Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Строй, кто идет!

07 декабря, 2010

 

Круглый стол «О вопросах развития строительства в Иркутской области», состоявшийся 3 декабря на площадке комитета по собственности Законодательного собрания Иркутской области, хоть и не раскрыл ничего нового, чего участники мероприятия не знали бы, — зато позволил еще раз «сверить часы».  Оказалось, разнобой образовался весьма существенный...


Сил не хватает, усилий — должно...

С основным докладом выступил министр строительства правительства Иркутской области Руслан Болотов. Значительную часть доклада он посвятил дорожному строительству, в котором, по мнению правительства, область добилась больших успехов. Всего за один год был введен в строй транспортный обход Иркутска, реконструирован участок федеральной трассы М-53 в границах Усолья-Сибирского, завершен конкурс на строительство третьей и четвертой очереди мостового перехода в Иркутске — как раз 3 декабря строители должны были начать работы по очередному комплексу.

Перспективы области на ближайший год министр оценивает как неплохие: область получит существенные средства из федерального бюджета, разработана и принята программа ремонта и реконструкции областных дорог. К сожалению, отметил Руслан Болотов, у области не хватает сил и средств на своевременный ремонт, а просроченный ремонт требует совершенно иных расходов, но министерство приложит все усилия, чтобы количество дорог с пропущенными сроками ремонта хотя бы не увеличивалось.

В жилищном строительстве области удалось, как считает министр, удержаться на достигнутых рубежах: несмотря на кризис, в 2009 и 2010 годах было введено более 600 тысяч квадратных метров жилья, план на 2011 год составляет 730 тысяч квадратных метров. При этом нужно учитывать, что в большинстве регионов страны эти показатели снизились, а многие привычные механизмы стимулирования отрасли перестали работать с прежней эффективностью — ипотека, например, просто рухнула, сократившись в три раза.

В ближайшие годы правительство планирует работать по нескольким основным направлениям. Первой по значению министр считает программу расселения из ветхого и аварийного жилья, в которую в 2010 году были включены 13 муниципалитетов. В 2011 году планируется расширить этот список, а заодно еще раз строго и последовательно внушить мэрам, что эта программа станет одним из критериев для оценки их работы.

Министр отметил, что при расселении граждане нередко теряют чувство реальности и начинают требовать взамен своего ветхого жилья не просто квартиру на несколько метров больше, но — в несколько раз больше. Правительство на такой обмен пойти не может и будет поддерживать застройщиков, которые столкнутся с подобными проблемами.

 

Как напугать оленей

Рассказывая о капительном строительстве, министр еще раз отметил проблему пропущенных сроков строительства: область тратит огромные средства на консервацию и охрану множества незавершенных объектов, а редкие вводы достроенных зданий и сооружений становятся исключительным и праздничным событием.  Тем не менее Болотов перечислил несколько школ, больниц и домов престарелых, которые будут сданы уже в нынешнем году.

Депутат Юрий Фалейчик напомнил министру о существующей системной ошибке в строительной отрасли области: в регионе нет общих, единых для всех строительных правил, которые предписывали бы обеспечивать каждый объект сопутствующей инфраструктурой: школы — спортивными площадками, бизнес-центры — стоянками и т.д. Он предложил разработать и принять такие правила хотя бы на уровне декларации, которую подписали бы все участники рынка.

Министр ответил, что вообще-то все эти требования прописаны в федеральном законодательстве и было бы хорошо, если бы его исполняли. К сожалению, и муниципальные власти, и строительные организации зачастую пренебрегают этими требованиями и «чудят так интересно, что создается впечатление: у нас страна непуганых оленей».

Что хотел сказать министр, поняли участники круглого стола, которые за пару дней до этого присутствовали на совещании правительства с руководством силовых структур. В правительстве области создана рабочая группа под председательством заместителя губернатора Николая Хиценко — ее задача контролировать не только ход строительства, но и его обязательное завершение. Участники рынка, которые будут собирать деньги и раз за разом бросать дольщиков, в Иркутской области работать не смогут. Во всяком случае, министр Болотов готов побороться за это.

 

На многих участках воздушные замки

Мэр Иркутска Виктор Кондрашов не стал читать свой восьмистраничный доклад, ограничившись кратким пересказом.  По его мнению, в жилищном строительстве Иркутска существуют три ключевые проблемы — нехватка строительных материалов, нехватка строительных участков и устаревшая инфраструктура.  Парадокс заключается в том, что при большом количестве пустующих участков получить их под строительство удается очень немногим, и мэр предложил разработать строгий регламент, ограничивающий срок оформления документов двумя-тремя месяцами.

Это, впрочем, тоже не выход. Мэр признал: в городе около 30 земельных участков, выделенных 10—15 лет назад, и строительство на них не начато до сих пор. По данным городской администрации, примерно половина из 1600 километров различных городских трубопроводов находится в аварийном состоянии, и именно из-за этого строить на уже освоенных площадках невозможно: действующие сети не выдержат дополнительных нагрузок.

Мэр рассказал о нескольких проектах, которые позволят решить проблему расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, но в завершение своего выступления отметил, что город попал в замкнутый круг: администрация боится повышать тарифы на услуги ЖКХ (средства от такого повышения могли бы позволить реконструировать сети) — отказавшись от реконструкции сетей, не может строить новое жилье — отказавшись от строительства нового жилья, город не может повышать доходную базу.

Идеи, как выйти из такого положения, у администрации города есть, однако назвал мэр только одну: принято принципиальное решение ничего не строить в центре города. Администрация заключила соглашение с несколькими банками, которые согласились предоставлять строительным организациям кредиты на упрощенной основе: при наличии строки в бюджете города и заключенном муниципальном контракте.

В администрации города есть несколько проектов, которые позволят при строительстве быстровозводимых деревянных домов на площади в один гектар освобождать под застройку еще пять гектаров.

 

Была б только волюшка...

Выступление председателя Союза строителей Юрия Шкуропата было, пожалуй, наиболее продуманным и структурированным. Он четко, по пунктам изложил проблемы, которые союз считает наиболее актуальными, и так же четко изложил предложения по их решению. Правда, получилось так, что в проблемах виноваты все вокруг по периметру — от федерального законодательства до конкурсных комиссий в муниципалитетах, но только не сами строители.

Федеральный закон № 94, согласно которому победителем в конкурсе на проведение работ становится тот, кто предлагает снижение цены — без учета прочих параметров, Юрий Шкуропат назвал просто преступлением и предупредил, что его дальнейшее применение будет означать крах строительной отрасли в Иркутской области. Он потребовал немедленно внести дополнения к ФЗ-94: обязать фирмы, снижающие цены, расшифровывать, за счет чего происходит снижение. Такая мера, по его мнению, позволит сразу сказать, что снижение за счет материалов — это использование брака, а снижение за счет оплаты труда — использование неквалифицированной рабочей силы.

При этом глава Союза строителей назвал планы правительства по увеличению ввода жилья на душу населения фантастикой — ведь в области полностью угроблено крупнопанельное домостроение. Для примера Юрий Шкуропат привел несколько цифр. Ангарский комбинат производил до 100 тысяч квадратных метров в год — сейчас до 15 тысяч, Иркутский комбинат — 240 тысяч, сейчас — до 10—12 тысяч, и то сезонно.

Тем не менее, мощности, как считает Юрий Шкуропат, могут быть заново мобилизованы — требуется только воля правительства, учет всех возможностей и сведение их в единый документ, совместно разработанный правительством и строителями.  Оптимизма насчет участия властей всех ветвей и уровней в судьбе строительной отрасли у Юрия Шкуропата, по большому счету, нет: перечисляя один за другим построенные и по разным причинам не введенные в строй объекты по производству строительных материалов, глава Союза завершил фразу вопросом: «Да есть ли в области государственная власть?!».

Юрия Шкуропата не устраивают и не введенный в эксплуатацию кирпичный завод в Усольском районе, и перспектива перехода Ангарского цементного завода в общесибирскую структуру — он даже потребовал «встать с автоматом в руках и не допустить перехода цементного завода в собственность чужих для области людей».

 

Шестнадцать человек, включая министра

Представитель одной из крупных строительных компаний согласился с тем, что строительная отрасль требует немедленного вмешательства властей, и заявил, что «подписывается практически под всем выступлением Юрия Шкуропата». Сам он обратил внимание участников слушаний на судьбу областного ипотечного агентства, которое болтается без дела, получая крохотные суммы, и перечислил несколько структур, которые могли бы принять участие в судьбе АИЖК.

Выступление он завершил предложением к Законодательному собранию: подготовить запрос на имя губернатора с просьбой пересмотреть штат министерства строительства, в котором работают всего 16 человек, включая самого министра. Даже если они будут работать по 14—15 часов в день, никаких человеческих сил на существующий объем проблем не хватит.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии