Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Рационализаторы железной дороги в начале войны

18 ноября, 2022

С началом Великой Отечественной войны роль железных дорог значительно возросла, как и нагрузка на сами железные дороги. Доставка на фронт воинских формирований, оружия и боеприпасов, эвакуация в тыл раненых бойцов, гражданских лиц и предприятий. На износ работали и люди, и оборудование. На фоне этого рационализаторские предложения, особенно те из них, которые были направлены на снижение трудовых затрат, облегчение условий труда (а ведь на трудовую вахту встали и женщины, и дети), снижение себестоимости, экономию материалов, стали востребованы как никогда. И если к середине августа 1941 года на ВСЖД было внедрено 153 рацпредложения с общей экономией 337 тыс. рублей из поданных в первом полугодии 289, то за 10 месяцев 1941 года на ВСЖД внедрено уже 193 рацпредложения, дающих 350 тыс. рублей годовой экономии. Естественно, что среди этих рацпредложений были идеи еще «мирного времени».

Зиминский вагоноремонтный пункт

Рационализаторы Зиминского вагоноремонтного пункта в первом полугодии 1941 года внесли 22 рацпредложения, давшие 12 463 рубля экономии. Среди отличившихся выделялись мастер механического цеха депо Зима Михайлов, начальник Зиминского вагоноремонтного пункта (ВРП) Хмеленко. Мастер автоконтрольного пункта Д. Можаев изготовил станок для снятия головок наконечников соединительных рукавов при их раскомплектовании, повысивший производительность труда в четыре раза, а также станок для выпрессовки втулок магистрального поршня, увеличивший производительность труда в два-три раза и улучшивший качество ремонта. Приемщик автоконтрольного пункта Кириллов работал над устройством прибора для испытания скачкового поршня запорного клапана и приспособлением для испытания концевых кранов системы Матросова. Начальник вагонного участка Зиминского ВРП Хмеленко изготовил станок для притирки золотников распределителей системы Матросова. Станок заменил четверых высококвалифицированных слесарей-автоматчиков.

Несмотря на успехи рационализаторов Зиминского ВРП, прошедший 11–12 декабря 1941 года IV пленум райкома профсоюза отметил /«недопустимое отношение руководства вагоноремонтного пункта и вагонного участка к предложениям изобретателей и рационализаторов производства»./КУРСИВ!!! В вину комиссии и ее председателю Колесникову вменялась /«беззаботность к оформлению рационализаторских предложений и поощрению их авторов»./КУРСИВ!!! Не предпринимала комиссия усилий «по ускорению изготовления опытных экземпляров и применению в производство уже оправдавших себя усовершенствований». В качестве примера приводилась ситуация с изготовлением опытного экземпляра прибора для испытания подкомплекта тормоза Казанцева. Изготовление прибора было поручено мастеру механического цеха Катраевскому, который под предлогом загруженности цеха не выполнил заказ. При этом ни инженер Колесников, ни начальник ВРП Ямщиков не сделали ничего для того, чтобы /«положить конец недопустимым в дни войны отношениям к патриотической инициативе рационализаторов»./КУРСИВ!!! Аналогичное отношение сложилось и к изобретенным Кирилловым комбинированным тисам.

9 октября 1941 года газета «Сталинский путь» писала о рационализаторах Зиминского паровозного депо, представивших с начала войны 12 ценных предложений. Активный рационализатор, мастер механического цеха депо Шаповалов своими предложениями экономит в год более 4,5 тыс. рублей. Мастер автоматного цеха Голубев устранил частую замену манжета тормозного цилиндра, предложив установить в цилиндре прижимные кольца. Мастер подъемочного цеха Аржанов предложил изготовить пресс для запрессовки шарнирных втулок. Применение пресса освободило квалифицированных слесарей от подноски паровозных дышел к стационарному прессу и обратно, облегчив их труд.

Кузнец вагоноремонтного пункта комсомолец Басюк предложил внедрить в производство штамп для изготовления заклепок, инженер депо Кругликов разработал станок для обрезки жаровых и дымогарных труб…

1в.jpg

Черемховский вагонный участок

Вот как 24 августа 1941 года газета «Черемховский рабочий» писала о рационализаторах вагонного участка:

«…Рационализаторы пункта успешно работают над созданием всевозможных штампов, значительно ускоряющих и удешевляющих производство деталей и запасных частей. Еще до войны сложные затворы системы Цветкова пункт сам не ремонтировал, а выписывал новые. Недавно мастер товарищ Севастьянов предложил штамп своей конструкции. Когда этот штамп был изготовлен и пущен в производство, оказалось, что он увеличивает производительность труда в 330 раз. Таким образом, кузнечный цех депо оказался в состоянии сам обеспечить пункт затворами Цветкова.

Не менее ценные штампы собственного изобретения предложил кузнец-коммунист тов. Мамаев. Они исключительно просты в обращении, их легко изготовить в любой кузнице. Предложенные штампы дали возможность изготавливать в любом количестве гайки для валиков и рессорные шайбы, которые до войны считались дефицитными. Большую экономию дал вагоноремонтному пункту штамп инструментальщика тов. Демиденко. Пользуясь его штампом, можно изготавливать гаечные ключи самых разнообразных размеров.

Сейчас рационализаторы-вагонники работают над наиболее сложными вопросами – изготовлением у себя точного инструмента, производимого промышленностью. В этих опытах уже получены положительные результаты. В цехах пункта выпущены первые экземпляры метчиков и плашек для болторезного станка. Осваивается изготовление центровок для столярных работ.

В результате успешной работы рационализаторов черемховский вагонный участок отказался от завоза материалов и деталей 30 названий. Но этим вагонники не удовлетворяются. Они заявляют, что у них еще имеется масса скрытых внутренних ресурсов, использование которых даст стране дополнительные десятки тысяч рублей экономии».

А вот как об инженере Севастьянове в номере от 19 декабря 1941 года рассказала газета «Восточно-Сибирская правда»: «Молодой коммунист Черемховского вагоноремонтного пункта Андрей Григорьевич Севастьянов взял обязательство внедрить до нового года два рационализаторских предложения. Одно из них он уже реализовал – изготовил штамп для поделки нажимных буферных шайб. Раньше на 40 штук этих шайб кузнец тратил 16 часов, и токарь оттачивал их около трех смен. Теперь же в смену изготовляется 160 шайб. В результате этого производительность труда возросла в 7 раз, и экономия на 1000 штук составит 900 рублей. В скором времени будет изготовлен пресс для штамповки гаек и других мелких деталей.

Стремление к новому – характерная черта инженера Севастьянова. За время войны он внес семь рационализаторских предложений, которые дают государству десятки тысяч рублей экономии».

Иркутск

25 сентября 1941 года газета «Восточно-Сибирский путь» рассказала об инженере механизированной горки станции Иркутск II Феодоре Васильевиче Ховалкине, который внес в фонд обороны ценные рацпредложения, улучшающие и ускоряющие операции по роспуску вагонов: «Первое предложение – это прибор, автоматически включающий стрелки в электросеть. Для питания горочных стрелок электроэнергией круглые сутки работала умформерная установка. Она не только была дорогостоящей и не обеспечивала стрелки достаточным количеством энергии, но и не гарантировала безопасности роспуска. Применение этого предложения дает около 40 тыс. руб. экономии в год.

Второе предложение – модернизация осей вагонных замедлителей. Обычно оси замедлителей, как только они изнашивались, сдавались в утиль и заменялись новыми. Тов. Ховалкин разработал метод восстановления изношенных осей. Это предложение дает в год свыше 16 тысяч рублей экономии».

Не отставали от своих коллег со станции Горка и рационализаторы паровозного депо Иркутск II, внесшие за первые дни войны больше 50 рацпредложений.

Молодой слесарь-автоматчик Василий Хренов изготовил прибор для измерения цилиндров тандем-насоса, тем самым в пять раз сократив время, затрачиваемое на эту операцию.

Слесарь инструментального цеха, коммунист Волосных, внесший за долгие годы работы в депо около 80 рацпредложений, в 1941 году предложил изготовить прибор для проверки форсовых конусов.

Бригадир инструментального цеха Иван Афанасьевич Рубин и жестянщик-стахановец Степаненко изменили конструкцию сигнального буферного фонаря на паровозе – вместо громоздкого изготовили небольшой. Как результат – экономия в материале, гарантирующая сбережение ламп. Оценочная стоимость годовой экономии от данного рацпредложения составила 1500 рублей.

Токарь Головко предложил изготовить обойму для зажима предохранительной пробки при ее установке на токарном станке. Применение обоймы сократило время при установке и увеличило выпуск продукции больше чем в два раза.

2в.jpg

Рационализаторы-связисты

18–19 ноября 1941 года в Иркутске состоялась дорожная производственно-техническая конференция, на которой, естественно, затрагивались и вопросы рационализации предприятий и подразделений ВСЖД. Так, начальник службы связи Буц в своем выступлении привел примеры рационализаторской деятельности связистов дороги:

«Связистами внесен ряд ценных рационализаторских предложений. Электромеханик тов. Череп изобрел небьющиеся мембраны телефонов. Сейчас производство этих мембран поставлено так, что обеспечили ими полностью не только себя, но и все дороги Востока и Сибири.

Электромеханик ст. Тайшет тов. Тарима внес рационализаторское предложение, продлившее срок службы деталей элементов до двух месяцев. Это нам сберегает до 4 с лишним тысяч элементов в год, а в денежном выражении составляет экономию в 17 тыс. рублей.

Лаборатория связи предложила замену свинцовых пломб мастичными. Это дает большую экономию свинца.

Наша лаборатория также нашла способ изготовления микрофонного порошка, считавшегося до сих пор дефицитным на дороге.

…Изобретатели-связисты работают над вопросом продления сроков службы усилительной светофорной лампы, ртутной колбы для выпрямителей. Мы работаем над приспособлением, способствующим быстрому отысканию повреждения ночью, над заменителями свинца, как источника питания аккумуляторов».

Заместитель начальника дороги, председатель дорожной комиссии по производственному кооперированию Елагин отметил в своем выступлении, что «все материалы, представленные на конференцию в виде экспонатов выставки, должны быть изучены, обобщены и распространены на предприятиях дороги». А уже упоминавшийся начальник службы Буц предложил «организовать в бюро изобретателей и рационализаторов выпуск печатного бюллетеня, рассказывающего об изобретениях и предложениях рационализаторов».

3в.jpg

Преодолевая сопротивление руководства

23 декабря 1941 года «Восточно-Сибирская правда» опубликовала заметки слесаря дорожных мастерских станции Половина П. Токаря, рассказавшего о трудностях с продвижением рацпредложений, и бригадира паровозной комплексной бригады депо Иркутск II А. Мирошниченко, требующего уделять изобретателям больше внимания.

П. Токарь: «Когда я был слесарем, делал шкалы, у меня возникла мысль – удешевить их себестоимость. Обратился к начальнику, он мне помог. В результате каждая шкала нам стала стоить 9 копеек вместо 2 руб. 50 копеек. И производительность увеличилась в 40 раз.

Но не всегда так бывает. Не все хорошо помогают нам, рационализаторам. Были у меня большие трудности при изготовлении изобретенного мною станка. Сейчас я заканчиваю образец насечки для напильников, но, прежде чем нанести новую, надо удалить старую насечку. Я предложил сделать горизонтальный наждак и песчаное точило, а вот нагревательной печи для их изготовления нет и когда будет – неизвестно. Напильники же нужно делать скорее, они необходимы.

Также не продвигают и мое второе приспособление. Я предложил штамповать шайбы, гайки, подкладки для машин. Это во много раз ускорит процесс. Начальник мастерских одобрил и отправил предложение в отдел механизации службы пути Управления дороги к т. Пчелкину. Но он не отвечает вот уже больше месяца. Медлят и с утверждением проекта пресса для пил Робеля».

А. Мирошниченко: «Я предложил приспособление, облегчающее выкатку колесных пар и тендерных тележек одной из серий паровозов. Это приспособление у нас успешно применяется, а в депо Зима все еще работают по-старому, напрасно затрачивают много сил и времени. Я считал это неправильным. Обратился с письмом в Управление дороги. Вместо поддержки от инженера тов. Лысенко получил бюрократическую отписку.

Невнимательность к предложениям изобретателей, медлительность в их внедрении убивают инициативу, демобилизуют рабочих. Стахановец, совершенствуя свое рабочее место, меньше всего думает о вознаграждении, главное его стремление – оказать помощь Родине, повысить выработку, сэкономить материалы…».

К сожалению, и такие ситуации имели место быть. Однако страна требовала: «Всё для фронта! Всё для Победы!». И рационализаторы вносили в победу свой ощутимый вклад.

Павел Деранжулин, специально для Байкальских вестей».

P.S. В следующей публикации мы продолжим рассказ о рационализаторах-железнодорожниках периода Великой Отечественной войны.


Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту – irk_voir@mail.ru.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии