Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Свистать всех наверх!

21 июня, 2012

 

 

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко потребовал от мэров не затягивать решение актуальных вопросов и немедленно реагировать на любые обращения граждан.

Ассоциация муниципальных образований Иркутской области провела первое при новом губернаторе общее собрание своих членов и обсудила ряд крайне болезненных для мэров и местных дум вопросов. Заседание состоялось 18 июня в Иркутске, в его работе приняли участие 36 из 42 мэров районов и многие руководители крупных городов области, оба первых заместителя губернатора — Николай Слободчиков и Владимир Пашков, заместитель председателя правительства Алексей Зезуля, только что переназначенные министрами Виктор Басюк (образование) и Дмитрий Пивень (здравоохранение). Во второй половине совещания, на третьем часу непрерывной работы, перед мэрами выступили губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко и председатель Законодательного собрания Людмила Берлина.

 

Фининспекторы борются с тенью

Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области в 2011 году добилось роста поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований на 1,3 млрд рублей, а в целом по области — на 2,8 млрд. Это стало возможно благодаря подписанию соглашения о взаимодействии между УФНС и Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области, тесному сотрудничеству при выполнении программ совместного информирования граждан о работе налоговых органов и мониторингу поступления налогов в бюджеты.

Как рассказал руководитель УФНС Константин Зайцев, налог на доходы физических лиц составляет во многих муниципалитетах более половины всех доходов. Сотрудники налоговых органов контролировали деятельность более 780 организаций и более двух тысяч бюджетных предприятий, что позволило в 4 раза снизить количество предприятий с задолженностью по выплатам различных налогов. Константин Зайцев отметил, что далеко не все муниципальные образования поддерживают налоговые органы в их начинаниях. Активно сотрудничают с налоговыми органами и добиваются заметных успехов руководители Братска, Слюдянского и Шелеховского районов.

В качестве резерва роста поступлений Константин Зайцев назвал работу с предприятиями малого и среднего бизнеса в направлении легализации заработной платы людей, занятых на этих предприятиях. Как правило, это выгодно самим работникам, поскольку «белая» заработная плата является признаком стабильности предприятия. Руководитель УФНС призвал мэров активнее сотрудничать с налоговыми органами и выявлять предприятия, применяющие «черную» зарплату, т. е. работающие в «тени». В 2011 году такая работа проводилась, что позволило увеличить поступления от НДФЛ на 99 млн рублей.

Органы местного самоуправления могли бы существенно увеличить размер своих бюджетов, если бы активнее занимались регистрацией прав собственности на земельные участки. По данным Росреестра, в Иркутской области в различных видах собственности находятся участки на сумму более 820 млрд рублей, в собственности юридических и физических лиц — на сумму более 250 млрд. В 2010 году в виде налогов с этих земель было получено более 2 млрд рублей, что примерно равно доходам консолидированного бюджета от сдачи земельных участков в аренду. Проведение инвентаризации земельных участков в 2010 году позволило обложить налогами более 40 тысяч физических лиц и около 1 тысячи юридических лиц, суммарная кадастровая оценка земель в области выросла на 39 млрд рублей, поступления земельного налога увеличились на 87 млн. По информации УФНС, в области имеется 54 тысячи земельных участков, собственники которых установлены, однако налоги за них не платят, потому что органы местного самоуправления не занимались кадастровой оценкой их стоимости и не предоставили информацию в налоговые органы.

 

Заплати и не греши

На июньской сессии Законодательного собрания Иркутской области будут рассмотрены поправки в бюджет, предусматривающие выделение муниципальным образованиям 559 млн рублей на погашение основной задолженности по различным налогам и сборам в федеральный бюджет. Об этом заявил главам муниципалитетов заместитель председателя правительства Иркутской области Алексей Зезуля, выступавший на заседании АМО дважды.

Выступая на заседании Ассоциации муниципальных образований, он заявил, что это почти треть всех долгов муниципальных образований, накопленных, как правило, во второй половине 1990-х годов. Выплата этой суммы позволит муниципальным образованиям войти в федеральную программу реструктуризации долгов. Параллельно министерство финансов области будет вести работу с финансовыми органами муниципалитетов о том, как они будут выплачивать все текущие налоги, — это также обязательное условие для вхождения в программу реструктуризации. До установленного федеральными властями срока начала программы остается два месяца, и в течение этого срока минфин будет регулярно проводить совещания с мэрами. В то же время, отметил Алексей Зезуля, правительство области не может взять на себя всю работу по выплате долгов муниципальных образований и ждет от мэров встречных предложений. Некоторые мэры, по словам заместителя председателя правительства, игнорируют местные налоговые органы и не ведут с ними никакой работы.

Председатель Ассоциации муниципальных образований, мэр города Черемхово Вадим Семенов в ответ на это замечание заявил, что часть мэров была избрана совсем недавно и еще не успела нормально построить работу. Другим приходится решать проблемы, вызванные отсутствием местных управлений ФНС, поскольку местные органы налоговой службы пережили реорганизацию и сокращения.

 

Ох эти детские сады — и не туды, и не сюды…

До 1 сентября 2012 года правительство Иркутской области и руководство муниципальных образований должны решить проблему обеспечения местами в детских садах всех детей, достигших трехлетнего возраста, — таково одно из положений указа, подписанного президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 7 мая 2012 года. Министр образования Виктор Басюк, выступая перед главами муниципальных образований, предложил активнее развивать такие формы дошкольного воспитания, как частные детские сады.

Виктор Басюк пояснил, что демографическая ситуация в области характеризуется устойчивым ростом детского населения — примерно на 1,7 процента в год. На 1 января 2012 года в области работали 973 дошкольных образовательных учреждения на 97 275 мест. В эти детские сады устроены 108 956 детей, что на 7 тысяч больше, чем в 2010 году и на 11 тысяч больше нормы. Сотрудники этих детских садов работают с заметными перегрузками, получая за свою работу одну из самых маленьких зарплат во всей экономике региона. В то же время на 1 января 2012 года в очереди на устройство в детские сады стояли 55 314 детей, а на 1 мая — 88 794 ребенка (на 25 процентов больше, чем в 2010 году).

Лучше всего обстоят дела в Ангарске и Саянске — там в детские сады устроены 70—85 процентов детей; хуже всего — в Зиме, Зиминском, Казачинско-Ленском и Эхирит-Булагатском районах — здесь охват составляет всего 30 процентов. 95 процентов дошкольных учреждений принадлежат муниципальным образованиям, в значительной части остальных 5 процентов располагаются не только дошкольные учреждения, но и начальные классы общеобразовательных школ. Министр назвал такую практику неправильной и призвал мэров разделить школы и детские сады, а также активно развивать новые формы работы — например, группы кратковременного пребывания, которых в области открыто уже более 150. Можно открывать и частные детские сады, которых в области имеется всего 28, и все они находятся в Иркутске. Вокруг этого предложения возник спор, поскольку мэры считают невозможным открывать частные детские сады со стоимостью содержания ребенка 12 тысяч рублей в месяц в населенных пунктах, где примерно такая же сумма равна средней заработной плате. Виктор Басюк заявил, что строительство детских садов необходимо, но не решит проблему, поскольку только в Иркутске для удовлетворения всего спроса нужно не менее 20 млрд рублей (два годовых бюджета города), а в дальнейшем на содержание одного ребенка в муниципальном детском саду потребуется не менее 7 тысяч рублей из бюджета в месяц.

Министр предложил мэрам подумать и об увеличении заработной платы работников детских садов. В 2010 году средняя заработная плата составляла 10 776 рублей, благодаря выделению средств из областного бюджета за 4 месяца 2012 года удалось поднять ее до 12 300, а с 1 января 2013 года ее необходимо увеличить до средней по промышленности области, то есть до 22 тысяч рублей. Работа эта трудная, признал Виктор Басюк, но такую задачу поставил президент, и ее придется выполнять. Министр завершил свое выступление парадоксальной фразой: ситуация в каждом муниципальном образовании сугубо индивидуальная, поэтому давайте думать, предлагать, а потом подготовим общие для всех рекомендации.

Мэры отнеслись ко всем рекомендациям и замечаниям министра крайне скептически. Вадим Семенов рассказал, что в Черемхово каждый год три-четыре дошкольных учреждения балансируют на грани закрытия из-за аварийного состояния, а мэр Иркутска Виктор Кондрашов пожаловался, что в областной центр съезжаются жители сельских районов, из-за чего перспектива решения проблемы очередей отодвигается в туманную даль. Если решать ее при помощи строительства, то потребуется два полных годовых бюджета города. Министр согласился с этим заявлением, но предложил не замыкаться на проблеме, а искать выход в поддержке частных детских садов. По оценке министра, если область за 400 млн из собственного бюджета построит 4 детских сада, это позволит создать 750 мест для детей и несколько десятков рабочих мест в бюджетной сфере. Если вместо этого область выделит 200 млн и город такую же сумму из своего бюджета, это позволит поддержать родителей 5,5 тысячи  детей (по 6 тысяч в месяц), которые смогут пойти в частные детские сады, — таким образом, будут созданы рабочие места в малом бизнесе, дети будут подготовлены к школе, а бюджеты сэкономят средства. Несмотря на энтузиазм министра, мэры остались при своем негативном мнении: предложения не просчитаны, покупательная способность населения крайне низкая, а в местных бюджетах не хватает средств даже на заработную плату.

Страсти разгорелись не на шутку. В дискуссию пришлось вмешаться первому заместителю губернатора Владимиру Пашкову, который напомнил мэрам об их собственной роли в том, что строительство детских садов обходится так дорого, — местные власти могли бы взять на себя хотя бы подготовку коммунальной инфраструктуры, а правительство готово профинансировать разработку типового проекта детского сада. Заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин предположил, что нужно иметь несколько проектов — для небольшого села, для крупного населенного пункта и так далее. Совершенно недопустимыми являются ситуации, когда крупные жилые массивы на несколько тысяч жителей проектируются и возводятся без выделения места под детские сады.

 

Зезуля и Сенин в поисках виновных

Едва отойдя от спора вокруг дошкольных учреждений, мэры выслушали доклад министра здравоохранения о перспективах очередного перераспределения полномочий в сфере оказания медицинских услуг и перешли к самому интересному: выступлению заместителя председателя правительства Алексея Зезули о межбюджетных отношениях. Зезуля, бывший еще недавно министром финансов, заверил мэров, что областной бюджет заботами их не оставит: на различные формы поддержки муниципальных образований будет направлено более 37 млрд рублей, или более 40 процентов расходов бюджета. Но, предупредил докладчик, требования ко всем мэрам будут одинаковые, подходы — для всех общие и просьбы в стиле «давай у всех отнимем финансирование, а у меня нет» или «давайте всем дадим полномочия, а мой район пропустим» не сработают.

Мэр Усть-Кутского района Владимир Сенин в ответном выступлении предложил исключить из лексикона чиновников областного правительства и депутатов Законодательного собрания формулировку «мы вам даем», поскольку районы зарабатывают и платят налоги, а на областном уровне происходит только перераспределение средств. Усть-Кутский район, по данным мэра, в последние годы показывает устойчивый рост в 20—40 процентов в год, в то время как область в целом — в лучшем случае 9 процентов; объем инвестиций в районе за три года вырос с 1,2 до 5,4 млрд рублей — а ответной отдачи и укрепления бюджета нет, району не хватает средств даже на содержание ЖКХ.

Вместо улучшения своего положения район видит сокращение дотаций, как, впрочем, и еще два соседних района, которые Сенин взял для сравнения, — каждый потерял более 350 млн рублей. Район имеет большие долги за услуги ЖКХ и может себе позволить выделить на питание школьников всего 10 рублей в день. Областной бюджет в это же самое время имеет профицит в 7,6 млрд рублей. По мнению Владимира Сенина, ситуация должна измениться в пользу муниципалитетов, а виновные в формировании профицита при бедствующих муниципалитетах — наказаны.

 

«Мы спросим с каждого»

С ответным словом выступил губернатор Сергей Ерощенко, который занял место в зале как раз перед выступлением Алексея Зезули и внимательно слушал спор мэра и экс-министра.

— Спасибо вам за то, что помогли мне сформулировать некоторые моменты, — сказал Сергей Ерощенко. — Вот вы говорите: нас обижают, когда говорят, что нам дают. Сейчас я как губернатор области понимаю, что область — дотационный регион, и виноваты в этом все мы, здесь собравшиеся. Я пришел из реальной экономики и занимался инфраструктурным бизнесом и практически каждую территорию так или иначе знаю. Мне и раньше было непонятно как предпринимателю и сейчас как губернатору, как это в Усть-Кутском районе объем перевозок растет, а объем собираемых налогов падает. Количество вырубленного леса растет, а налоги стремятся к нулю. Отвечаете за все это вы, и я вместе с вами. Когда мне говорят: «Вы будете заниматься двумя-тремя территориями» — я буду заниматься всеми, причем ежедневно.

Нас всех — меня, Семенова (председателя АМО. — Авт.), Людмилу Михайловну (Берлину, председателя Законодательного собрания. – Авт.) — волнует, как живут люди, с чем они каждый день сталкиваются в каждой конкретной деревне, в каждом городе. К сожалению, ситуация в муниципальных образованиях отрицательная. Везде видим нарушения прав граждан, коммерциализацию бюджета, причем все руководители муниципальных образований делают вид, что они в этом не участвуют. Это неправильно. Имидж муниципалитетов испортили Сайков, Кустос, Дорошок, Мотошкин — нужно, наверное, остановиться и посмотреть на территории не как захватчикам. Вы представляете реальную власть. Если вы ходите на работу каждый день, как я, то вы понимаете, что ничем не отличаетесь от людей вокруг вас. Вы должны позаботиться о доходах людей, ради которых работаете, а мы, со своей стороны, готовы помогать во всем. Будем дотировать, будем спасать некоторые брошенные хозяйства, чтобы люди имели возможность работать.

Но ситуация, когда на сельское хозяйство выделяются огромные дотации, а фермер на эти средства покупает пилу и идет валить лес, — недопустима. Мы все чаще получаем неприятие власти, а у нас не за горами муниципальные выборы. Нужно думать, как консолидировать территории. Мы ведь не понаслышке знаем проблему кризиса власти — Усолье рядом, как и другие города. Чаще всего кризис власти начинается с чьих-то коммерческих интересов, и с нашей стороны все это будет решительно пресекаться. Для этого есть полномочия и у вас, и у нас, и мы будем делать все возможное, чтобы люди не становились жертвами разброда, политических и экономических интересов. Тогда можно будет говорить об эффективности нашей с вами работы.

О какой эффективности можно говорить сейчас, если письмо с жалобами жителей доходит до президента, потом возвращается ко мне и тут выясняется такой нюанс: стоимость квадратного метра школы, которую никак не могут достроить, составляет 90 тысяч рублей. Давайте выведем сюда мэра и ту фирму, которая это предложила, и спросим с них. Или возьмем пример, когда мэр у всех на глазах выделяет землю, абсолютно незаконно, а потом люди действительно недовольны — он должен за это ответить. За каждое действие структуры, которой я руководил в не таком уж далеком прошлом, я готов ответить и сейчас. И точно так же за эффективность работы мы будем спрашивать вот здесь с каждого мэра, не за разговоры о дотациях и субсидиях, а за конкретные дела.

В завершение своей речи губернатор извинился за, возможно, допущенную им резкость в оценках, но отметил, что каждый мэр мог бы на его месте высказаться еще более жестко, потому что реальная ситуация в территориях к этому располагает. Сергей Ерощенко пообещал каждому мэру, что любое обращение с реальными проблемами будет рассмотрено в кратчайшие сроки и решение будет принято незамедлительно. Деятельность самого губернатора и любого из министров будет вестись открыто, механизмы обратной связи будут работать безукоризненно. Но того же самого губернатор требует и от мэров, потому что из писем жителей достаточно легко понять, в каком районе гражданам уделяют мало внимания, а власть не справляется со своими обязанностями. Нетрудно понять и то, какой именно уровень власти — областной или районный — допустил ошибку.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».

На фото: Сергей Ерощенко: «Ситуация в
муниципальных образованиях отрицательная»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии