Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Соломоновы выборы

08 декабря, 2011

 

 

 

В истории случались войны, по окончании которых все участвовавшие в них стороны объявляли себя победителями. Классика жанра — ирано-иракская война в 1980-е годы. Кроме того, советско-польская война, советско-финская война, война КНДР и Южной Кореи и даже война в Персидском заливе (1991 год), по итогам которой Саддам Хусейн объявил себя победителем, несмотря на то, что, казалось бы, все проиграл.

 

Выборы парламента — это, конечно же, не война. Впрочем, знаменитый французский интеллектуал Мишель Фуко когда-то заметил, пародируя известную фразу Клаузевица, что политика — это продолжение войны другими (мирными) средствами. Так что «боевые» метафоры вполне применимы к обостряющимся на выборах межпартийным отношениям. 4 декабря в России состоялись выборы, в которых все прошедшие в Думу партии и даже одна не прошедшая партия получили право объявить себя победителями. Что они и не замедлили сделать.

«Единая Россия» — формальный победитель, она набрала больше всех голосов и получила в Думе большинство, которое не будет конституционным (с другой стороны, менять Конституцию вроде бы никто и не планировал), но которое позволит ей принимать законы без поддержки других партий. КПРФ — победитель, потому что «Единая Россия» серьезно ухудшила свой результат, если сравнивать с выборами 2007 года. И Зюганов может объявить это ухудшение результатом развернутой коммунистами критики партии власти. «Справедливая Россия» — победитель, потому что еще полгода назад большинство экспертов предрекали, что она вообще не попадет в Думу. А «эсеры» не просто попали в Думу, но и прошли туда с очень впечатляющим, просто прекрасным результатом. Жириновский и ЛДПР являются победителями, ибо набрали максимальный после 1993 года результат. Даже «Яблоко» может рапортовать о своей победе, ибо набрало больше трех процентов и может претендовать теперь на государственное финансирование. Просто «соломоновы выборы» получились. Все могут быть довольны.

Кто проиграл? Как ни странно, в числе проигравших я назову такого специфического субъекта, как Иркутская область. Низкие показатели «Единой России» по области — это сокращение количества депутатов от области, которые не являются варягами в списках и которые знакомы с проблемами области не понаслышке. В числе проигравших готов назвать и голосовавших за «Справедливую Россию» в праведной уверенности, что они голосуют против власти. На самом деле «Справедливая Россия» — это  еще одна партия начальников (партия власти). Впереди нас ожидает блоковое взаимодействие «Единой» и «Справедливой», которое очень может быть, что закончится объединением двух партий. Так, как это произошло в начале 2000-х, когда в Думе оказались две конкурирующие друг с другом «партии власти» («Единство» и «Отечество — Вся Россия»), которые в конечном счете десять лет назад объединились, в результате чего и родилась «Единая Россия». Представители истэблишмента умеют договариваться друг с другом.

Из положительного я отметил бы высокую репрезентативность нынешних выборов. Их результаты совпадают с субъективными ощущениями по поводу политического расклада в современном российском обществе. Примерная половина — аполитичные, достаточно равнодушные к происходящему люди. Они вообще не пошли на выборы.

Политизированная половина, в свою очередь, делится на две половинки. В первую входят те, кто в принципе всем доволен. Это разные люди. Тут и инерционный провинциальный избиратель, житель сельских районов и малых городов, традиционно голосующий за власть. Тут и население национальных регионов, почитающее власть по своим собственным причинам. Тут и женщины, в первую очередь работницы бюджетной сферы («бюдженщины», как прозвали их остроумцы), по природе своей побаивающиеся резких перемен. Тут и вполне сознательный избиратель из круга «выигравших в нулевые». Это те, кто в нулевые приобрел автомобиль, впервые съездил за границу, взял ипотеку, перестал экономить на еде. Таких людей тоже миллионы.

Другая половина — это недовольные происходящим в той или иной степени и по самым разным причинам. Им, впрочем, приходится существовать в ситуации, когда никакой объединяющей идеи для недовольства (тем более лидера-политика или политической силы) нет. И не предвидится.

Примерно так устроено современное российское общество. И примерно такими оказались результаты выборов. Очень репрезентативные выборы получились.

 

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук,
специально для «Байкальских вестей»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии