Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Романтики с большой дороги...

12 декабря, 2011

 

 

 

 

Министр дорожного хозяйства и строительства Александр Орешков недоволен работой своего ведомства, однако свято верит, что в следующем году будет лучше. Хотя единственным поводом для оптимизма является... рост численности чиновников, трудоустроенных в министерстве.

 

С 1 января 2012 года в Иркутской области начнет работать Дорожный фонд, средства на формирование которого волей-неволей (в виде налогов и акцизов) дадут жители области, а расходовать будут чиновники по собственному разумению. В 2011 году министерству удалось пристроить 4,7 млрд рублей, которые министр упорно называет «средствами»: «4,7 миллиарда средств». Если есть средства и цель (каковой, наверное, стоит считать дороги, сопоставимые с германскими, а не с зимбабвийскими), то должны быть приняты меры для воплощения мечты в реальность? Не все сразу. Более 840 млн рублей из этой суммы ушли на благоустройство набережной Ангары в Иркутске — от устья Ушаковки до бывшей ТЭЦ-2.  Вообще-то, это не дорога, а пешеходная зона, но не будем придираться: если не считать недостаточного освещения, то действительно сделали — каждый может сам убедиться.

Из оставшейся суммы более 1,54 млрд рублей были израсходованы на дороги, находящиеся в областной собственности, причем отдельно на дороги города Иркутска — 1,23 млрд. Часть суммы пошла на самый знаменитый (после уже снесенного «дома на ногах») долгострой региона — Академический мост. Тут министр продемонстрировал сразу два качества: наличие пристального внимания к СМИ, пишущих о его ведомстве, и крепкую память, зафиксировавшую изрядную долю критики и пессимистических прогнозов в адрес работ, проводившихся на улице Седова.

— К 12 сентября можно было там проехать, — огорошил министр журналистов, имеющих водительские права и личный автотранспорт, — в октябре движение было полностью открыто.

Или министр путает частный транспорт со служебным, который действительно пускают везде, или рассказывает про другой город. Потому что в сентябре иркутских водителей никто по новому участку улицы Седова не пропускал, а движение, в том числе и троллейбусное, открылось в реальности в начале ноября: 31 октября, как все помнят, выпало 70 процентов месячной нормы снега, и в городе вообще прекратилось всякое движение.

Что же до того, как оно происходит сегодня, то объем матерной ругани, высказанной в адрес авторов новой схемы движения, с ее неотрегулированными светофорами, безобразно спланированными «карманами» для общественного транспорта, узкими выездами на улицы 25 Октября, Трилиссера и Байкальскую, вечными пробками и фантастических размеров выбоинами, уже явно превзошел по количеству слов Большую Советскую энциклопедию.

Даже губернатор области Дмитрий Мезенцев обратил внимание на транспортный коллапс в этом районе и в середине ноября дал поручение в течение недели исправить ситуацию. Какое-то время движение в проблемном районе вручную регулировали сотрудники ГИБДД, но два нерегулируемых пешеходных перехода, нерегулируемый левый поворот с улицы Седова на 7-ю Советскую и три светофора подряд на 150 метрах пути — это как родовая травма: уже ничем не исправить.

Не менее яркие эмоции можно испытать в любом другом районе города, но министр, который твердо уверил слушателей, что сотрудники его ведомства постоянно контролировали качество ремонта в областном центре, признал неисполненными из-за низкого качества работы на сумму всего 4,8 млн рублей.  Представляя себе расценки на дорожные работы, можно примерно прикинуть, что министерство строительства не устроили метров пять, от силы шесть, плохо уложенного асфальта.

В реальности любой непредвзятый человек должен будет признать, что плохо отремонтирована улица Партизанская — на всем протяжении; поворот на Партизанскую с Волжской, где под колесами вместо асфальта внезапно оказывается довольно глубокая яма; улица Карла Либкнехта — на всем протяжении, где были работы (а это примерно пятая часть от того, что требует ремонта), и многие другие участки.

Вообще, дорожникам должно быть стыдно рассказывать о своих успехах — по крайней мере до тех пор, пока ту же Карла Либкнехта переделывают без видимых результатов каждый год на протяжении десяти лет (это не преувеличение), прямо на въезде на плотину ГЭС глубокая яма в асфальте обозначается стволом высохшего дерева или любым другим подручным знаком, а улица Красноказачья вообще стала почти тупиковой из-за огромной ямы. Устранять замечания, разумеется, будут только в следующем сезоне, если, конечно, останутся силы и средства, — дорожникам предстоит огромный объем работ на строительстве путепровода на перекрестке Байкальской и Пискунова, из-за которого одна из главных магистралей города выведена из строя как минимум до 1 июля.

За пределами областного центра было отремонтировано и построено около 55 километров дорог. Министр особо отметил как качественные дорогу Пивовариха — Новая Лисиха, участок дороги Иркутск — Качуг — Захал, часть дороги на Листвянку.  Всего работы велись на 16 дорогах, то есть в среднем на одну дорогу пришлось по 3,5 километра. Всего в области более 12 тысяч километров дорог только областного подчинения, а вместе с муниципальными и бесхозными цифра эта существенно увеличивается.

— В 2012 году, — рассказал министр, — мы планируем построить 18 километров дорог, отремонтировать — 50. Надо сказать, что в планах на 2011 год первоначально было всего 14 километров, но, с учетом выделения дополнительных средств, результат заметно улучшился.

В планах министерства — освоение 5,25 млрд рублей. Как получится, сказать заранее трудно. Министр уверен, что все будет хорошо, и тут же признает, что в 2011 году конкурсы на проведение работы были проведены только 15 августа. Сухой сезон — невероятно благоприятный для строителей — простоял еще 75 дней, но это было исключительное стечение обстоятельств, а в следующем году так может и не повезти.

Кстати, вся эта сумма поступит из Дорожного фонда, пополняемого из средств налогоплательщиков — из налога на транспортные средства и акцизов на бензин. Казалось бы, кто платит, тот и заказывает музыку (то есть в данном случае дороги), но 4,58 млрд планируется разделить между статьями «содержание дорог» (1,12 млрд рублей против 780 млн в 2010 году), «ремонт дорог» (438 млн), «строительство и реконструкция» (609 млн), «капитальный ремонт» (181 млн), «строительство мостового перехода «Академический» в Иркутске» (1,38 млрд), «регистрация прав собственности на бесхозные дороги» (52 млн) и «субсидии муниципальным образованиям» (800 млн). На содержание дирекции по строительству моста при этом пойдет 66 млн — весьма впечатляющая сумма.

Министр, правда, уверяет, что его ведомство и подчиненные ему структуры живут крайне скромно: потому и сработали плохо, что на начало года в министерстве числилось всего 30 человек, а дорогами занимался всего один (представьте только — на 12 тысяч километров) специалист. В течение года удалось увеличить штатное расписание, и теперь дорогами занимаются аж два отдела, которые даже рассылают письма с фотографиями по муниципалитетам — требуют устранить недостатки в дорожном покрытии.

Что-то подсказывает, что деятельность эта пустая, как хлопоты в казенном доме у плохой гадалки, — из тех писем, что написали в разные ведомства взбешенные водители, можно уже сложить гору высотой с пик Черского, а толку нет.  Сотрудники министерства свято верят, что жизнь станет лучше, и опираются при этом на два факта: растущий поток финансирования (в том числе через Дорожный фонд) и новые технологии, которых каждый год придумывают штук пять. Каждая при этом требует все более сложной техники и дает все более сомнительные по эффективности результаты (как пресловутый ямочный ремонт путем разбрызгивания смеси битума и щебня на проходящие мимо автомобили), но дорожники — верят.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».

На фото: Улицу Карла Либкнехта в Иркутске переделывают
без видимых результатов каждый год на протяжении десяти лет

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии