Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сейте разумное, наивное, доброе

26 ноября, 2012

 

Уехавшего в Москву Петра Ончукова в Иркутске знают и помнят не только собратья-художники, но и зрители-поклонники. И задумай Ончуков приехать в родной город с выставкой — наверняка вниманием обижен бы не был. А тут — такой грамотный ход, как компания с популярным музыкантом Сергеем Летовым, исполнителем современной музыки на саксофонах разных тембров — от сопрано до баритона, а также на бас-кларнете и флейтах. Словом, духовик широкого профиля, с целым арсеналом индивидуально приспособленных инструментов. К тому же виртуоз, владеющий многими музыкальными стилями, направлениями и приемами игры.


Поэтому у иркутян был двойной интерес попасть в этот вечер на светскую тусовку в галерею «ЛеАрт», что на улице Бабушкина. Кто-то фанатеет от Летова, кто-то — от Ончукова, кто-то от того и другого, вместе взятых. Словом, собралась толпа друзей и приятелей, любопытствующих и любознательных.

Хозяева галереи Лина и Дмитрий Ермантовичи, пожалуй, и сами не ожидали такого наплыва гостей. Но все было, как и обещано: экспозиция размещена, место музыканту отведено, угощение из легких напитков и фруктов предложено.

Пообщаться, однако, больше получилось с художником, поскольку музыкант был постоянно занят — играл практически не переставая. Петр же Ончуков оказался настроен на облегченный лад — собственно говоря, сама экспозиция к этому располагала. Ну как можно было делать серьезную мину, рассуждая об образах и похождениях героев работ, если эти герои — коты и кошки, собаки и тигры? Один из постоянных персонажей — белый пес Тузик, с его лав-стори. Вернее, сначала — тоскливое одиночество, затем — обещающее знакомство с такой же белой хвостатой подругой, а там, глядишь, и до тузенят дело дойдет…

Название выставки — «Разумное неразумное». А что, попадание в самую точку.

Поговорить более серьезно почти не удалось. Из разговора под очень громкую мелодию саксофона и общий шумовой фон стало ясно лишь то, что жизнь художника в столице хоть и не сахар, но и не совсем горчица. В выставках участвовать Петру Ончукову удается, кормиться приходится в основном дизайном, что можно считать смежным искусством, так что возвращаться в Иркутск он намерен только вот так — выставками.

— Как тебе живется вдалеке от Иркутска?

— Да живется… Хотелось бы, чтобы было лучше, но и так не настолько плохо, жаловаться особо не приходится.

— Расскажи про своего нынешнего главного героя.

— Главный герой — Тузик. И его жена. История одинокого Тузика, который находит подругу жизни, и у них начинаются всякие сюжеты. На будущее — хочется сделать Тузика, например, спортсменом — в преддверии Олимпиады-2014 это было бы логично. Тузик на лыжах, Тузик на коньках… Либо так: Тузик — мастер, созидатель, с молотком или с пилой. Работает для общего блага, для нормальной жизни.

— Незадолго до твоего отъезда в Москву ты, помнится, провел выставку в кинотеатре «Художественный»…

— Она называлась «Звернисаж». Некоторые называли ее «скотская выставка» — но это неофициальное название…

— То есть тема и сегодня практически та же…

— Ну да, часть этих работ тогда уже выставлялась, в каких-то работах есть продолжение… Но тема в основном та же — животные, цветы…

— В Москве у тебя как с выставками?

— Было несколько выставок, в которых я участвовал. Но в последнее время я занялся разъездными проектами, то есть у меня за год с небольшим состоялись две в Омске, одна персональная, вторая совместная с Дамиром Муратовым и Сергеем Летовым; был проект в Нижнем Новгороде… Это был мой авторский проект — концерт-перфоманс-выставка-диалог под общим названием «Круг». (В нем участвовал, кстати, еще один бывший иркутянин — художник Анатолий Пурлик. — Авт.)

К Петру то и дело подходят знакомые:

— Сколько лет, сколько зим! Мы с Петей старые знакомые, 25 лет совместного творческого полета, — говорит о госте присоединившийся к нам Евгений Турунов. — Сейчас он бритый, а я его помню огненно-рыжим, бородатым, ярким… А в работе он все тот же… Доброе творчество! Никакого негатива. Он пишет только о хорошем.

— А как ты пришел к этой манере?

— Через своего преподавателя в училище Владимира Ивановича Соколова. Мне изначально нравилось наивное искусство, оно мне и сейчас нравится. Нравится народное искусство. В Нижнем Новгороде я посетил музей народного искусства — был в диком восторге. В какой-то степени это оказалось полезно даже для дизайнерской работы.

Наивными часто считают детей, и это, пожалуй, действительно так. Искусство Петра Ончукова именно такое, наивное, и оно не случайно воспринимается как результат детского мышления, как иллюстрации к детской истории, сказке из доброй детской книжки. Мягкий юмор, легкость форм и линий. Нет перегруженности ни цветом, ни смыслом. И настроение создает соответствующее — легкое, светлое. И уж если говорить о современном искусстве — то, слава богу, это не цветные квадратики или полоски, царапины или пятна, которым искусствоведы изо всех сил стараются придать побольше многозначительности.

У Ончукова мы видим то, чем, может быть, восполняется дефицит доброты в нашем окружении, в нашей сегодняшней жизни. Не навязчивые страшилки и внушения о конце света, которые льются не только из телеящика, но и, кажется, из электроутюга. Нет, у него это Тузик, который обрел свое счастье, это добрые таксы у таксофона, возле которых остановилось такси, это совсем не злой крокодил и лягушечий хор… Смотришь на них — и улыбка не сходит с лица.

У вас плохое настроение? Наведайтесь-ка в галерею на улице Бабушкина. Посмотрите на этих тузиков и такс — «и настроение улучшится», — как говаривал Евгений Гришковец.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Петр Ончуков и его картины

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии