Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сибирская Азия Татьяны Ларевой?заг.

15 октября, 2010

 

Новый проект художницы к юбилею Иркутска

 3 октября в музее истории Иркутска была открыта для знакомства с нею выставка иркутской художницы Татьяны Ларевой -- члена Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, кандидата исторических наук, искусствоведа, живописца и графика.

 Татьяна Ларева не нуждается в пространных представлениях -- в кругу людей, хоть сколько-нибудь интересующихся художественной жизнью Иркутска, она достаточно известна и как автор искусствоведческих работ, и как портретист, и как автор графических листов, и как живописец. Причем в живописи Татьяна Ларева далека от «дамских штучек»: одно из ее любимых и активно разрабатываемых направлений -- картина с серьезным сюжетом. Я не сторонник гендерного подхода в искусстве, и тем не менее надо сказать, не каждый художник-мужчина в наше время берется за историческую или иную социально значимую тему, предпочитая более «легкие жанры» -- пейзаж, натюрморт. У Ларевой же многофигурнаяlareva композиция на полотне – не редкость, тем более если она завязана в напряженный сюжетный узел… Даже портреты у нее нередко лишены всякой парадности (хотя есть, разумеется, и парадные вещи) и несут в себе суровую, обжигающую правду жизни. Я помню поразившие меня в свое время ее графические портреты нищих, стариков, предложенные ею на одной из выставок в художественном музее. Это были портреты людей, далеко не обласканных жизнью, -- людей, испытавших и горе, и тяготы, и потери.

 На этот раз мини-выставка Татьяны Ларевой, по ее собственным словам, представляет собой не законченный ряд работ, но проект, который будет продолжен и которому предстоит развиваться. Он посвящен 350-летию города. Это двенадцать полотен, которые раскрывают какие-то страницы истории города и Сибири в целом, если не сказать больше -- истории России. Ведь все взаимосвязано, и многие события в центральной России так или иначе отразились на судьбе нашего города.

 На открытии выставки (она же -- презентация проекта) собралось довольно камерное общество любителей искусства и одновременно истории. С интересом вглядывались гости в представленные полотна. В некоторых оценках прозвучала констатация: это что-то в духе Василия Сурикова, с его сюжетами на исторические, религиозные и народные темы.

 -- На протяжении многих лет я наблюдаю, как Татьяна Ларева по крупицам собирает нашу историю, проясняет роль отдельных личностей, персонажей, которые могут быть забыты, да и в какой-то мере забываются, -- говорит сотрудница Дома ремесел, ювелир, художница Елена Гончарова. -- Она их возвращает из этого забвения или полузабвения -- а это такие значимые люди, как Шелехов, Державин, Иннокентий Кульчицкий, Полевые, протопоп Аввакум… Они, как и некоторые другие известные личности, стали героями полотен сегодняшней выставки. Но справедливости ради надо сказать -- попадают на ее полотна и персонажи другого ряда. Это лихой люд -- разбойнички… И все это связано с нашим городом.

 Искусствовед Марина Лозинская увидела в работах Татьяны Ларевой продолжение традиций русского примитива, идущих от общества художников «Бубновый валет», а еще -- что-то от учителя Татьяны Ларевой Анатолия Костовского.

 -- Эта традиция может принести очень хорошие плоды. Большие, значительные вещи требуют обращения к первопричине, и многие художники в России возвращаются к этому. Понимают это и европейцы, но не могут этим овладеть, потому что нет школы. У нас школа есть, я увидела подобные вещи у других авторов… Все, что здесь есть, -- интересно: здесь есть юмор, идущий от лубка, есть тема и есть ее решение. И что еще важно -- эта ниша в Иркутске не занята, в ней можно многого достичь.

 -- Хорошо, что мы вспоминаем наших предков, которые своими усилиями укрепили позиции русских в Сибири, и наша задача -- постараться развивать все лучшее… -- говорят гости выставки.

 Но вот что рассказывает своим гостям сама Татьяна Ларева:

 -- Тема «Сибирская Азия» держит меня вот уже лет шесть. И в начале всего сегодняшнего цикла не случайно стоит эта работа -- «Пробуждение бубна», которая раскрывает наше языческое историческое прошлое, прошлое того священного места у Байкала, где и стоит наш город. Белая шаманка как бы вслушивается в первые звуки -- происходит пробуждение бубна… Кстати, здесь есть странное сходство -- художник, готовясь начать новую работу, точно так же натягивает холст до тех пор, пока не появляется такой глуховатый звук, похожий на голос бубна… А вообще период шаманизма переживали многие народы мира, в том числе и славяне, и поэтому эта девочка на холсте -- вне национальности и вне времени…

 Так же подробно и увлекательно комментирует автор следующие работы – скажем, портрет народного поэта Цыдыпа, знавшего множество бурятских легенд и по-своему излагавшего их в своих стихах…

 А вот те самые разбойнички, о которых обмолвилась Елена Гончарова. Эту линию продолжает в своем рассказе Татьяна Ларева:

 -- Нам ли объяснять, что Сибирь была местом каторги и ссылки. Сюда ссылали и правых, и неправых людей, и беглые каторжники были здесь обычным делом -- и думаю, сегодня в нашем сознании они достойны не столько порицания, сколько интереса, понимания и, может быть, сочувствия, -- и вот они стали темой картины…

 В каком-то смысле протопоп Аввакум тоже был бунтарем, оставившим очень значительный след в истории православия, рассказывает Татьяна Ларева. Он был безоглядно, самоотверженно предан чистоте православной веры, он невольно и семью свою вверг в эти тяжелые испытания, о которых написал в своих записках -- своем «Житии»… И вот -- на полотне -- путь протопопа Аввакума с женой по замерзшему Байкалу с востока в Иркутский острог, описанный им самим так живо и достоверно… Зимой, ночью они едут по льду Байкала… Они очень голодали, и кто-то из сердобольных местных крестьян подарил им с матушкой курочку-несушку, которая несла по два яичка в сутки. И это спасло их от голодной смерти! И так они ехали, а чтобы не замерзнуть, время от времени вставали из саней и бежали рядом, чтобы согреться… Это так живо описано…

 Следующая работа -- тоже из цикла о православии. Главный персонаж этой картины -- Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, который должен был отправиться с духовной миссией в Китай. Три года он ожидал этой поездки -- писал иконы, шил ичиги местным людям, а потом стал жертвой интригана и в Китай не попал… зато попал в Иркутск, где и положил начало самостоятельной Иркутской епархии, а после своей смерти был канонизирован.

 Другие работы -- другие страницы истории. «На многие темы и сюжеты я бы хотела написать не только картины -- но и книги…», -- говорит Ларева.

 Так продолжался этот своего рода экскурс по экспозиции. Художница делилась своими мыслями, рассказывала о героях и рождении сюжетов, и было ясно, что ее погруженность в историю края принесет ей еще немало идей и новых тем, так что проект, действительно, может развиваться и продолжаться.

 В конце концов, совершенно логично и то, что посвящен этот проект скорому юбилею нашего города, и то, что первое его представление зрителям происходит в зале музея истории Иркутска. И думается, художница еще найдет чем удивить и просветить своих поклонников – история событиями богата, а работоспособность и творческий тонус автора не вызывают никаких сомнений.

 Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

 Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии