Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Самородки нашего наследства

27 октября, 2011

 

 

Двенадцать месяцев — с иркутской литературой

 

О нем, нашем литературном наследстве, напомнил телеэкран в цикле передач «Как слово наше отзовется…». Цикл, посвященный 80-летию писательской организации Приангарья, создан сотрудниками ГТРК «Иркутск» при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области, а также библиотеки имени И.И.Молчанова-Сибирского.

Передачи выходили в телеэфир с периодичностью примерно раз в месяц в течение года. Кто-то посмотрел все, кто-то через одну, а кто — и вовсе ни одной. В числе последних оказалась и я — так уж получилось. Благо счастливая мысль авторов проекта продублировать все выпуски парой дисков избавила меня от бесплодных сожалений. Вышло даже к лучшему: в течение дня я пропустила через себя сразу дюжину судеб писателей-земляков. Тех, кто, принадлежа к разным поколениям, по праву считаются гордостью сибирской литературы.

Впечатление осталось сильное. Настолько, что им захотелось поделиться. И без промедления выразить в первую очередь свою зрительскую благодарность творческой группе, с такой любовью и тщанием сделавшей, берусь сказать, уникальную в чем-то работу. Цельную и живую, эмоциональную по градусу восприятия и просветительскую по содержанию.

В принципе имена всех двенадцати писателей, ставшими героями передач, широко известны — что называется, на слуху. Но часто знание их творчества только этим и ограничивается. Такое время на дворе: довольствуемся малым. И, как выясняется, лишаем себя огромного богатства, способного насытить сегодняшнюю тусклую духовную жизнь неповторимыми красками.

Инициатором самой идеи цикла стала режиссер Мария Аристова, «человек со вкусом, чутьем и совестью», по отзыву ее коллеги Валентины Хазаровой. К слову, с полным на то основанием то же самое можно сказать и о самой Валентине Никитичне, в недавнем прошлом режиссере художественной редакции телевидения. Став позже редактором архива, Хазарова с энтузиазмом, методично и системно собирала его, переводя записи с пленки на электронные носители.

Профессионал высокой культуры, Мария Аристова, чувствуется, досконально изучила архивные съемки. Без их включения в текст повествования вряд ли каждая передача прозвучала бы столь полнокровно и убедительно, а вдобавок и столь динамично, что всякий раз заключительные титры вызывали невольный вздох: как, уже все?!

Поведать за четверть, максимум треть часа о жизни и творческом пути человека — задача априори не из легких. Но ее не убоялся автор и ведущий цикла Владимир Скиф. Блистательные образцы многосерийного общения со зрителем посредством телекамеры явлены нам с большого экрана Лилианой Лунгиной и Симоном Шнолем. Я вспомнила их не для сравнения. Просто хочу подчеркнуть, что держать внимание публики и доставлять ей эстетическое удовольствие манерой общения и строем речи дано лишь тем, кто хорошо знает предмет беседы и умеет размышлять о нем экспромтом, непосредственно в кадре.

У Владимира Скифа это умение налицо. Поэтому он держится свободно и естественно, может к месту рассмеяться. Бывает, что вслед за ним перехватывает горло и у зрителя. Скиф сам родом из поэтического цеха, знал или даже был близок, дружил со многими, о ком ведет рассказ. Отсюда доверительность его интонации. Притворщиков телеэкран тотчас разоблачает, равнодушие тут не скроешь. Но ведущему цикла нет нужды вуалировать свое отношение к персонажам. Он сам их выбрал по признаку значимости вклада в сокровищницу сибирской лиры. И конечно, по личной симпатии к ним.

У Андрея Битова есть признание: «Я немного написал — не написал лишнего». По аналогии, Скиф не сказал ничего лишнего. Он присутствует в кадре весьма дозированно и только как связующее звено между участниками передачи. Оператор Сергей Васильев, оставаясь для нас невидимым, деликатно «подает» ведущего то у книжных полок, то за рулем автомобиля, то за растопкой камина: «Я знаю, что-то человечье таит в себе печной огонь». А на экране, сменяя друг друга, порой непредсказуемо чередуются лица самих героев и их ближний круг.

И возникает довольно обширный культурный фон. Помимо самих героев мы видим и слышим народную артистку России Людмилу Стрижову и заслуженного деятеля искусств Александра Ищенко, исполнителя собственных песен Валерия Стукова, заслуженного художника России Владимира Кузьмина и его коллегу Раису Бардину, редакторов Лину Иоффе и Светлану Асламову, тележурналистов Любовь Васильеву и Марию Филатову, доцента ИГУ Игоря Петрова, обретшего несколько почетных званий кинооператора Евгения Корзуна, известного иркутского мецената Виктора Бронштейна… И разумеется, многих литераторов: Василия Козлова, Ивана Козлова, Анатолия Байбородина, Андрея Румянцева, Ольгу Горбовскую, Валентину Семенову, Валерия Хайрюзова, Татьяну Суровцеву…

Насыщенностью и разнообразием видеоряда мы обязаны еще одному «невидимке» — монтажеру Алексею Кошкареву. Он сутками корпел над любительскими снимками, над кадрами частных видеосъемок и киноархивов, дабы привести их, как говорится, к общему знаменателю, вопреки техническому неформату. И так же ответственно, с полной самоотдачей, работал над звуковым образом передачи Игорь Губарев.

Говорят, вокруг проекта было немало скептиков. Их удел, как обычно, быть посрамленными. При всей непохожести одной передачи на другую цикл сложился как целостное произведение, которое делает честь творческой группе, а значит, и коллективу ГТРК.

Утопична попытка пересказать этот труд — его надо смотреть. Отмечу только, что каждая писательская личность здесь обретает подлинную теплокровность и объем в силу умения родных, друзей и самого ведущего подметить нечто характерное, необычное в поведении и поступках героя. Для зрителя это те изюминки, которые скрашивают горечь подчас трагических судеб. И соблазнительно хотя бы вскользь коснуться, например, нескольких курьезов, забавных или комических деталей.

Иван Молчанов-Сибирский был приглашен на Первый съезд писателей СССР вместе со школьниками, ставшими под его опекой авторами книги «База курносых». Максим Горький принял всю эту команду в своем доме, а Лев Кассиль подарил ребятам книгу с автографом: «Курносым писателям — от большеносого».

Елена Жилкина, обвиненная в «ахматовщине» и отовсюду изгнанная (в том числе и из Союза писателей и даже из квартиры — и это посреди зимы, с малолетней дочкой на руках), однажды не на шутку перепугалась, когда, встав перед нею на колени, Станислав Китайский произнес: «Погибает русская литература. Спасите!» — «Но как?» — «Дайте три рубля!..»

Константин Седых, как известно, очень достоверно показал в романе «Даурия» казачество, которое по замыслу Троцкого должно было быть истреблено под корень, вплоть до годовалых младенцев. Так достоверно, что однажды в его дом постучался один из «реальных персонажей» книги. Представился: атаман Каргин…

Фронтовик Алексей Зверев, родом из многодетной (тринадцать человек) семьи, с семи лет боронил пашню в селе Усть-Куда, забираясь в седло по оглобле. Любил частушки и в пути мог петь, не сбиваясь, — их хватало на четыре километра кряду…

Сын полного Георгиевского кавалера из донских казаков, раскулаченного и сосланного на Алдан, Петр Реутский услышал на лесоповале от вора в законе, получившего за побеги срок больше века, наказ: не воровать, а писать…

А сколько трогательных открытий таят для зрителя рассказы о Сергее Иоффе, Евгении Суворове, Геннадии Машкине, Александре Вампилове, Ростиславе Филиппове, Владимире Гуркине, Геннадии Гайде! Одному лишь времени дано расставить эти имена по литературным эшелонам и для каждого определить свой ряд. Впрочем, драматург Александр Вампилов уже целым миром зачислен в классики. Так или иначе, обо всех них, достойно проживших отпущенную им судьбу, достойно и рассказано в цикле телепередач «Как слово наше отзовется…».

Но цикл этот, хотелось бы верить, обязательно будет продолжен. А пока за его рамками остались люди, без которых летопись Иркутской писательской организации представить просто невозможно.

 

Вера Филиппова, специально для «Байкальских вестей».
На фото: Алексей Зверев, Валентин Распутин,
Владимир Гуркин, Геннадий Машкин, Геннадий Гайда,
Сергей Иоффе, Владимир Скиф

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии