Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Возвращение к художнику

23 ноября, 2015


50.jpg

Накануне открытия выставки Алексея Жибинова, которая состоится 26 ноября и к которой коллектив Иркутского областного художественного музея имени Н.П. Сукачева готовится тщательно уже более месяца, журналистам решили  приоткрыть тайну, чтобы еще полнее осветить значимость выставки и фигуру самого художника. Прессе был открыт доступ в реставрационную мастерскую музея, куда кроме специалистов редко кто попадает.

Большое, но хотелось бы побольше, как говорят сотрудники мастерской, помещение. Множество тюбиков, баночек, кисточек, полотен, которые дожидаются своей очереди «на лечение». И действительно, атмосфера такая, будто попадаешь в клинику. Белые халаты реставраторов усиливают это ощущение.  Над одним из полотен Алексея Жибинова склонилась реставратор Галина Николаевна Муравьева. Очень тщательно, кропотливо, где нужна точность, меткий глаз и мастерство, как у хирурга, она колдует над своим «пациентом». 

— Сначала мы обозначаем места угроз, — объясняет она, — путем наклеивания на них вот таких меток. Существует прибор — электрошпатель. Это такой маленький утюжок, которым мы приплавляем или накладываем  мастику на «слабые» места, то есть  трещины, при температуре  95 градусов. В нашем распоряжении второпластовая пленочка, через которую мы будем вплавлять в эти трещинки мастику. И я слегка, не нажимая, размягчаю это место и ввожу туда мастику. Затем я беру скальпель и пытаюсь застывающую мастику слегка прижать, сделать более ровной,  а излишки мастики снимаются бензином высокой очистки. Мы  изменяем «память» холста, иными словами —  стараемся не дать разрушиться дальше этому слою.

Девяносто две работы художника будут выставлены 26 ноября в галерее сибирского искусства на улице Карла Маркса, 23. Для того чтобы выставка была полной, были подняты все работы Жибинова разных его периодов, которые есть в фондах музея, потому что обычно выставлялись несколько самых известных работ мастера, а на этой выставке фактически все творчество. И сразу видно, что художник работал в разных стилях. Он учился у известного мастера Павла  Филонова. Может, поэтому кроме классического направления, которое было основным в его творчестве, Жибинов пытался писать, пробуя себя и в сюрреализме, импрессионизме.

Большая часть картин подлежит большой реставрации, потому что хранились они у наследников много лет на чердаке и, конечно, не в должном состоянии. Присутствует загрязнение  красочного слоя. Некоторым картинам будут делать замену подрамников.

Жибинов долго не выставлялся. В музейном архиве оказалось большое количество материалов, связанных с ним, и эта выставка еще  приурочена к его 110-летию, он родился в 1905 году. Это его первая большая выставка,  представленная в таком объеме. Выставку готовим более месяца, все силы отдаем тому, чтобы она была представлена как можно интереснее, объемнее. Реставраторы работают даже в свои выходные дни.

Проходим по реставрационному залу, где на огромном столе,  завернутые в папиросную бумагу, как дети на пеленальном столе, лежат и дожидаются своей очереди на реставрацию полотна живописца. 

По некоторым работам видно, что художник был достаточно беден, очень нуждался. Некоторые холсты исполнены не на фабричном холсте, а на обычной мешковине. Он не выставлялся, картины не покупали, и вообще художник жил в атмосфере травли, непризнания, непонимания.

Травля была связана с тем, что Жибинов писал в не совсем  реалистической манере, какая была востребована в Советском Союзе, были упреки в формализме, и в рамках борьбы с этим направлением  да еще с космополитизмом, он и стал жертвой в этой травле.  В то время белок глаза, окрашенный в зеленый цвет на его картине «Офицер, останавливающий коня», или портрет мужчины с зеленым цветом кожи, непонятного иссиня-голубого цвета волосами и мухой, сидящей на стекле очков, — это было вызовом общественному вкусу. Человек не вписывался в рамки и принципы «художника советского строя». Не выдержав давления, в 1955 году художник покончил счеты с жизнью, оставив записку: «Без работы я жить не могу, а работать мне не дают».

Что бы он ни рисовал, все только подчеркивает его мастерство и неординарный взгляд. Иногда живопись его реалистична, но цвета, которые он выбирает, отдают импрессионизмом, а так как тогда, мягко говоря, этот стиль не приветствовался, то и по нему «проезжались катком». Конечно, когда пришли времена оттепели, творчество Жибинова было пересмотрено, и на все наследие художника смотрели уже другими глазами.

Картины подарила музею вдова художника. Что-то поступило в фонды в 50-е годы, что-то в 70-е, что-то еще позже. Музей обладает самой большой коллекцией работ Алексея Жибинова. Он похоронен на одном из кладбищ Иркутска. Сейчас встал вопрос о том, чтобы привести в порядок могилу, и Союз художников занимается этим вопросом.

60.jpg

Последняя работа Жибинова «Умолкнувшая скрипка», но названная самим художником несколько иначе — «Несыгранная скрипка», о чем гласит его собственноручная подпись на обороте картины и говорит о более трагичном внутреннем состоянии, заложенном автором в это полотно, нежели в том названии, которое ему дали после смерти художника. На нем как бы два настроения, два борющихся между собой состояния души: солнце, свет, жизнь, красота на одной части полотна и мгла, трагедия, прощание и уход — на другой.

Но даже в трагедии ухода у автора появляются на полотне лучи света. Эта картина — торжество жизни над смертью, потому что все-таки большая ее часть отдана Алексеем Жибиновым  именно радостному и светлому началу на земле.

— Особенностью нашей  выставки является то, что большую часть картин зрители увидят впервые, — вступает в разговор заведующая реставрационной  мастерской Светлана Тютикова. — Посмотрите на полотно «Осенний натюрморт». Какой хмурый, тусклый день, идет дождь,  настроение грусти и даже какой-то безнадеги,  недосказанности… Бывает, лучше недосказать, чем выразить очень много.

Картина сама ведет зрителя и все о себе рассказывает. Видите, в правом углу в пепельнице еле дымится недокуренная папироса, и чувствуется, что художник где-то рядом, вот-вот подойдет, возьмет папироску, докурит, и будет  работать дальше. В этой работе прекрасно передано настроение художника, его какие-то глубокие,  нелегкие  думы. Наверное, его что-то мучило в тот момент, что-то угнетало или он искал ответ на какой-то вопрос.

Я обращаюсь к Анне Парфененко, заведующей фондом хранения.

— Художник передал  свои внутренние ощущения, переживания, щемящую грусть, печаль, это очень хорошо читается. А что вы можете отметить самое уникальное в этом художнике, самое сокровенное, что отличает его от других? 

— Сложно сказать и выделить какую-то одну черту его творчества. Жибинов — художник очень разноплановый, и на выставке зрители увидят, насколько по-разному он писал в разные периоды своего творчества. Интересно проследить творческий путь мастера от его ранних работ к позднему периоду. Я считаю, что он состоялся как художник, оставив очень большое творческое наследие. Несколько сотен его произведений хранятся только в нашем музее, а сколько еще по другим музеям страны, в частных коллекциях. О нем можно сказать так: ушел из жизни человек, но не ушел художник. 

Иногда говорят, что почти все его творчество минорно, потому что большая часть его работ окрашена печальным настроением, грустью. Это предубеждение — зная, как трагично закончилась его жизнь, мы невольно переносим этот трагизм  на все его творчество. Но если посмотреть непредвзято, у него очень много красивых пейзажей, натюрмортов, по-настоящему солнечных, радужных, ярких, особенно в ранних работах, но есть и в поздних полотнах ощущение радости и красоты жизни.

Приходите на выставку, которая откроется 26 ноября в отделе сибирского искусства художественного музея. Организаторы назвали ее «Несыгранная скрипка» — именно так назвал свою последнюю, предсмертную, работу сам Алексей Жибинов.  Вы станете свидетелями встречи с художником неординарным, мудрым и по-своему воспринимающим все, что он видел вокруг себя. Который очень хотел быть услышанным своими  современниками, но… Должно было пройти более полувека, чтобы его услышали, но уже другие поколения, и его скрипка все же прозвучала.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: «Несыгранная скрипка» Алексея Жибинова;

Процесс реставрации  

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии