Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сельхозмашины инвалида Кейпана

14 марта, 2022

Изобретатели земли иркутской

Член союза совторгслужащих, член кустарно-промысловой кооперативной артели «Балаганский кустарь» Ян Андреевич Кейпан был инвалидом, что, однако, не мешало ему заниматься изобретательством. В 1929 году Кейпан сконструировал свою первую сельскохозяйственную машину – комбинированную веялку, совмещающую в себе куколеотборник, сортировку и веялку.

«Рассчитана на единоличника…»

Собрав несколько пробных веялок, умелец смог организовать их работу в Балаганском и Усть-Удинском районах. Думается, что руководство сельхозпредприятий привлекала не только их новизна, но и стоимость: веялка Кейпана стоила всего 75 рублей, в то время как используемый в это же время триер стоил 367 рублей, сортировка – 60 рублей, веялка – около 75 рублей.

Сельские крестьянские комитеты и местные агентства Всесоюзного государственного акционерного общества «Союзхлеб» сообщали Кейпану, что весьма благодарны ему за его веялки. Так, например, Малышевское агентство «Союзхлеб» отмечало: «Ваша сортировка-веялка, которую мы приобрели у вас за 75 рублей, работает очень хорошо; при ручной работе за восемь часов пропускает 750 пудов; зерно отбирает чисто – дефективное совершенно отдельно».

На этом месте читатель может подумать, что раз в двух районах области изобретение Кейпана начали использовать с хорошими результатами, а автор получил превосходные отклики, то дальше началось триумфальное шествие веялок по всему региону. Но нет. У Кейпана начались настоящие мытарства, связанные с продвижением своего изобретения в жизнь.

Ободренный первыми откликами, Кейпан сообщил о своем изобретении в Новосибирское бюро реализации изобретений Сибирского края, где его впервые «окатили ушатом холодной воды», ответив: «Идея не нова, в Омском округе работает немецкая машина с производительностью 500 пудов в 8-часовой рабочий день. Стоимость этой машины 3500 рублей. Конструкция ваша имеет недостатки… Рассчитана на единоличника. Для коллективного хозяйства не подходит…»

Недоумевая, почему его, дешево стоящая, с большой пропускной способностью веялка-сортировка не подходит для колхозов, Кейпан вместе с тем продолжил совершенствовать свою машину. И увеличил производительность сортировки до 1500 пудов, не снизив при этом качества очистки и разбивки зерна по сортам. На что из СибБРИЗа получил очередную отписку: «Гр-ну Кейпан Яну Андреевичу. Сиб.БРИЗ финансирует только те изобретения, которые могут найти применение в промышленности СССР. Ваше изобретение политически несвоевременно, как не отвечающее идее коллективизации».

1в.jpg

Бои с переменным успехом

После появления в Иркутске Краевого совета Всесоюзного общества изобретателей Кейпан в своей борьбе за веялку получил надежного союзника. 15 декабря 1933 года на заседании конфликтной комиссии по рабочим предложениям и изобретениям при Краевом совете ВОИЗ было озвучено подробное описание веялки Кейпана техником-конструктором Шульгиным, в котором говорилось: «Веялка тов. Кейпан увеличила пропускную способность очистки зерна в 15 раз против существующих веялок и сортировок… Зерно очищает абсолютно чисто, дефективное зерно отбивает отдельно…».

В итоге Конфликтная комиссия постановила: «Предложить технико-экспертному Совету при Крайсовете общества изобретателей… передать весь материал КрайЗУ (под расписку) для дальнейшего форсирования. Просить политсектор КрайЗУ реализацию изобретения т. Кейпан взять под свой контроль».

26 февраля 1934 года состоялось заседание Президиума КрайКК ВКП(б) и коллегии РКИ, на котором выяснилось, что «жалоба Кейпан (на бюрократическое отношение к его изобретению) подтвердилась – балаганские районные организации и учреждения отнеслись недоверчиво, бюрократически, не создали ему необходимых условий для реализации конструкции».

В результате Президиум предложил: «Управляющему Крайсельхозснабжения т. Поплавскому использовать в своем аппарате т. Кейпан по его специальности; создать для него необходимую обстановку и направить в дальнейшем творчестве изобретателя на преодоление узких мест производства в колхозах, МТС и совхозах края; предоставить ему квартиру, обеспечить продовольственным снабжением; не позднее 15 апреля 1934 года приступить к реализации изобретения… Поставить вопрос перед правлением сельхозснабжения в Москве о целесообразности изготовления веялки на одном из заводов…».

Но бюрократ не был бы бюрократом, если бы не нашел выхода из любой ситуации, когда он не заинтересован в решении проблемы. Судя по всему, т. Поплавский был тем еще бюрократом. Чтобы отделаться от назойливого изобретателя, Поплавский посылает Кейпана на работу… садоводом и пчеловодом в совхоз «Труженик». Кейпан, и весьма резонно, возмутился, что он не садовод и не пчеловод. Тогда ему предложили переехать в город и изготовить образец машины. Но в городе не оказалось… мастерской.

В августе 1934 года в «дело Кейпана» вмешивается прокуратура. Поплавский вынужден был зачислить Кейпана в штат Крайсельхозснабжения. Машину решено изготовить в совхозе «1 Мая». Но тут снова проблемы: нет помещения, материалов, не на чем Кейпану выехать в мастерскую для контроля работы мастеров, предоставили сырой лесоматериал, не успев приступить к работе, сняли рабочих…

В это же время Краевой совет ВОИЗ помогает «продвигать» изобретение Кейпана, пусть пока и на уровне «рацпредложений». Краевым советом ВОИЗ для работы на полях послано 200 изобретателей: по 60 с предприятий Красноярска и Иркутска, по 20 – из Читы, Верхнеудинска, Балея и Черемхова. Одновременно для изучения причин потерь и мер борьбы с ними, а также для разработки специальных соцзаказов – темников для изобретателей по сельскому хозяйству в Касьяновскую МТС выехала бригада КС ВОИЗ. В фонд премирования изобретателей за лучшую работу на уборке урожая выделено 1500 рублей.

Впрочем, изобретатели занимались в полях не только собственно уборкой урожая. Так, например, бригада иркутских рабочих, среди которых особо отмечались работницы слюдяной фабрики Казанцева, Сычева и Рубцова, а также студент автодорожного техникума Огородников, организовала в Иркутском зерносовхозе первую в крае ячейку общества изобретателей в сельском хозяйстве. Членами бригады было дано более 20 рацпредложений: рационализация ночной молотьбы, машина изобретателя Кейпана для сортировки зерна и другие. Каждую пятидневку в бригаде выходила полевая стенгазета (всего бригада отработала в совхозе 20 дней), каждый день после работы проводились 15–20-минутные производственные совещания.

2в.jpg

Признать негодной, избавиться, уволить…

В ноябре 1934 года Крайсельхозснабжением наконец-то сделан обещанный образец. Но Поплавский продолжает свою бюрократическую борьбу. Не без его ведома составляется акт, в котором, с одной стороны, говорится: «Веялка-сортировка т. Кейпана является комбинацией веялки «уфимки», сортировок «клейтон» и «триумф», но не в состоянии заменить ни одной из этих машин». И тут же написано: «Признать веялку Кейпана способной заменить существующие уже типы веялок и сортировок».

Акт написан и подшит к делу, веялка-сортировка Кейпана поставлена во двор Сельхозснаба. Неугомонный Кейпан вновь напоминает Поплавскому о машине. Чтобы навсегда отделаться от старика, Поплавский создает «свою» комиссию и направляет веялку на испытание в колхоз Хомутовской МТС, предварительно дав «установку», в результате которой машину признают негодной.

1 января 1935 года Кейпана увольняют с работы. Изобретенная им машина стоит во дворе Сельхозснаба среди хлама.

В конце января испытание машины Кейпана, проведенное Госсортфондом, дало самые благоприятные результаты. Госсортфонд просит Поплавского продолжить работу над веялкой, но получает отказ.

Кейпан выезжает в Тулун и там строит второй образец. Работа машины испытана на трех видах зерна: овсе, пшенице и льне. Вот что написано об ее испытании в акте: «Обработка 75 килограммов заняла 8 минут (1500 пудов в 8 часов), работа сортировки, отделяющей дефективное зерно и мертвый сорт, – удовлетворительная, дальнейшее изготовление сортировки необходимо».

Однако дальше заключения дело не двинулось. Правда, после вмешательства вышестоящих организаций в конце февраля 1935 года Поплавский вновь принимает т. Кейпана на работу, продолжая при этом чинить ему препятствия.

В начале марта 1935 года партийный комитет краевого земельного управления, обсудив факты, приведенные в статье «Восточно-Сибирской правды», опубликованной 1 марта 1935 года и рассказывавшей об отношении руководителя Сельхозснаба Павловского к изобретениям Кейпана, решил:

«…2. За бюрократическое отношение к изобретению, из-за чего дело проверки и реализации изобретенной тов. Кейпаном веялки не доведено до конца, за нечуткое отношение к изобретателю – Поплавскому объявить выговор.

…4. Отмечая, что машинно-технический отдел КрайЗУ в лице бывшего начальника Лазарева, а также и тов. Коваленко невнимательно подошли к проверке изобретения и оказанию технической помощи изобретателю, сделать тов. Коваленко предупреждение, обязав его обеспечить техническую консультацию и помощь изобретателю.

5. Обязать тт. Поплавского и Коваленко обеспечить окончательный выпуск и проверку образца не позднее 16 марта этого года».

3в.jpg

Последний рубеж

Но… бюрократы не были бы собой. Сельхозснаб, выполняя приказ КрайЗУ, заказал веялку Иркутскому лесозаводу. Однако по прошествии трех месяцев заказ все еще не был выполнен, а Поплавский объяснял данную ситуацию тем, что «машина Кейпана» дорого обходится в производстве – в 700 рублей и даже на заводе ее сделать не могут.

В ответ Кейпан в конце июня провел в одном из сел области курсы колхозных рационализаторов. На них в течение 12 дней 15 колхозников из местных материалов изготовили 15 веялок – тех же, которых лесозавод не смог изготовить за три месяца.

12 декабря 1936 года из газетной статьи, посвященной итогам прошедшего III краевого съезда Советов Восточной Сибири, мы опять видим, что «дешевая комбинированная сортировка местного изобретателя Кейпана, которую может соорудить простой колхозный плотник, до сих пор большого распространения в нашем крае не получила».

Что касается других изобретений Кейпана. В марте 1935 года в малом зале Дворца культуры проводилась сельскохозяйственная выставка, одним из экспонатов на которой был ветрогон Кейпана, позволяющий почти начисто отвеивать из зерна мешочки головни. А на черемховском заводе весной того же года начали выпускать жатвенные аппараты и весы Кейпана.

Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Вырезка из газеты «Голос бедноты»;

Макет веялки «Уфимка»;

Триер ТП400 (сельхозмашина для разделения зерна и примесей)

 

Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ИРОО ВОИР) собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту – irk_voir@mail.ru.

Кроме того, ИРОО ВОИР с 1 марта по 30 апреля проводит конкурс презентаций и видеороликов «Вспоминая изобретателей и рационализаторов». Участвовать могут ученики 8–11-х классов и учащиеся учреждений начального и среднего профобразования. Участникам предлагается в презентации или видеоролике рассказать о родственниках, знакомых, земляках, занимавшихся и занимающихся изобретательством и рационализаторством. Подробнее о конкурсе можно узнать на страничках «ВОИР-Иркутск» во всех социальных сетях либо направив запрос Положения о конкурсе на указанную выше электронную почту.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Анастасия 16 мая 2022, 14:13
.