Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Суицид со странностями

23 января, 2012

 

 

Дело прошлое может стать настоящим?..

 


 

 

Девять лет назад правоохранительные органы решили, что бывший мэр города Усть-Кута, бывший депутат Законодательного собрания Иркутской области, бывший директор Верхне-Ленского речного пароходства Николай Паленный свел счеты с жизнью добровольно, повесившись в собственном гараже. Несмотря на крайне подозрительные факты, ставившие под сомнение версию суицида, соответствующего расследования проведено не было...

 

С Николаем Ивановичем Паленным я был знаком шапочно: встречались несколько раз, как говорится, по делам службы. У меня сложилось впечатление, что это был очень цельный, очень уверенный в себе человек, который вызывал уважение.

Мне трудно было представить, что в результате каких-то обстоятельств Николай Паленный вдруг наденет на себя удавку, чтобы расстаться с жизнью. Однако официальная версия была именно такова: добровольный суицид.

Все случилось в канун новогодних праздников. Николая Паленного, вернее его тело, нашли 30 декабря 2002 года в гараже. Труп осматривал сотрудник Октябрьского РОВД города Иркутска в звании капитана милиции. Фамилия этого служивого в одном официальном документе (о нем речь ниже) читается примерно так: Кашко. Заранее извиняюсь перед этим человеком, если я невольно исказил его фамилию. Как сумел, так и прочитал. Кстати, все мои попытки уточнить, как именно звали этого капитана милиции, служит ли он сейчас и можно ли с ним встретиться, закончились безрезультатно.

Загадочная смерть Николая Паленного обсуждалась в многочисленных публикациях. Эта неправдоподобная версия суицида была достаточно подробно исследована в книге Александра Шахматова «Кодекс бесчестия». В общем и целом известны следующие факты.

 


Загадочная смерть Николая Паленного обсуждалась в многочисленных публикациях. Все случилось в канун новогодних праздников. Николая Паленного, вернее его тело, нашли 30 декабря 2002 года в гараже...
 

 

Инструментом повешения стал бельевой шнур, на котором висело тело. Впрочем, слово «висело» тут не очень подходит, поскольку ноги покойника не только доставали до пола, но и находились в полусогнутом состоянии. Шнур был несколько раз обмотал вокруг шеи, при этом руки оказались связаны.

Показательный факт: ни в одной из тех публикаций по факту смерти Паленного не уточняется — руки были связаны спереди или сзади? Известны случаи, когда самоубийцы, чтобы обмануть инстинкт самосохранения и уж наверняка повеситься, кое-как завязывают, запутывают себе руки веревкой, а уж потом надевают на шею удавку. Но если руки были связаны сзади, то версия о самоубийстве начинает трещать по всем швам.

Впрочем, она, версия, трещала уже тогда, сразу же. Другое дело, что на этот треск никто не обратил внимания — вольно или невольно. Несколько раз обмотанный вокруг шеи шнур, связанные руки и замкнутая странгуляционная борозда, которую оставляет веревка, давали серьезнейший повод поставить под сомнение версию о самоубийстве. Но видимо, кому-то надо было представить смерть Николая Паленного как банальное сведение счетов с жизнью, и потому в этой трагической ситуации никто глубоко разбираться не стал. Ни милиция, ни прокуратура...

За девять лет, прошедших с момента гибели Николая Паленного, история подзабылась, страсти, вызванные этой нелепой, неправдоподобной смертью, поутихли. Но несколько дней назад возник новый информационный повод или, говоря юридическим языком, вновь открывшиеся обстоятельства, которые дают основания еще раз взглянуть на эту старую историю через призму сомнения.

 


Версия о самоубийстве трещала уже тогда. Другое дело, что на этот треск никто не обратил внимания — вольно или невольно.  Несколько раз обмотанный вокруг шеи шнур, связанные руки и замкнутая странгуляционная борозда, которую оставляет веревка, давали серьезнейший повод поставить под сомнение эту версию.
 

 

Известный в Иркутске журналист и создатель интернет-сайта «Чайхана» Артур Дан получил в свои руки ксерокопию документа, который называется «Протокол исследования трупа № 4938». Ниже следует еще один номер — 4874. Видимо, это номер самого протокола.

Как следует из этого документа, 31 декабря в 9 утра судебно-медицинский эксперт А.П.Зайцев произвел исследование тела Паленного Николая Ивановича, доставленного по направлению сотрудника Октябрьского РОВД Кашко. На четвертой странице протокола указана дата окончания исследования — 15 января 2003 года. Тут же, как положено, — подпись судебно-медицинского эксперта А.П.Зайцева.

Эксперт констатирует отсутствие признаков алкоголя в крови, описывает замкнутую странгуляционную борозду и указывает, что руки трупа связаны плетеным шнуром белого цвета, не утоняя — спереди или сзади располагались связанные руки. В конечном счете судебно-медицинский эксперт А.П.Зайцев приходит к выводу: смерть Паленного Николая Ивановича наступила от «сдавливания шеи петлей при повешении».

Я не знаю, должен ли был судебно-медицинский эксперт обратить внимание сотрудников правоохранительных органов, которым предстояло принять правовое решение по факту смерти Паленного, на некоторые специфические особенности, выявленные в ходе исследования. Например, на замкнутую странгуляционную борозду... На связанные руки...

Вполне возможно, что эти особенности известны следователям, а потому что-то подсказывать им судмедэксперт не обязан. Как бы там ни было, смерть Паленного была признана самоубийством, а это значит, что никто не стал искать объяснений вышеперечисленным странностям.

Такой подход к делу можно объяснить банальным непрофессионализмом сотрудников правоохранительных органов.

Но это объяснение было бы очень простым и неправдоподобным: все-таки не какой-то безродный бомж решил покончить с собой, надев на шею петлю. Николай Паленный, заметная личность в политическом бомонде Приангарья, не из тех людей, которые под натиском жизненных невзгод налагают на себя руки. Он был по натуре бойцом, и этим все сказано!

 


Несколько дней назад возник новый информационный повод или, говоря юридическим языком, вновь открывшиеся обстоятельства, которые дают основания еще раз взглянуть на эту старую историю через призму сомнения.
 

 

Вместе с Леонидом Никитинским, коллегой из «Новой газеты», мы встретились с судебно-медицинским экспертом Александром Зайцевым в его служебном кабинете. Нам хотелось получить от Александра Петровича ответы на некоторые вопросы. Первым был такой: его ли подпись стоит под протоколом исследования трупа № 4938?

Пробежав глазами четырехстраничный документ, Александр Зайцев сказал, что подпись под протоколом, похоже, его. Но никаких подробностей, связанных именно с этим исследованием девятилетней давности, он, конечно же, не помнит. Где были связаны руки — спереди или сзади? Не помнит. Почему не отразил эту деталь в протоколе исследования трупа? Не помнит.

Но при этом Александр Петрович сказал, что оригинал того документа, который мы ему представили в ксерокопии, должен находиться в архиве.

Из неофициальных источников нам с Леонидом Никитинским стало известно, что когда-то давно к таинственной гибели Николая Паленного проявил интерес один из сотрудников УБОП при ГУВД по Иркутской области. Он встретился с вдовой и сыном покойного и спросил их мнение о возможности проведения эксгумации трупа. Ближайшие родственники Николая Паленного отказались от эксгумации...

Из этого факта напрашивается предположение, что у сотрудника УБОПа были какие-то основания сомневаться в официальной версии смерти Николая Паленного. Но какие это были основания?.. Нам это неизвестно.

 


Со дня гибели Николая Паленного прошло девять лет. То есть еще не истек срок давности, предусмотренный законом (десять лет), который может стать снованием для отказа в привлечении к уголовной ответственности виновных лиц.
 

 

Со дня гибели Николая Паленного прошло девять лет. То есть еще не истек срок давности, предусмотренный законом (десять лет), который может стать снованием для отказа в привлечении к уголовной ответственности виновных лиц.

Я это говорю к тому, что сегодня правоохранительные органы имеют возможность (хотя едва ли имеют желание) реанимировать дело по факту «самоубийства» Паленного. Если провести новое, объективное расследование, то, вполне вероятно, удастся установить: кто «помогал» Николаю Ивановичу уйти из жизни и какие люди стоят за этим, как я полагаю, преступлением.

Теперь слово — за правоохранительными органами.

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Владимир 25 января 2012, 01:30
Вряд ли получится дождаться какой-либо реакции органов, если изначально и на протяжении ДЕВЯТИ! лет все замалчивалось... Видимо, кому-то это выгодно...