Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Ерощенко: Пора подойти к проблеме по-человечески

19 августа, 2012

 

 

Заседание президиума правительства Иркутской области, состоявшееся 16 августа, ознаменовалось очередной констатацией недостатков в работе областных министерств и муниципальных органов власти.

 

Сроки вышли, а мы и не готовы

Один из вопросов повестки дня (о защите прав дольщиков) был снят с рассмотрения еще до начала работы президиума. Судя по репликам, прозвучавшим в ходе заседания, сделано это было из-за неготовности отраслевого министерства сообщить что-либо существенное по этой серьезной проблеме. Первой в повестке стала проблема оформления схем территориального планирования в муниципальных образованиях области. Руководитель службы архитектуры — главный архитектор Иркутской области Екатерина Протасова сообщила губернатору Сергею Ерощенко и его заместителям, что за несколько месяцев до срока, установленного правительством Российской Федерации (1 января 2013 года), утверждена только схема территориального планирования Иркутского района; 22 мэра районов утверждают, что их схемы находятся на стадии согласования, еще десять — на стадии разработки. Генеральные планы утверждены во всех девяти городских округах, всего в 10 городских поселениях из 67 и в 5 сельских поселениях из 363. По оценке Екатерины Протасовой, к установленному сроку область успеет подготовить не более половины необходимых документов.

О том, что документы территориального планирования нужно было подготовить к определенному сроку и что без этих документов у местных властей возникнут большие проблемы с выделением участков под любые нужды, было известно уже несколько лет назад. Долгое время мэры оправдывали свое бездействие отсутствием средств в бюджетах, но в 2012 году из областного бюджета на софинансирование этих работ было выделено 336 млн рублей. Как правило, слова «выделено софинансирование» означают, что местным властям достаточно вложить от одного до пяти процентов необходимой суммы, а все остальное возьмут на себя федеральный и областной бюджет. Несмотря на это, Служба главного архитектора в очередной раз убедилась: мэры не спешат выполнять свои обязательства даже на таких льготных условиях и снова ссылаются на недостаток средств. Была разработана поправка в бюджет области, в соответствии с которой до конца года областные власти вложат в процедуру еще 65 млн рублей — и этого, по словам Екатерины Протасовой, должно быть достаточно.

Однако нежелание мэров выполнять эту работу нельзя компенсировать никакими расходами. Некоторые мэры предпочитают выделять земельные участки без информирования общественности и заинтересованных коммерческих структур. Первый заместитель главы областного правительства Николай Слобдочиков согласился с этим мнением и предложил провести рабочее совещание с участием представителей заинтересованных министерств, глав муниципальных образований и Службы архитектуры, чтобы выработать единые правила работы и принципы решения проблемы закрытости муниципальных властей. В качестве примера может быть взят областной центр — Иркутск, в котором сконцентрировались все известные практические и нормотворческие проблемы.

— Пока мы только констатируем проблему, - заявил Николай Слободчиков, — мы же должны вместе с муниципалитетами определить конечную точку нашего движения, которой является утвержденный градостроительный план.

 

Без признаков жизни

Губернатор, который до этого момента слушал все выступления без замечаний, предложил добавить в проект постановления правительства еще один пункт: пересмотреть состав Градостроительного совета, включив в него людей «здравомыслящих и совестливых». После чего Градостроительный совет должен будет посвятить каждому городу отдельное заседание, достигнув в итоге «абсолютной прозрачности в вопросах выделения земли». Заместитель губернатора Владимир Дорофеев предложил главному архитектору назвать точный срок, к которому область подготовит все документы территориального планирования, но Екатерина Протасова предпочла не ставить такие рамки и предложила регистрировать в федеральных органах недоработанные и несогласованные до конца документы, потому что существуют абсолютно патовые и неразрешимые ситуации. Особенно часто они возникают в связи с необходимостью определить судьбу объектов исторического и культурного наследия — до 75 процентов всех несогласованных документов оказываются в этом списке по инициативе Службы охраны памятников.

Губернатор в очередной раз прервал докладчика и заметил, что очень часто проблемы создаются на ровном месте из спекулятивных соображений: памятника уже нет, а решения приходится принимать так, будто он есть. Из-за отсутствия определенных нормативными актами охранных зон вокруг объектов исторического и культурного наследия возникают задержки с реализацией различных социально-значимых проектов, и даже такие проекты, как 130-й квартал, хотя и решают проблемы наследия не вполне удовлетворительным образом, все-таки улучшают ситуацию в городах. Екатерина Протасова добавила эмоций в разговор, рассказав, что если в Иркутске объектами являются памятники архитектуры, то в Бодайбо, например, охраняется памятник археологии, существования которого на поверхности земли нет никаких признаков.

Заместитель губернатора Алексей Зезуля упрекнул главного архитектора в том, что долгие годы его ведомство вводило в заблуждение правительство области: на протяжении трех лет правительству и лично Алексею Зезуле (исполнявшему обязанности министра финансов) говорили, что вся проблема в недостатке финансирования. Теперь же выясняется, что одна из областных структур, исходя из собственных интересов, принимала участие в затягивании разработки документов, находящихся на особом контроле у федерального правительства. Заместитель губернатора потребовал, чтобы в будущем при выделении земельных участков главный архитектор принимал во внимание и такой фактор, как налоговая отдача с объекта, построенного на этом участке. Область вложила более 500 млн рублей в составление градостроительной документации и теперь может требовать, чтобы муниципалитеты думали о налоговой отдаче.

 


— Определите задачу министерствам и мэрам: составить списки нуждающихся многодетных семей, и пусть каждый мэр бегает по своему городу и ищет для них участки под жилищное строительство, — поручил губернатор своему первому заму Николаю Слободчикову. — Потом обсудим проблему финансирования инфраструктуры. Можно ведь финансировать людей, а не управляющие компании и какие-то хитрые коммерческие структуры. Срок всем поставить неделю, не больше. Никакие старые схемы решения этой проблемы я больше не поддержу. 
 

 

Неуд за домашнюю работу

Министр строительства и дорожного хозяйства Михаил Литвин выступил, кажется, с первым в новой должности публичным докладом — о выделении земельных участков для строительства жилья для многодетных семей. Порядок выделения участков под строительство описан в областном законе, датирующемся еще 2008 годом. Функции министерства строительства заключаются в том, чтобы обеспечить эти участки дорогами и коммунальной инфраструктурой, а также заниматься такими сложно поддающимися контролю делами, как стимулирование развития ипотечного кредитования и жилищного строительства вообще. Ведомственная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2011-2013 годы», например, позволяет министерству компенсировать часть первоначального взноса — в нынешнем году долю социальной выплаты решено довести до 50 процентов от суммы взноса. Министерство строительства может оказывать помощь жилищно-строительным кооперативам, создающимся пятью и более семьями, в каждой из которых трое и более детей, если эти семьи решат строиться рядом на одном земельном участке.

Министерство разработало не только список категорий граждан, которые могут стать членами таких кооперативов, но и провело работу по поиску земельных участков, пригодных для жилищного строительства. Ведутся переговоры с муниципальными образованиями и федеральными структурами, в собственности которых находятся эти участки. Большая часть из них находится в зонах, уже определенных под жилищную застройку, а в тех случаях, когда назначение участков другое (например, сельскохозяйственное), министерство ведет переговоры о внесении изменений в планы муниципалитетов. Михаил Литвин довольно пространно объяснил, почему министерство сосредоточилось именно на этой группе земельных участков: они находятся вблизи дорог, а всю остальную инфраструктуру можно создать в кратчайшие сроки при минимальных затратах. Правда, чтобы реализовать все планы, министерству нужно договориться с властями как минимум Иркутского и Ангарского районов — тогда уже в 2013 году строительные кооперативы станут реальностью.

— Вы так лихо докладываете, — обратился губернатор к министру строительства, — что я ничего не понял: каким образом ваши планы помогут нам выполнить поручение президента и обеспечить жильем многодетные семьи? Сколько вообще таких семей в области и сколько из них хотят получить землю для жилищного строительства?

Министр на эти вопросы ответить не смог, поскольку это не входит в компетенцию министерства. Вместо Михаила Литвина губернатору ответила его заместитель Валентина Вобликова: «Таких семей в области более 21 тысячи, заявлений подали чуть более 900. Число многодетных семей неуклонно растет, может увеличиться и количество желающих построить собственный дом». Губернатор вспомнил собственный опыт приема граждан по личным вопросам (когда менее чем за час были решены вопросы трех из четырех заявителей) и потребовал, чтобы вместо очередного «создания механизма для строителей» ведомства подошли к проблемам граждан по-человечески и решили их проблемы быстро и эффективно. Часть обязательств по выделению земель можно и нужно делегировать городам и поселкам, при этом будет решена проблема с нерадивыми строителями.

 

Деньги напрямую

Качество строительства и проектирования жилых комплексов все чаще вызывает критику губернатора и жильцов этих районов, а если бы земельные участки были выделены гражданам под индивидуальное строительство, обвинять было бы некого, да и стройка шла бы быстрее. Министр попросил месяц на то, чтобы пересмотреть работу ведомства в свете новых принципов, провозглашенных губернатором.

Сергей Ерощенко согласился с этим предложением и поручил Николаю Слободчикову проконтролировать ход работ.

— Определите задачу министерствам и мэрам: составить списки нуждающихся семей, и пусть каждый мэр бегает по своему городу и ищет для них участки, — пояснил свою мысль губернатор. — Потом обсудим проблему финансирования инфраструктуры. Можно ведь финансировать людей, а не управляющие компании и какие-то хитрые коммерческие структуры. Срок всем поставить неделю, не больше. Никакие старые схемы решения этой проблемы я больше не поддержу.

Министр социальной защиты Владимир Родионов отметил, что большая часть семей, подавших заявления на выделение участков, живут в Иркутске, Братске и Шелехове; во многих районах (где люди, видимо, совсем не надеются на помощь местных властей) нет ни одного заявления и даже жалоб на бездействие мэров не поступает. Министр выступил с предложением (поддержанным губернатором) создать банк земельных участков, чтобы в будущем при поступлении заявления семье сразу можно было предложить насколько участков на выбор.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии