Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Южнокорейское экономическое чудо: государственный план и дисциплина

26 Февраля, 2020

15 февраля в научной библиотеке ИГУ состоялась вторая лекция нового сезона проекта научно-популярных лекций «Научные weekend`ы». Автор лекции – кандидат филологических наук, заведующая кафедрой восточных языков международного института экономики и лингвистики ИГУ, председатель объединения преподавателей корейского языка российских университетов Евгения Колодина – выбрала для нее малоизвестную в России тему «Основы корейского «экономического чуда», или Чёболи как драйверы корейской экономики».

3в.jpg

Диктатура и дисциплина

Южная Корея, а речь идет именно о ней, территориально близка к России, хотя и не имеет с ней общей границы, в отличие от Северной Кореи. Интерес к Республике Корея есть как в обществе, которое часто пользуется корейскими товарами и ездит в РК как туристы, так и в органах власти – все-таки превращение из аграрной отсталой страны в одну из ведущих экономик мира произошло всего за тридцать лет.

– Сейчас Южная Корея входит в «большую двадцатку» и занимает 11-е место в мире по экономическому развитию (объему валового внутреннего продукта – ВВП). При этом она не имеет полезных ископаемых, а в 1953 году это была страна, разоренная гражданской войной и многолетней оккупацией Японией. Семьдесят процентов территории страны – это горы, большая часть промышленности осталась севернее 38-й параллели, Корея не имеет сухопутной границы ни с одним дружественным государством. Более того, большинство населения страны было неграмотным, – начала свой рассказ Евгения Колодина.

Творцом экономического чуда стал генерал Пак Чон Хи, военный диктатор. Он превратил страну в цех, где все жители должны были работать, а вся экономика была подчинена пятилетним планам. Все товары должны были продаваться на экспорт, что позволило ей выйти к сегодняшнему дню на третье место по объемам экспорта. Страна была капиталистической, но все предприятия были сведены в корпорации, которые по-корейски называются чёболи. Работать приходилось очень много: при генерале Паке у корейцев было 350 рабочих дней, и даже сейчас у корейцев отпуск составляет всего 14 дней в году. На сегодня валовой внутренний продукт РК превышает 29 тыс. долларов на человека, а 40 процентов собственности в стране принадлежат 30 крупнейшим корпорациям-чёболям.

Одна из таких корпораций известна практически всем россиянам – это Samsung (в переводе «Три звезды»). Основателем ее был Ли Бён Чоль, создавший ее в 1937–1938 годах. В первое время основатель компании был не слишком успешен: вложив все средства своего отца в производство рисовой муки, он вскоре понял, что находится на грани разорения. После этого он переключился на экспорт фруктов и рыбы в Маньчжурию, но и там не снискал успеха. В годы гражданской войны Ли переключился на поставки в армию США, а позднее создал текстильную фабрику и сахарный завод. Несмотря на серьезную поддержку со стороны американцев, Ли еще несколько раз был почти на грани разорения и начинал почти с нуля.

После прихода к власти генерала Пака господин Ли попал под репрессии, которым подвергли сторонников и соратников бывшего президента Ли Сын Мана. Ли пришлось бежать из Кореи, и он вернулся лишь после того, как заключил соглашение с японской компанией Sony, которая покупала электронную продукцию у Ли и продавала ее под чужим брендом. Полностью самостоятельной корпорация Ли стала лишь в середине 1980-х, а на сегодняшний день именно Samsung является крупнейшим поставщиком полупроводников в мире. После смерти Ли-старшего главой корпорации стал его 45-летний сын Ли Гон Хи, что считается очень странным развитием событий: это был третий и самый младший из сыновей основателя корпорации.

Ли Гон Хи смог доказать свою правоту и преимущество перед другими руководителями лишь к концу 1990-х, когда он одним из первых в Корее продал часть акций своей компании иностранным инвесторам. На сегодняшний день Samsung производит каждый пятый смартфон в мире и является лидером по количеству и качеству продукции.

Другими известными чёболями считаются SK Group, LG, Posco, Kia, Daewoo, Lotte Group, Korean Air. Все они начинались как семейный бизнес, и до сих пор власть в них передается в рамках одной семьи. Иногда это обсуждается как существенный недостаток: все-таки управленческие качества не передаются по наследству, как цвет глаз или волос, но пока все идет достаточно успешно.

Культура народа и закон государства

Есть несколько принципов, заложенных в культуре народа, которые позволили создать успешную экономику. Первым из них автор лекции назвала «нунчхи» – термин, который нельзя перевести дословно, поскольку он означает способность понимать своевременность поступка, положение человека в обществе, интуицию и умение мгновенно оценить всю ситуацию в целом. В Корее не принято выражать свои эмоции, тем более недопустимо это для руководителя – предполагается, что вы угадаете невысказанную мысль и будете следить за реакцией.

Слово «кибун» дословно переводится как настроение, но вообще речь идет о доброжелательной обстановке, гармонии и равновесии. Кореец не скажет «это невыполнимо» – будет сказано что-то вроде «возможно, было бы очень непросто сделать это». Сотрудники одной компании, испытывающие недоверие или недоброжелательность друг к другу, не станут говорить об этом прямо, а ответственность за конфликт падет на того, кто первым скажет об этом прямо.

Термин «бунвиги» обозначает атмосферу накануне международных переговоров. Слово «ури» переводят как «мы, наш», если речь идет не только о доме или семье, но и о коллективе или стране. Корейцы очень любят собрания и чувствуют себя неуютно за границей. До недавних пор было не принято даже питаться в одиночестве – людей, которым приходилось это делать, считали неблагополучными и не устроенными в обществе.

Сложное для нашего слуха слово «кёюннёль» переводится как культ образования или тяга к учебе. В день экзаменов, которые можно сравнить с нашим ЕГЭ, многие корпорации начинают работать на час позже, а аэропорты останавливают сообщение, чтобы не мешать детям отвечать на вопросы. К тому же корейцы стремятся все делать очень быстро: в РК самый быстрый интернет в мире, все стараются делать свою работу как можно быстрее, в Корее (не самой большой стране даже в Азии) создана система скоростных поездов, развивающих скорость до 420 км в час.

В Корее существует особая «культура визиток» – небольшой кусочек картона ценится очень высоко, и российский бизнесмен, который хочет работать с корейцами, должен понимать, что от него будут ждать выполнения определенных правил. Визитку нужно принять двумя руками и обязательно прочитать, подать свою визитку и пояснить, где здесь фамилия, имя и отчество (в Корее фамилия стоит на первом месте, и им не всегда понятна наша система).

– Корея близка нам географически, но далека по культуре. Мы можем взаимодействовать: наш вуз много лет сотрудничает с университетами Кореи, и мы планируем открыть центр изучения Кореи, – завершила рассказ Евгения Колодина.

Анатомия успеха

Республика Корея все еще не открыта для России в полном объеме. Мы пользуемся смартфонами, но не знаем, что тот же Samsung производит автомобили и медицинское оборудование, а другие корейские корпорации производят лекарства. Проблема не столько в РК, сколько в нашем законодательстве, которое время от времени устанавливает малопонятные рамки для нашего внутреннего рынка и не допускает те или иные товары, даже если в России не производят ничего похожего. Корейское чудо основано не только на дисциплине и трудолюбии народа, но и на откровенной краже технологий и переманивании иностранных специалистов, чем РК занималась многие десятилетия подряд. Кроме того, структуры чёболей существовали в условиях жесткого контроля со стороны государства. Сейчас эти рамки разрушаются, государство и сами чёболи сотрясают коррупционные скандалы.

Однако корейские экономисты и государственные деятели полагают, что чёболи были лишь базой, обеспечившей стране выход на внешние рынки и доступ к сырью. Многие отрасли, приносящие большие доходы, уже не требуют сырья – достаточно того, что школьники и студенты, которые позже станут преподавателями и врачами, готовы тратить на учебу все время, а библиотеки открыты 24 часа в сутки. Правда, в последнее время страсть к образованию перешла некую грань и среди студентов, не сдавших экзамены, растет число самоубийств. Возникло даже движение родителей, выступающих против чрезмерных нагрузок. Нужны ли они, если всю остальную жизнь работники все равно сдают экзамены по всякому поводу?

Еще одна странность корейской экономики состоит в том, что автоматизация производства растет, а рабочие руки не высвобождаются – многие граждане России ездят в Корею на заработки и видят там таких же гастарбайтеров из других стран. У самих корейцев безработица растет в основном среди молодежи, но пенсионный возраст составляет 65 лет для мужчин и женщин – рабочие места таким способом не освобождают. Зато в 65 лет сотрудник будет уволен в обязательном порядке: преподаватель университета, например, может сотрудничать со своим вузом и дальше, но только в статусе почетного профессора.

Миграция из Кореи существует, но она не слишком большая – в основном речь идет о молодежи, которая стремится получить образование и даже остаться на постоянное жительство в США. Правительство Кореи поддерживает программу переселения этнических корейцев (даже третьего-четвертого поколения) из других стран на родину предков: границы открыты, существует программа поддержки и трудоустройства.

Россию в РК высоко ценят как источник сырья, особенно для производства полупроводников – в недавнем экономическом конфликте между РК и Японией (о котором у нас знают мало за ненадобностью такой информации) страну поддержала только Россия. Корейцы это учитывают и очень благодарны.  

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александры Масник, «Байкальские вести»,
ИА «Альтаир».

На фото: Район Сонгдо корейского города
Инчхон – будущее уже здесь

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии