Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Строить школы на вырост, дороги – навсегда

20 июня, 2022

На заседании комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Иркутской области депутаты обсудили один из самых важных для муниципальных образований вопросов – рейтинг по строительству школ, детских садов и спортивных сооружений для проведения работ в 2023 году. Дискуссия, в которой под председательством Виктора Побойкина приняли участие вице-спикеры ЗС Лариса Егорова и Ольга Носенко, заместитель председателя комитета Денис Шершнев, депутаты Ирина Синцова, Ольга Безродных, Галина Кудрявцева, Алексей Красноштанов и Дмитрий Тютрин, показала, что места для споров все еще много.

1ф.jpg

Рейтинг – всему голова

Министр образования Иркутской области Максим Парфенов, также принявший участие в заседании комитета, напомнил правовую базу рейтинга (постановления правительства № 264 и 265) и отчитался перед депутатами о завершении кампании по сбору заявок. От муниципальных образований поступило 68 заявок на капитальный ремонт и 51 заявка на строительство детских садов, 130 заявок на капремонт и 77 заявок на строительство школ. Основные критерии включения в рейтинг разработаны и утверждены давно: оцениваются демографическая ситуация в муниципалитете и миграция населения.  

До 1 июля правительство должно согласовать и утвердить эти рейтинги, после чего они поступят в министерство строительства, где вступит в действие «сито» второго рейтинга – здесь будут оценивать уже наличие проектно-сметной документации, очередь в образовательные учреждения и износ зданий. Итоговый рейтинг, по оценке Максима Парфенова, будет готов к осени. Часть объектов (и это понятно заранее) не получит финансирования даже после попадания в рейтинг – такова, во всяком случае, практика последних лет. Министр отметил, что Иркутская область не останавливается на достигнутом и получит так называемую демографическую субсидию на строительство пристроев к школам № 53, 57 и 75 в Иркутске, а также на строительство школ в Иркутске (микрорайон «Союз»), Братске и Иркутском районе.

– Что касается детских садов, то в 2023–2024 годах мы должны построить 10 дошкольных учреждений на две с лишним тысячи мест. Есть еще проблемный объект, а точнее, проблемный земельный участок в Слюдянке, и по нацпроекту «Демография» это пока все, – отметил Максим Парфенов.

Наиболее напряженная ситуация в Иркутском районе, где министерство пытается на одном земельном участке построить большую школу и детский сад на 330 мест. Все названные министром объекты должны получить федеральное софинансирование, как уже получили его пристрои к школам Иркутска. Министерство настроило всех глав муниципальных образований и руководителей управлений образования на активную работу: на 2023–2024 годы министерство планирует подать заявку еще на 20 объектов, и министр выразил уверенность, что эта заявка будет удовлетворена.

Еще одна трудность состоит в том, что действующие программы разрешают 14 видов работ в «контуре» школ, от цоколя до кровли, в то время как уже очевидна необходимость ремонта и вокруг зданий. Министр назвал школу, которой требуется ремонт асфальтового покрытия, и на это имеется даже предписание Роспотребнадзора.  

У депутатов есть множество замечаний и вопросов к рейтингу. Виктор Побойкин попросил уточнить: новая школа в микрорайоне Березовом только решает существующую проблему или строится с расчетом на будущее? По оценке Максима Парфенова, в школе после завершения строительства будет резерв роста на ближайшие годы. Несмотря на то что в некоторых районах увеличения численности населения не предвидится, а в действующей школе обучается всего 10 детей, министерство обеспечивает всем равные права и равные условия обучения – и эта крохотная школа получает ремонт на 50 млн рублей.

Депутат Государственной думы Антон Красноштанов обратил внимание министра на противоречие: с одной стороны, в Иркутске есть 500 свободных мест в детских садах, с другой стороны – в поселке Жилкино не строилось ни одного детского сада со времен СССР. Жители поселка должны ездить в другие районы города, что сильно ухудшает их настроение. Сошлись на том, что министерство привлечет администрацию города и вместе с депутатами рассмотрит вопрос о строительстве образовательных учреждений в поселках Жилкино, Горького, Кирова.

Депутат Ирина Синцова предложила решить проблему специфических малонаселенных районов созданием второго рейтинга, поскольку по критерию демографии некоторые северные районы не попадут в основной рейтинг никогда. Виктор Побойкин поддержал коллегу, отметив, что в таких районах нет бизнеса, который мог бы взять социальную нагрузку на себя, а в целом территория «брошена» – нет школ, больниц, детских садов…

«Давайте будем скромнее»

Алгоритм действий министерства спорта Иркутской области по формированию рейтинга спортивных сооружений оказался аналогичен работе минобра. Министр Павел Богатырев сообщил, что получил от муниципальных образований 26 заявок на капитальный ремонт и 23 заявки на строительство спортивных объектов. Критериями для строительства будет эффективность использования на уровне 80 процентов, прирост спортсменов-разрядников и ряд других. Рейтинг, который будет сформирован до 1 июля, попадет в минстрой на проверку. В 2022 году минспорта должен сдать три объекта – в микрорайоне Университетском областного центра, в Карлуке и в Жигалово.

Министр призвал мэров не думать о строительстве «дворцов», в которых квадратный метр стоит в несколько раз дороже, чем в нормальном спортивном объекте, хотя бы потому, что потом объект нужно будет содержать. Депутаты – члены комитета согласились, что лучше перейти на строительство быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, кортов и многофункциональных спортивных площадок, что позволит сделать спорт доступнее для большего числа людей при меньших бюджетных расходах. Между депутатами и министром возникла небольшая дискуссия о доступности школьных спортивных площадок: законодатели верят в то, что они «закрыты на замок», но обывательский опыт показывает, что это, во-первых, не так, а во-вторых, школьные стадионы как спортивные объекты просто мало кому нужны.

Денег на дороги много не бывает

Министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов отчитался о «беспрецедентном финансировании» дорожных работ: 5,5 млрд рублей область получит из федерального бюджета, а финансирование дорожного фонда с учетом всех источников финансирования оценивается в 23 млрд рублей (до сих пор рекорд составлял 15 млрд). Министерство заявляет, что направит дополнительные средства на поддержку муниципальных образований, а еще один транш в размере 1,9 млрд рублей будет распределен на сессии Законодательного собрания 22 июня. Правда, от муниципалитетов поступило 30 заявок, а финансирование получат только 16 проектов, но это все-таки лучше, чем ничего. 

Область входит в десятку регионов России по протяженности дорог: 12 тыс. км регионального значения и 17 тыс. км – местного. Из них только 34 процента соответствует нормативным требованиям. Учитывая, что содержание 1 км дороги, в зависимости от категории, обходится в среднем в 1,3 млн рублей в год, даже с учетом беспрецедентного финансирования, Дорожной службе в 2022 году едва ли удастся уйти от негативных оценок жителей области в свой адрес – пока нет ни техники, ни кадров, а климатические факторы и огромные нагрузки со стороны грузового транспорта действуют постоянно.

Министр рассказал депутатам о планах создания перехватывающих дорожных баз, увеличения количества техники и за счет этих мер улучшения обслуживания дорог в зимний период. Кроме того, на федеральном уровне поставлена задача выдавать лицензии на месторождения строительных материалов всего за 30 дней. Депутаты отнеслись к этой идее скептически, но министр уверен в реалистичности этих планов. Еще одним сюрпризом станет для подрядных организаций переход на «контракт жизненного цикла», который должен повысить ответственность строителей за качество и долговечность построенных транспортных артерий.

Депутаты задали Максиму Лобанову множество вопросов о конкретных примерах и проблемах жителей области: подъездных путях к новым образовательным учреждениям в поселках Дзержинск и Большая Речка; загруженности трассы от Чистых Ключей до Култука; абсолютно безобразном состоянии дороги от федеральной трассы до курорта-экопарка «Озера на Снежной»; проблеме жителей Тулуна, которых дамба отрезала от дороги. Максим Лобанов признал справедливость всех замечаний, особенно по поводу трассы от Чистых Ключей. Этот участок дороги связывает не только Иркутскую область и Бурятию, но и, по сути, восточную часть страны с западной. Что касается Тулуна, то там явно дешевле переселить людей в другой район, чем строить для них отдельную дорогу. 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: На заседании комитета
по строительству и дорожному хозяйству

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии