что в плане регулирования численности война, понимаемая как уничтожение слабых более сильными, здоровыми и умными, является универсальным средством естественного отбора. Возможно, в предшествующие века так оно и было. Победители отбирали не только материальные богатства, но и похищали женщин, во многих случаях улучшая и продвигая гомо сапиенс вперед по ступенькам эволюции.
По выражению Николая Заболоцкого, «природы вековечная давильня» присуща как растительному, так и животному миру. А от них уже и до нашей человеческой дикости недалеко.
…Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.
1932 г.
Но Первая и особенно Вторая мировые войны свели к минимуму состязания в силе и здоровье. На передний план вышли технические средства ведения войны, причем часто не самой воюющей страны, а тех, чьи интересы также поставлены на карту. Сегодня из-за ядерного оружия большие войны стали и вовсе бессмысленными с точки зрения как естественного отбора, так и шансов на выживание всех участников, включая гениев и талантов. И даже вооружение из-за слишком тесной кооперации стран и десятков лет его накопления уже не отражает уровень развития интеллекта в текущий момент времени.
В то же время медицина и генетика все активнее вмешиваются в процесс воспроизводства, нарушая и с этой стороны закон естественного отбора. Если не осмыслить новую «мирную» реальность кнопочной цивилизации – без борьбы людей за существование, без сверхразнообразного и очень непростого крестьянского труда в натуральном хозяйстве, дарящего гениев вплоть до Ломоносова, то не исключено, что планета скоро будет перенаселена деградирующим человечеством, значительная часть которого живет на пособия. Поэтому на смену ныне уничтоженному естественному отбору, действующему в природе сотни тысяч лет, должна прийти планетарная программа долговременного развития интеллекта, здоровья и среды обитания.
Также требует серьезного осмысления роль в жизни планеты стран третьего мира. Возможно, их сравнительно низкий уровень развития обусловлен более молодым возрастом появления на Земле и впоследствии будет компенсирован биологической активностью. Ныне лидирующие в интеллектуальном отношении народы, возможно, близки к исчерпанию своего биологического ресурса на клеточном уровне. Во всяком случае, этот вопрос требует углубленного изучения.
К началу третьего тысячелетия человечество подошло как бы в состоянии подросткового возраста. Кругом много соблазнов вплоть до военных конфликтов на терпящей нас, может быть, из последних сил, планете, начиненной ядерной и прочими техногенными смертями. Думается, через несколько столетий либо тысячелетий человечество ужаснется от сегодняшнего варварства и жуткого риска рукотворной катастрофы космического масштаба по уничтожению планеты и самих себя.
Мы гиганты разрушенья,
Что нам стоит мир взорвать,
Дикой силушки броженье
Тянет нас озоровать.
В небесах Господь дивится:
Как не может тварь понять,
Прах вселенский да водица,
А туда же – бунтовать!
Да и вправду, чем гордиться?
Хоть бы муху воссоздать!
17 октября 2007 г.
Возможно, взаимоотношения между государствами когда-то будут выстроены на совершенно иной, дружественной, основе с учетом достижения главной общепланетарной цели развития разума для спасения жизни. При этом страны могли бы превратиться в команды интеллектуального, а может быть, и биологического соперничества. Жизненное пространство и масштабы государств при единой общечеловеческой цели, возможно, было бы разумно перераспределять не бесконечными конфликтами и войнами, а в зависимости от места на шкале интеллектуального соревнования. Чем оно выше, тем шире границы управления и заботы при обязательном сохранении национальных языков и культур. Не следует забывать, что культура не только облагораживает общество и самоценна, но и развивает правое полушарие, наделяя людей образным мышлением и интуицией, а также подтягивает за собой и левое полушарие, от которого в первую очередь зависят технический прогресс и в конечном счете выход в космические дали.
Но вернемся к тому, с чего начали. Есть ли надежда на индивидуальное бессмертие? Если душа вечна, как утверждают практически все религии мира, то почему мы ничего не помним из глубокого прошлого до своего рождения и не представляем будущего? Зачем вечной и бессмертной душе нужна живая человеческая плоть? Возможно, что души так же, как и мы, привязаны к родной планете и погаснут при ее гибели. А возможно, что опыт человеческой жизни – главная пища, необходимая для развития души.
Если земную жизнь рассматривать как процесс накопления знаний, любви, «нагуливания»душой новых впечатлений, то если не отключать память о прожитом в вечности, процесс записи новой жизни, возможно, застопорится из-за бесконечности вселенского опыта. Система, как говорится, перегрузится. Возможно, что после физической смерти тела душа свободно входит в соприкосновение с «океаном» вечной памяти, в котором оживет картина не только последней, но и всей вечной жизни.
Если исходить из того, что главное богатство космоса – живая клетка, способная эволюционировать в высокоорганизованные разумные структуры, позволяющие путешествовать по Вселенной, развивая, обогащая и готовя души к вечной жизни, то это и должно стать предметом исследования ученых третьего тысячелетия. Вероятно, их главным достижением станет космическое путешествие, но уже не в примитивной металлической капсуле корабля, а во всевидящих лучах, способных проникать в глубины космоса и нести «программу» живой жизни и будущих цивилизаций. Это тем более важно, потому что выход человека в космос в XX веке как важнейшее достижение второго тысячелетия не оправдал ожидания человечества ни в поиске братьев по разуму, ни в разрешении тех загадок, о которых мы ведем речь, ни в сверхдальних путешествиях от «звезды до звезды», как пелось в популярной песне 1960-х годов «14 минут до старта».
Мои мысли о возрождении жизни в космических далях вылились в стихотворение:
В младенца ангел воплощается…
…Не в луче ль погасших звезд с тобою
Были мы единою душою, жизнью одной…
Шиллер
Взрывая ветры, брат наш дерзновенный
Орбиту брал на приступ вдохновенный
Державою и детскою мечтой
О дальних звездах с жизнью неземной.
И час пробил всей мыслящей природы –
Улыбкой русскою озарены народы,
Казалось, побежден кромешный страх
Того, что зримое устремлено во прах.
Но гасли торжества победы вековой,
Страдает вновь поэт об участи земной.
Надежда умерла, мольба в глазах,
Вдруг свой он видит след в иных мирах.
Пространство преломилось, то не был сон,
Он промыслом в галактике искрой рожден,
Икринкой в водах, птицею он рос в себя,
Господь Сам толщу времени разверз, любя.
Извечно души бережет и огнь в очах,
Там ангелов разумный свет в живых лучах…
В них жизнь летит, переливается из края в край,
В младенца ангел воплощается, ликует рай.
Провидев сокровенное, перекрестясь,
Поэт с собою вынес явлений связь.
Мы на планете голубой затем живем,
Чтоб сквозь пустыни мирозданья уйти лучом.
Жизнь полетит, переливаясь из края в край,
И снова разум воплотится, прославив рай…
Любовь и грусть с собой в дорогу нам даст Творец,
Заплачет ветер, одинокий земли жилец.
Благослови нас, Солнце, догорая
В бескрайней дали будущих времен,
Чтоб разум мчался, вечно воскресая,
А память о Земле мы сбережем
И искры жизни звездам возвернем!
1 февраля 2004 г.
Закончив наше философско-поэтическое и молитвенное путешествие по забайкальской земле и родной для нас и наших предков Бурятии, мы с Даши вернулись также и из вселенских пределов к своей обыденной жизни. Как ни мала она в космических масштабах, но должна быть надежным звеном в бесконечной цепи существования и возрождения космических цивилизаций в бескрайней галактике, где обязательно должны быть близнецы нашего идеального, родного дома – планеты Земля.
Виктор Бронштейн, почетный профессор Иркутского госуниверситета,
член Союза писателей России, специально для «Байкальских вестей»
На фото: Вечность, стихия, движение в произведениях Даши Намдакова;
Даши Намдаков и Виктор Бронштейн на открытии выставки скульптора
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.