Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сколь изведано горя и трасс…

28 ноября, 2011

 


 

 

Председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко, который когда-то учился в ИГУ на журналиста, стал инициатором проведения в Иркутске масштабного совещания по проблемам транспортно-логистической структуры нашего региона...

 

Пару лет назад суровый мужской голос прозвучал в трубке моего домашнего телефона. Как положено, телефонный собеседник поздоровался и сразу же спросил: не узнаете меня, Юрий Николаевич?.. Я ответил, что не узнаю. Как оказалось секунду спустя, опознать этого человека по голосу мне было почти невозможно: мы не общались – ни по телефону, ни вживую – лет примерно двадцать!

 

Крещение Арктикой

Когда-то очень давно я жил в поселке Тикси на берегу Северного Ледовитого океана и работал в районной газете «Маяк Арктики». Однажды в редакцию пришел рослый юнец-девятиклассник, который принес свои фотографии. Звали парня Валера, он был самонадеян и амбициозен, но вменяем.

Мне удалось убедить его попробовать написать какую-нибудь заметку, и он написал. Вышло у него неплохо, мы начали сотрудничать, и я даже решился отправить его в командировку на Новосибирские острова – сделать материал о профессиональных охотниках, занимающихся промыслом белых песцов. Как раз выдалась оказия: на острова отправлялся по каким-то надобностям самолет полярной авиации, легендарный Ил-14, и Валера Войтко отбыл на нем в первую свою командировку.

Чрез три дня он вернулся, живой и очень довольный, привез отличные снимки, к которым написал качественный текст. Думаю, что именно эта поездка сделала 16-летнего пацана журналистом. Он прошел крещение Арктикой и выдержал его. После этого я уже не сомневался: Валера готов, как в песне, «трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете»...

После школы мой «крестник» поехал поступать в МГУ на журналистику. Удостоился беседы с самим Яковом Засурским, удачно прошел творческий конкурс и даже сдал один экзамен. Но в студенческой общаге он, «почетный полярник», не нашел единомышленников. Он чувствовал себя чужим среди мальчиков-мажоров, тусовочные интересы которых были ему абсолютно чужды. Валера понял, что не сможет принять столичные правила игры, забрал документы и вернулся в Тикси. А осенью ушел в армию. Последние полгода службы проходили в штате дивизионной газеты.

 


Помотавшись в рейсах по России и по Европе, Валерий Евгеньевич на собственной шкуре почувствовал разнообразие, сложность, глупость, несправедливость многих проблем, с которыми вынуждены ежедневно, ежечасно сталкиваться российские водители-дальнобойщики.
 

 

Вернувшись после службы в Тикси (откуда я уже переехал в Иркутск на постоянное место жительства), Валера Войтко продолжил работать в газете «Маяк Арктики» и поступил на заочное отделение Иркутского госуниверситета – естественно, на отделение журналистики. Был даже старостой группы. Успешно доучился до четвертого курса, собирался ехать на весеннюю сессию, когда ему предложили на самолете дальней авиации слетать на Северный полюс.

Ну какой же журналист от такого предложения откажется! Войтко направил телеграмму в ИГУ: попросил перенести ему сдачу сессии на осень в связи с важной командировкой. В университете вошли в положение и сессию перенесли, однако в сентябре Валеру, как одного из победителей профессионального конкурса, проводимого Службой северных новостей АПН, наградили творческой поездкой на Аляску. Вторая телеграмма в ИГУ с той же просьбой – перенести сессию – не помогла.

Войтко отчислили из университета, о чем он не особенно переживал: диплом для него не был самоцелью... Он к этому моменту уже стал профессиональным, классным журналистом, которому не требовалось доказывать свой профессионализм с помощью корочки о высшем образовании.

Позднее Войтко окончил два курса юридического факультета – только для того, чтобы уметь читать и понимать законы. Это умение ему было необходимо для защиты интересов водителей-дальнобойщиков. Впрочем, тут я нарушаю хронику событий...

Судьба забросила Валерия в Подмосковье – он оказался в Троицке. За год сделал блестящую карьеру: от грузчика до директора небольшого предприятия, которое занималось заготовкой и вывозкой шкур крупного рогатого скота. Тут он и столкнулся впервые с автоперевозками – по России и по Европе. Приходилось самому участвовать в рейсах, вместе с водителями спать в кабине и есть нелегкий шоферской хлеб. Постепенно приходило понимание автотранспортных проблем, которых в родной стране было – немерено.

 Председатель комитета Госдумы по безопасности 
Владимир Васильев и Валерий Войтко


Свой среди своих

Войтко никогда не забывал о том, что он прежде всего журналист. Хотя он имел и водительское удостоверение шофера-профессионала, сиживал за баранкой тяжелой фуры... Помотавшись в рейсах по России и по Европе, Валерий Евгеньевич на собственной шкуре почувствовал разнообразие, сложность, глупость, несправедливость многих проблем, с которыми вынуждены ежедневно, ежечасно сталкиваться российские водители-дальнобойщики.

Разумеется, Войтко не мог не думать о том, как им помочь, этим смелым, упорным людям. Однажды пришла мысль: создать журнал для шоферов-профессионалов и назвать его просто и понятно – «Дальнобойщик».

– Я придумал логотип издания: слово «дальнобойщик», заключенное в рамку государственного автомобильного номера, – рассказывает Валерий Войтко. – Продумал в мелочах тему пилотного номера и начал его помаленьку клепать на компьютере. Понимая, что идти за деньгами к потенциальным рекламодателям можно только с готовым товаром в руках, я, практически в одиночку, первый номер «Дальнобойщика» все-таки выпустил в свет. Для этого пришлось продать собственную машинешку – подержанную «Вольво»...

Год рождения журнала – 2002-й. Несмотря на всевозможные сложности, несмотря на экономические кризисы, «Дальнобойщик» поступает к своим постоянным читателям почти регулярно.

Когда Войтко понял, что одному ему не справиться, он позвонил своему школьному другу Виктору Ангерову. Тот продолжал жить в Тикси, занимал хорошую должность начальника домоуправления. Но, «мобилизованный и призванный» другом Валерой, навсегда оставил южный берег Северного Ледовитого океана и перебрался в Подмосковье. И вот вам парадокс: два тиксинца выпускают в Подмосковье автомобильный журнал для всех профессиональных шоферюг страны!..

У журнала появился свой сайт в Интернете и почти сразу образовалась обратная связь. Дальнобойщики начали обращаться к издателям журнала со своими вопросами, просьбами, предложениями по решению проблем. Войтко и Ангеров откликнулись на инициативу водителей: на своем сайте они стали оказывать юридическую помощь шоферам. Но почти сразу поняли: это – полумеры, надо действовать более широко, более решительно. Так в 2005 году возникла идея создания профсоюза водителей-дальнобойщиков.

– Мы пробовали сотрудничать с профсоюзом водителей-профессионалов, – говорит Валерий Войтко, – но наши коллеги занимались только распределением функций и в проблемы шоферские вникать не очень-то хотели. А мы для себя определили другую задачу. Согласись: одно дело – только рассуждать о сложностях шоферского жития-бытия, пуская слюни и сопли. И совсем другое – начать решать типичные для водителей-дальнобойщиков проблемы.

 


Обычному гражданину невдомек, что автотранспортные перевозки, финансовое обеспечение всего грузового процесса в России – это огромные деньги. Вполне вероятно, что цена вопроса – даже не миллиарды, а триллионы рублей. Немалая часть этого пирога достается посредникам – паразитам, которые играют на рынке автоперевозок деструктивную роль. Из-за таких паразитов снижается рентабельность перевозок, а в итоге возникают многочисленные проблемы.
 

 

Когда читатели журнала увидели в нас своих помощников и защитников их интересов, вокруг нашего издания сложился авторский коллектив. Это активные, энергичные, неравнодушные люди, которым не все равно, что происходит на автотрассах страны. Мы стали получать объективную, достоверную, качественную информацию из всех регионов России. Возникло четкое понимание того обширного круга проблем, которые сопровождают дальнобойщиков в рейсах и в жизни. Стало также очевидно, что такие проблемы лучше всего решать сообща. Значит, нужна организация. Общественная. Сошлись на том, что нужен свой профсоюз.

Состоялась учредительная конференция, на которой делегаты представляли все регионы страны. Главой профсоюза «Дальнобойщик» избрали Валерия Войтко.

– Деятельность профсоюза строилась на оперативно-тактическом направлении: работа с личным составом, конкретные конфликты, конкретная помощь, – говорит Валерий Войтко. – В этой борьбе мы накапливали опыт, анализировали ситуации, приходили к каким-то выводам. Пришло понимание того, что несовершенно российское законодательство, прежде всего КоАП. Изменение законов стало стратегическим направлением нашей многолетней работы.

Понадобилось два года невыразительной, скучной, незаметной бумажной деятельности для того, чтобы привлечь внимание государства в лице президента Российской Федерации Дмитрия Медведева к статье 12.21.1 КоАП – «Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов». В итоге недавно глава государства подписал указ о внесении необходимых изменений в КоАП, и теперь, скажем, за перегруз автомобиля будет отвечать не водитель-дальнобойщик, а непосредственно грузоотправитель.

– Обычному гражданину невдомек, что автотранспортные перевозки, финансовое обеспечение всего грузового процесса в России – это огромные деньги, – рассказывает Валерий Войтко. – Вполне вероятно, что цена вопроса – даже не миллиарды, а триллионы рублей. Немалая часть этого пирога достается посредникам – паразитам, которые играют на рынке автоперевозок деструктивную роль. Из-за таких паразитов снижается рентабельность перевозок, а в итоге возникают многочисленные проблемы. В том числе с обновлением автопарка.

На старых машинах водителей вынуждают ездить дальше, быстрее, допускать перегруз автомобилей. Шоферы не успевают отдыхать, отсюда аварии на дорогах, смертность, колоссальные экономические потери... В ближайшие дни обо всем этом мы намерены разговаривать с председателем комитета Госдумы по безопасности Владимиром Абдуалиевичем Васильевым. Лейтмотив беседы – как нам отсечь паразитов-посредников, чтобы сделать автоперевозки более безопасными и рентабельными.

Валерий Войтко с большим уважением относится к Владимиру Васильеву:

– Наш профсоюз общается с Владимиром Абдуалиевичем в течение полутора-двух лет. Он один из тех немногих депутатов, с которыми легко находить взаимопонимание и от которых всегда можно получить поддержку. Владимир Васильев – человек со своими принципами, убеждениями, при этом он всегда спокоен, выдержан, даже деликатен. Это может показаться невероятным, но у меня никогда не возникало проблем с тем, чтобы добиться с ним встречи. Порой для этого достаточно одного телефонного звонка...

Наступив на горло собственной песне, я все-таки оставлю за границами этой публикации многие аспекты нашей беседы, поскольку они достаточно специфичны и едва ли будут понятны основной массе читателей нашей газеты. И теперь мне остается перейти непосредственно к теме визита Валерия Войтко в наш регион...

 Особый вкус шоферского хлеба Валерий Войтко узнал, 
управляя фурой на трассе Якутск – Магадан

 

Круглый стол о том, чего у нас нет

Профсоюз «Дальнобойщик» имеет в Приангарье свое представительство, которое возглавляет Екатерина Косенко, руководитель компании «Сибавтогруз» и финалист проекта федерального масштаба «Кадровый резерв – профессиональная команда страны». Именно Екатерина Косенко обеспечивала участие заинтересованных должностных лиц в работе вышеназванного мероприятия.

Из 75 приглашенных руководителей различного ранга круглый стол почтили своим вниманием 53 человека. Среди них председатель Иркутского областного комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Юрий Алексеев; генеральный директор автоколонны № 1880 Андрей Асадчий; руководитель компании «Байкал транс сервис» Николай Белявский; представитель Всероссийского общества автомобилистов Анатолий Жмуров; начальник отдела региональной логистики ООО «Янта» Сергей Иванов; министр имущественных отношений Михаил Карасев; заместитель начальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД управления ГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Сергей Ковалев...

Столь представительный состав участников круглого стола предполагал и серьезность обсуждаемых проблем. А они были таковы: как неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры тормозит развитие региона в целом; к чему может привести отсутствие внимания к проблемам автотранспортной отрасли со стороны исполнительной и законодательной власти; как может профессиональное сообщество эффективно взаимодействовать с органами власти в решении этих проблем.

– Знаем, слышали: любимый Иркутск – середина земли, – говорит Валерий Войтко. – И в самом деле, Иркутск почти идеально расположен для того, чтобы стать центром развития транспортно-логистической инфраструктуры в Восточной Сибири. Но ничего из того, что на обычном языке можно именовать хорошо оборудованными придорожными автостоянками, в Иркутской области практически нет.

Коротко говоря, автотранспорт, который перевозит львиную долю всех грузов в нашей стране, да и во всем мире, нуждается в поддержке со стороны органов исполнительной и законодательной власти. Такая поддержка может выражаться по-разному. Прежде всего, помощью в создании придорожных автостоянок – современных, цивилизованных, удобных.

Такие стоянки должны располагаться на федеральных автотрассах не через 500 или 1000, а через 150–200 километров. То есть нужны будут соответствующие землеотводы и необходимые коммуникации. Нужна особая налоговая политика. Очевидно, что если с автостоянки взимать такие же ставки налогов, как с придорожного магазинчика или кафе, то это значит угробить саму идею. В корне угробить!..

– Чиновники должны понять: решая среди прочих и социальные проблемы, транспортно-логистическая инфраструктура обеспечивает безопасность на автомагистралях, – говорит Валерий Войтко. – Дальнобойщик не нашел возможности отдохнуть в долгом рейсе, утратил бдительность – совершил ДТП. А если случай со смертельным исходом? А испорченный, не доставленный вовремя груз?.. А если шоферюга еще и в тюрьму угодил?..

 


И в самом деле, Иркутск почти идеально расположен для того, чтобы стать центром развития транспортно-логистической инфраструктуры в Восточной Сибири. Но ничего из того, что на обычном языке можно именовать хорошо оборудованными придорожными автостоянками, в Иркутской области практически нет.
 

 

Решение проблем транспортной инфраструктуры – это системная, целенаправленная, рассчитанная на годы работа. Я сказал иркутским участникам круглого стола: если вы не займетесь этой темой сегодня, завтра сюда придут китайцы и все сделают за вас. Вложат свои деньги и будут диктовать свои условия. А вы, местные, вынуждены будете эти условия принять...

По словам Валерия Войтко, в соседнем регионе –  Республике Бурятия  – развитию автотранспортной инфраструктуры уделяют огромное внимание. Иркутская область еще может успеть сказать свое слово, если будет действовать более решительно.

– Мне показалось, что проблематика круглого стола всеми участниками мероприятия была воспринята очень серьезно, – говорит Валерий Войтко. – Мы увидели, почувствовали интерес к тому, о чем говорили с чиновниками и представителями бизнеса. Однако не секрет, что в нашей стране все делается медленно, со скрипом, что требуются колоссальные усилия для преодоления бюрократической инерции. Транспортную инфраструктуру придется развивать рано или поздно – это неизбежно! Но ведь можно догонять, а можно действовать на опережение. Вот мы и предложили иркутским властям: сыграйте на опережение! У вас получится!

Получится ли? Вопрос сложный. Хочется верить, что столь представительный состав участников круглого стола был обусловлен не только приближающимися выборами, когда все жаждут засветиться на любом мало-мальски заметном мероприятии. Может быть, и впрямь автотранспортным проблемам в Иркутской области будет уделено серьезное внимание – как они того и заслуживают. Но гадать тут бессмысленно. Как говорится, поживем – увидим...

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

Фото из архива Валерия Войтко

 



 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии