Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сезон пришел -- готовьтесь к новому

28 сентября, 2010

 

Модернизация систем жилищно-коммунального хозяйства --
процесс творческий

В повестку дня заседания правительства Иркутской области, состоявшегося 23 сентября, были включены два вопроса: о проекте закона области "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011--2015 годы", а также о готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований области к отопительному сезону- 2010/11 и о ходе работ по модернизации тепловых сетей.

По предложению губернатора области Дмитрия Мезенцева первый вопрос был перенесен на следующее заседание правительства, которое состоится 29 сентября. Причина уважительная: губернатор предлагает министрам, депутатам и другим участникам заседания как можно лучше ознакомиться с текстом программы и как можно тщательнее проработать каждый вопрос.


Ремонт, замена и завоз

Министр ЖКХ Петр Воронин начал доклад с цифр, свидетельствующих о большой проделанной работе. В среднем по
каждому из основных показателей -- готовности теплоисточников, тепловых, канализационных, водопроводных и
электрических сетей -- область превзошла свои показатели на ту же дату прошлого года.

В области 1152 теплоисточника, из них с первого дня
отопительного сезона запущено 1023. В 2009 году
теплоисточников было на 50 больше, и эта цифра лучше любой
другой информации говорит о том, что модернизация системы
ЖКХ в Иркутской области идет успешно: нерентабельные
котельные закрыты, их нагрузка перераспределена между
другими котельными, и система продолжает функционировать без
сбоев. В целом же степень готовности к пуску к началу
отопительного сезона составляла 99,6 процента, в то время
как год назад -- 93,6 процента.

Готовность муниципального жилого фонда составила 100
процентов (год назад -- 94), готовность тепловых сетей --
99,9 процента (год назад на ту же дату -- 91), по всем
остальным показателям готовность равна 100 процентам, причем
по водопроводным сетям она повысилась на 8 процентов, а по
канализационным -- в два раза.

Петр Воронин обратил внимание участников заседания на тот
факт, что степень готовности теплоисточников оценивается не
по отчетам муниципальных образований, а по докладам
Ростехнадзора и паспортам готовности -- в прошлом году этот
показатель составлял 35 процентов, в 2010-м -- 59 процентов;
паспорта готовности имеют 77 процентов жилых домов (в 2009-м
имели 72 процента). Повысились показатели не только
готовности, но и объемов ремонта: водопроводных сетей, в
частности, заменено на 16 километров больше, тепловых -- на
15...

Потребность на северный завоз составляет 952 млн рублей (на
19 млн меньше, чем в прошлом году). Областной бюджет выделил
на финансирование северного завоза, погашение кредиторской
задолженности и некоторые другие статьи около 845 млн. Петр
Воронин напомнил, что в 2009 году эта сумма была на сто
миллионов больше, и обратился к губернатору с просьбой
увеличить финансирование.

В то же время муниципальные образования ограничились тем,
что лишь повторили собственные достижения прошлого года:
сумма, вложенная ими в ремонт и модернизацию, составила
всего 220 млн рублей. Министр по просьбе губернатора
перечислил муниципальные образования, которые не желают
участвовать в модернизации систем ЖКХ: печальное лидерство
принадлежит Мамско-Чуйскому (мэр Владимир Щапов) и
Казачинско-Ленскому (мэр Андрей Романов) районам, которые
вложили в модернизацию фактически ноль рублей. Еще три
района -- Черемховский (мэр Юрий Шапенков), Нижнеилимский
(мэр Семен Гендельман) и Жигаловский (мэр Георгий Зарукин)
-- и город Киренск (мэр Петр Неупокоев) вложили в реализацию
программ модернизации от 6 до 30 процентов от потребности.
Предприятия ЖКХ вложили в ремонт и модернизацию 1 млрд 240
млн рублей, хотя год назад этот показатель составлял всего
890 млн.

Следующая проблемная ситуация -- размер запасов угля и
жидкого топлива. В нескольких районах области (список во
многом совпадал с предыдущим) запасы составляют от 5 до 22
процентов от потребности. Это при том, что в целом по
области потребность в жидком топливе -- благодаря
модернизации теплоисточников и переходу на уголь --
снизилась на несколько тысяч тонн.

Проблема нерегулярного электроснабжения есть в
Мамско-Чуйском и Бодайбинском районах: на этих территориях
даже теплоисточники подключены к дизельным генераторам, а
они часто выходят из строя, им не хватает топлива и т.д. --
в Мамско-Чуйском районе электроснабжение работало всего 27
процентов времени.

Северный завоз будет продолжаться до 15 октября по Витиму и
до 25 октября по Лене. Общая потребность завоза в области
составляет 142 тысячи тонн, в 2009 году было 158 тысяч. Уже
отгружено более 93 процентов всего топлива, в прошлом году
на 23 сентября было отгружено лишь 82 процента грузов.


Прогноз: зима будет холодной

Министр отметил, что в нескольких населенных пунктах области
имеются неурегулированные разногласия с поставщиками
отдельных видов энергии. В поселке Мамакан, Бодайбинского
района, "не складываются отношения" между руководством
предприятия, эксплуатирующего котельные, и администрацией. В
поселке Новая Игирма после банкротства предприятия,
занимавшегося лесопереработкой, у одного теплоисточника
оказалось три собственника, и министр присматривает за
поселком не без тревоги.

По мнению министра, могут возникнуть проблемы с
теплоснабжением Байкальска: ТЭЦ целлюлозного комбината
подготовлена в недостаточной степени. Готовность комбината к
отопительному сезону невысокая, запасов топлива
недостаточно.

В целом последний теплоисточник на территории области будет
пущен 27 сентября, в то время как в прошлом году последний
пуск состоялся 17 октября.

Больше всего неподключенных домов в Усолье-Сибирском, только
с 21 сентября начались подключения в Шелехове. Мэры часто
ссылаются на благоприятную погоду, однако, подчеркнул
министр, в области за два-три дня может резко похолодать, а
для наладки всех систем времени потребуется намного больше.

В области насчитывается 4528 объектов социальной сферы, из
них на 23 сентября не было подключено 236 (менее 5
процентов).

В завершение доклада Петр Воронин отметил, что его ведомство
выполнило все поставленные задачи, за исключением одной --
электрокотельная в поселке Вихоревка будет закрыта только 1
ноября, а ее нагрузка будет передана угольной котельной,
тарифы на продукцию которой намного ниже.

В целом по области реконструкция и произведенный ремонт
позволят сэкономить более 140 млн рублей. Инвестиционные
вложения составили около 150 млн, что на 21 млн больше, чем
министерство ЖКХ рассчитывало привлечь в начале года.
Наибольший эффект достигается за счет перевода
электрокотельных на уголь: в Усольском район три котельные в
сумме давали к концу отопительного сезона до 16 млн рублей
долга -- теперь этого не будет; в Качугском районе из 23
электрокотельных на уголь перешли 11, затрачено 2,4 млн
рублей, экономический эффект оценивается в 7 млн рублей.
Вместо 10 опорных предприятий по плану сегодня в области
работают 11. Министр пригласил губернатора принять участие в
совещании, которое состоится 1 октября в поселке Вихоревка,
-- там эти предприятия будут обмениваться опытом. Губернатор
приглашение принял.

Министр вернулся к задачам, поставленным перед ним и его
коллегами правительством Российской Федерации: добиться
снижения тарифов на тепловую энергию до общей планки в 1200
рублей за гигакалорию и не допустить роста тарифов более чем
на 25 процентов к уровню 2009 года. В Иркутской области было
49 муниципалитетов, которые перешагнули предельное значение
роста тарифов, однако после непростой работы по поиску
способов экономии все они вернулись к норме.

По прогнозу министерства, в следующем году экономически
обоснованные тарифы вырастут на 7 процентов, а поскольку
правительство Иркутской области обязано будет удержать рост
на уровне 15 процентов, ему придется погасить разницу в
тарифах в размере 1,3 млрд рублей.

Первый заместитель председателя правительства Владимир
Пашков поблагодарил Петра Воронина за качественный доклад,
но попросил впредь подавать информацию таким образом, чтобы
рядовые жители области, особенно проживающие в проблемных
поселках, могли понимать, что эти цифра будут означать для
них -- снижение тарифов или прекращение их роста на год или
два. Петр Воронин согласился с тем, что такая постановка
задачи принесет нужный правительству эффект, и привел в
качестве примера поселок Тайтурка: в прошлом году на двух
мазутных котельных экономически обоснованный тариф составлял
2400 рублей, в 2010-м, после перехода на уголь, -- не более
1000 рублей; стоимость тарифа для населения была 1540
рублей, будет -- около 1000.


Территория под особым контролем

Выслушав доклад министра, губернатор Дмитрий Мезенцев
вернулся к наболевшей теме Мамско-Чуйского района. Эта часть
Иркутской области населена всего 6 тысячами человек, которые
распределены на огромной территории, а системы
энергоснабжения построены так неудачно, что требуют огромных
расходов на поддержание. Губернатор год назад вполне
серьезно рассматривал идею переселения части населения в
более комфортные и обеспеченные районы области.

Обошлись, однако, другими мерами. Предприятие
Облкоммунэнерго в 2010 году планирует заменить более 30
километров линии электропередачи на 110 киловольт (всего ЛЭП
протянулась на 82 километра, уже пройдено 10); ремонт опор
выполнен процентов на 70 -- заменено 119 элементов опор из
172.

Резервное снабжение, по оценке работников Облкоммунэнерго,
благодаря работам по повышению надежности будет работать без
перебоев: количество отказов, например, снизилось более чем
на 900 случаев, время технологического простоя -- на 40
процентов.

Губернатора эти показатели не устроили: по его подсчетам,
получилось, что каждый житель района (где практически все
безработные и нет перспектив занятости) получил от
областного правительства более 20 тысяч рублей на ремонт
электрических линий. Но при этом -- и более 2000 отказов, то
есть недопустимо низкую гарантию бесперебойного
энергоснабжения. Если работать на прежнем уровне, заявил
Дмитрий Мезенцев, Мамско-Чуйский район так и не станет
опорной территорией (а он был включен в план), правительству
же придется отказаться от утверждения программы
социально-экономического развития и признаться, что оно не
может обеспечить развитие региона.

-- Либо задача нерешаемая, -- констатировал губернатор, --
либо качество менеджмента у вас на предприятии низкое. Мы в
прошлом году обещали, что в этом все закончим, и не сдержали
слово. Давайте уж будем честными и вывезем людей из этого
района.


Мэры, принимайте меры!

В завершение заседания правительства министры выслушали
отчеты нескольких мэров городов и районов о проделанной при
подготовке к отопительному сезону работе.

В частности, мэр Усолья-Сибирского Владимир Жилкин пытался
доказать, что в том случае, если дом не подключен к
отоплению, это выбор самих жильцов, которые пытаются таким
образом сэкономить за счет благоприятной погоды. Всего в
городе подключено 400 многоквартирных домов из 700, вообще
же подключение социальных объектов в Усолье началось только
17 сентября, а жилых домов -- 20-го.

Мэр признал, что управляющие компании города были должны
поставщикам энергии на 1 мая 248 млн рублей, на начало
отопительного сезона -- 176 млн. По мнению Владимира Жилкина,
проблема кроется в политике самих УК, которые ведут
непрозрачную бухгалтерию и сопротивляются усилиям мэрии и
поставщиков энергии общими действиями сделать финансовые
потоки более прозрачными.

Владимир Пашков предупредил мэра, что у него, как
муниципального руководителя, есть два варианта: либо он
пособник в хищении средств, либо управляет ситуацией и
диктует управляющим компаниям стиль работы. К 29 сентября
мэр должен будет представить правительству доказательства
того, что он ведет работу по второму варианту.

Интонация, с которой мэр соглашался на все требования
Пашкова, многим показалась легкомысленной...

Арнольд Ларионов, "Байкальские вести"

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии