Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Скотники, бояре и капуста

04 декабря, 2023

20 ноября в одной из аудиторий Высшей школы экономики состоялась традиционная лекция члена-корреспондента РАН Алексея Гиппиуса о результатах той части археологических раскопок, которая посвящена поиску берестяных грамот. Сезон 2023 года принес интересные и подчас сенсационные результаты.

Вопреки Екатерине

В Великом Новгороде в течение сезона на шести раскопах были найдены 15 грамот, в Старой Руссе – четыре. Правда, целых грамот оказалось всего четыре, да и среди целых не оказалось сопоставимых с интереснейшими документами 2022 года. Сумма найденных новгородских грамот достигла числа 1172, а старорусских – 58.

Предварительная датировка новгородских грамот принесла ученым первый приятный сюрприз. Принято считать, что сохранению грамот на протяжении нескольких сотен лет способствует специфическая почва города, в которой из-за обилия воды сохраняются не только береста и дерево, но и многочисленные изделия из кожи. Однако в конце XVIII века императрица Екатерина II провела очень успешные работы по осушению территории Новгорода, из-за чего культурный слой выше XV века утратил свои консервирующие свойства и все грамоты рассыпались буквально в труху. Но вот в раскопках 2023 года рядом с Морским центром капитана Н. Варухина (он же – Клуб юных моряков) одна из грамот датируется началом XVI века.

1и.jpg

Дела семейные

Грамоты № 1166 и 1168 (обе датированы второй половиной XIV века) оказались небольшими обрывками, на которых удалось прочитать только чьи-то имена: «…Пянтелеева Осипова…» (то есть «жена или вдова Пантелея Осипова») в первом случае и «…Давыд Парфин с братаном Лука Ванов…». Слово «братан» в берестяных грамотах имеет далекое от современного значение – это либо родной брат, либо племянник, сын брата. Алексей Гиппиус отметил, что отсутствие начальной буквы И (Иванов) иллюстрирует тот самый эффект, который в итоге приводит к образованию имени Ваня. Оба документа являются частью каких-то списков, возможно «послухов» (свидетелей) в каком-то деле.

Грамота № 1170 (также вторая половина XIV века) оказалась задачей сложнее и интереснее. Она довольно сильно повреждена, однако в итоге удалось прочесть: «…рцы сей сии перед бояры не вязан есмь ни…оже не бит а рекл тако…». Прежде всего, эта грамота стала научной сенсацией потому, что это первый берестяной документ, на котором встречается слово «бояре». Список грамот, заметим, дошел уже до 1170, грамоты читают 72 года подряд, но важная часть политической жизни средневекового Новгорода встретилась впервые. Точнее же, как отметил Алексей Гиппиус, многие из бояр упоминаются в грамотах по именам, но как отдельная группа жителей – впервые.

Кто может стать дьяконом

Слово «рцы» (условно можно перевести как «официально заявил») и сам факт, что кто-то выступает перед боярами, говорит о необычной ситуации: кто-то предстал перед боярским судом и доказывает свою невиновность. Прямая аналогия описанной ситуации, когда некто объявляет, что не был ни вязан, ни бит, содержится в известном документе «Вопрошание Кирика». В нем русский священник беседует с епископом Нифонтом (присланным из Византии) на различные темы, от морально-этических до сугубо бытовых, формируя для себя (и для читателя-современника) образ жизни благочестивого христианина. В одном из эпизодов епископ как раз и поясняет, что если некто совершил серьезное преступление и дело не смогли замять («не уложили отай»), то такого человека нельзя поставить дьяконом. Если некто украдет мелочь и дело уладят – можно поставить, и если господа связали и побили вора (то есть он вину искупил) – тоже можно поставить.

Таким образом, грамота № 1170 оказалась судебным документом, имеющим прямые аналогии, например «Правую грамоту наместника князя Юрия Никиты и Микулы по тяжбе Данила с братом Нестером» (1430–1450 гг.). Утверждение человека, что он не был связан и бит, означает, что он не был судим и не совершал преступлений, причем в тональности, схожей с известной нам формулой «не пойман – не вор». Говорить это ему приходится в присутствии боярского суда, а сама запись соответствует некоему стандарту.

2и.jpg

От бояр к капусте

Грамота № 1159 (конец XIV – начало XV века) была найдена в Неревском конце, на раскопе у Клуба юных моряков. В ней сохранились две строки, и в первой из них вполне ясно читается «…городу и капусту». Это первое упоминание полезной и важной части пищевого рациона новгородцев в берестяной грамоте. Слово «послухи», сохранившееся во второй строке, подсказывает ученым, что они имеют дело с купчей грамотой (или по крайней мере ее копией). Похожие документы сохранились в Новгороде и описывают границы участков земли, которые одни жители города приобретали у других. В одной из таких купчих упоминаются, в частности, и гряда капусты, и послухи-свидетели.

На Борьковой улице археологам достались уникальные находки: несколько венцов различных построек, ушедших в землю после очередного пожара. Найденные на этом раскопе грамоты не только были разорваны, но и пострадали от огня, однако кое-что прочитали и на них. В грамоте № 1162, например, автор сообщает адресату, что на Петров день отправится к нему в поле и они будут обсуждать денежные дела («наклады твои»).

Предложение, от которого трудно отказаться

Грамота № 1163 (XIV век) в древности кем-то была обрезана так, что напоминает лодку – с характерным вытянутым носом и массивной кормой. Текст грамоты восстановили достаточно полно, чтобы понять всю ситуацию: «Поклон от Ондрея к Ева и к Микифору. Про серебро. Окупи, осподине, нас. Серебро твое не погинет. А яз тобе (челом бью)». В переводе это предложение крестьян какой-то деревни, которые просят выкупить их у другого землевладельца и обещают, что вложенное серебро даст прибыль. Пишет, вероятно, староста Андрей, обращаясь сразу к двум адресатам – Ивану и Никифору, но кто-то из них главный адресат, а кто-то, как его называет Гиппиус, «титульный», включенный скорее из вежливости.

3и.jpg

Как объединить географию и налогообложение

Грамота № 1164 (XIV век) написана очень красивым «книжным» почерком, свидетельствующим о большом опыте и профессионализме автора. Текст грамоты гласит: «От Родивана до Луки 10. От Матфия до Колинца 10. От Пантелия до Курьего 10. От Курьего до Перекола 10. От Перекола до Ильи святого 10. От Илья святого до Вожан 10. От Вожан до Федорова села житкого 10». Благодаря понятным словам «лука» (излучина реки) и «курья» (речной залив) довольно быстро стало понятно, что перед учеными список географических объектов. Упомянутые в тексте вожане – одно из племен, в древности населявших южный берег Ладожского озера.

И они нашлись на знаменитых картах-трехверстках Шуберта: военных топографических картах середины XIX века, составленных с небывалой тщательностью. Оказалось, что в грамоте № 1164 перечислены населенные пункты по реке Сясь, впадающей в Волхов с восточной стороны. Были высказаны разные варианты – чего тут 10? Расстояние не подходит, потому что они разные. Плата бурлакам за перемещение груза? То же самое возражение.

Высказывались различные варианты, вплоть до количества путешественников, перемещавшихся вдоль реки (в духе «Десяти негритят», однако в новгородской истории все они уцелели), но в итоге сошлись на том, что речь идет о делении древненовгородского сообщества на десятки и сотни. Историки сталкивались с этим явлением так часто (в том числе и в берестяных грамотах), что в итоге материалов набралось на полноценное исследование, после которого отрицать очевидное стало невозможно. Видимо, в грамоте № 1164 речь идет как раз о разверстке неких десятков на конкретной территории.

Примечательным оказался и порядок слов «Илии святого», когда речь о топографическом объекте. Проверив другие источники, лингвисты отметили, что и в них слово «святой» всегда стоит вторым – «Образа святого», «Николы святого» и так далее. Почему это так, пока непонятно.

Самая поздняя грамота

Грамота № 1165 была обнаружена в неповрежденном культурном слое на 30 см выше монеты 1470-х годов. Поэтому археологи уверенно утверждают, что это грамота начала XVI века (в Новгороде достоверно установлен факт формирования 1 см культурного слоя за один год), а лингвистам впервые представился случай увидеть, как выглядели грамоты того времени. С точки зрения лингвистов, примечательным оказалось написание предлога «у» перед именами людей: если имя начинается с согласной буквы – пишется «у», если с гласной – «ув».

Содержание грамоты достаточно стандартное для Новгорода: список каких-то податей или долгов, у каждого из перечисленных в списке людей «три цетвертки ржи» или «цетвертка». «Цетвертка» –это четверть, записанная в новгородской бытовой манере, с заменой Ч на Ц. Стоит обратить внимание на то, что у каждого в списке именно три четверти: если бы было четыре – это было бы «коробья ржи» (короб), а две – «полкоробьи». Поскольку в сумме получается ровно пять коробей ржи, ученые считают, что грамота дошла до нас полностью.  

4и.jpg

Краткость – источник загадок

Грамота № 1167, предварительно датированная XIII веком, тоже дошла до нас полностью, но состоит всего из одного слова, которое мы бы сегодня записали как «Пётрово». Это хорошо известный по многим находкам «ярлычок» или бирка при каком-то товаре, а надпись означает владельца. Знак, использованный автором вместо не существовавшего в XIII веке «Ё», поставил лингвистов в тупик, поскольку очень похож на то, как пишут и произносят этот звук сербы и белорусы, но для Новгорода выглядит странно.

Столь же краткой оказалась грамота № 1160, датированная первой половиной XV века: это обрывок, на котором сохранилось только имя «…Демьяне Яколиць». Как ни трудно в это поверить, но этот Демьян Яковлевич известен историкам – он выступал послухом при заключении купчей на крупные участки земли.

Скот, да не тот

Грамоту № 1169 (вторая половина XIV века) Алексей Гиппиус считает одной из главных, если не самой главной находкой 2023 года. Этот документ начинается с «адресной формулы», в которой приведен список чьих-то детей, а затем неожиданно идут слова: «…и ко всем помужникам и к скотника…». Над грамотой пришлось бы поломать голову, если бы не существовало сохранившейся в оригинале пергаменной грамоты 1430-х годов «Данная Толвуйской земли Палеостровскому монастырю на остров с малыми островами» (Толвойская земля – исторический район в северной части Онежского озера). В ней прямым текстом сказано, что грамоту дает «скотнике и помужнике Толвоской земли посадник новгороцкий Ондрей Иванович…» – далее длинный список тысячников и бояр «с детьми».

Таким образом, грамота № 1169 стала вторым после этой грамоты упоминанием о существовании могущественных корпораций, участники которой имели и политический (посадник и тысяцкие), и финансовый вес в обществе. Поскольку упоминание на пергамене до 2023 года было единственным, некоторые ученые считали, что «скотники» – это ошибка писца, нужно читать «сотники». Теперь же найдено подтверждение очень архаичной формулы, в которой «скотники» образованы от слова «скот» – деньги. Древность этого слова несомненна: оно является калькой из скандинавских языков (от слова «скатр») и используется только в домонгольских документах.

Термин «скотники и помужники», как считает Алексей Гиппиус, нужно употреблять именно в такой связке – это те, кто берет деньги (скот) с людей (по мужам). Подтверждение этой гипотезы есть в грамоте № 222, где посадник берет «скот по людям». Именование свободных налогоплательщиков «мужами» тоже архаичная черта, поскольку в XIV веке писали уже «человек».

Поскольку грамота № 1169 найдена на том же раскопе, где грамота № 1160, а в пергаменном документе упоминается все тот же Демьян Яковлевич, историки имеют основание предполагать, что главная грамота 2023 года имеет отношение к той же корпорации Толвуйской земли. Правда, речь в ней идет о событиях, происходивших на 60-70 лет ранее зафиксированных в пергамене.

На Иоанновском раскопе рядом с Немецким двором археологи дошли до древнейших слоев XII века, обнаружив по пути трубу (вероятно, водопроводную), которую обитатели двора, купцы из Ганзейского союза, проложили в древности для своих целей с разрешения новгородских властей. В одной из грамот (№ 1171) внимание лингвистов привлекло распределение имен: упомянутые в нем господа носят престижные имена Анна, Алексей и Андрей, пишет им крестьянин Кондратко, а враг сельской общины – управляющий Степанец.

В грамоте № 1172 некий Тудор (не Федор, как можно было подумать, а именно Тудор) пишет некоему Алекше: «Продае Шидоу…», и далее идет обрыв. Слово «Шиду» дает несколько вариантов толкования – известна местность Шидовичи (выходец из которой мог бы именоваться схожим словом), возможно, имя Шида, а есть и слово «шида», обозначающее «шелк». Какой из вариантов истинный, установить невозможно, потому что вторая строка уже не связана с первой.

Странные имена из Старой Руссы

Две грамоты из раскопов Старой Руссы оказались малозначительными обрывками, а третья – Старая Русса 57 – содержала очередной список имен и грузов: «…у Тудорка кадь, у Жадена кадь, у Пировее кадь, у Облика кадь…». Облик (с ударением на И) – имя известное, означает полного, округлого человека. Имя Пир среди русских имен не встречается, однако есть имена и топонимы, образованные как бы от слов Пир, Мир и Жир. По словам Алексея Гиппиуса, в грамотах Старой Руссы много архаичных имен, с которыми ученым предстоит работать.

Грамота Старая Русса 58 поразила ученых эмоциональным накалом, который проявился уже в почерке автора: нижняя часть буквы У из верхней строки пробивала весь текст до третьей, нижней строки. Содержание текста, восстановленное с большим трудом, имеет аналогии в других грамотах: речь идет о приданом, епископе (который играл большую роль в семейных спорах и мог даже развести мужа и жену) и требовании позаботиться о чем-то.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Грамота № 1163 (XIV век);

Грамота № 1164 (XIV век);

Грамота № 1170 (XIV век);

Грамота № 11871 (XII век)

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии