Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Татьяна Мезенцева: жизнь в ритмах музыки и любви

23 декабря, 2013

 

Интервью с директором Иркутского музыкального театра
имени Н.М.Загурского

 

Встретившись с ней, я сразу поняла, что имею дело с человеком жизнерадостным, обаятельным, светлым и позитивным. Слушая, она изучала меня  глазами, внимательно выслушивала вопрос и начинала отвечать обязательно с улыбки, это было ее безусловным рефлексом, и это  располагало, снимало всякое напряжение в разговоре. Ее улыбка была органичной, естественной и  восхитительной. С такими людьми легко вести беседу, они излучают  тепло и  душевный свет. С ними даже легко молчать, и эти паузы не угнетают, просто люди понимают друг друга без слов.  Наверное, именно эти качества в свое время увидел, интуитивно  почувствовал Владимир Шагин и, поняв, что такой человек нужен театру, настойчиво приглашал ее работать к себе в музыкальный театр имени Н.М.Загурского, который он возглавлял.

В то время, десять лет назад, Татьяна была служащей Сбербанка:  изо дня в день монотонная работа, не предвещающая каких-то эмоциональных всплесков, перемен, разнообразия, творческого подъема и вдохновения. Как раз того, чего внутренне, неосознанно искала ее душа. Он увидел в ней огромный потенциал работоспособности, жизнерадостности,  при  е яркой индивидуальности, контактности, умении находить общий язык с разными людьми.  Шагин, как опытный руководитель, собирающий свою команду, понимал, что  все эти качества только бы пошли ей в плюс именно на творческой работе, в театре,  и ее талант  неординарного человека, хорошего организатора только проявился  бы в полную силу. Он пригласил Татьяну на должность заместителя директора по организации зрителя. Поразмыслив, она… не согласилась.

«Но почему же?!» —  последовал мой  удивленный вопрос. «Наверное, просто испугалась».

 

Об умении улавливать знаки судьбы

— Был страх не оправдать надежд, доверия, — продолжает Татьяна Никифоровна. —  Я совершенно была не знакома с театром изнутри, с его  миром, с атмосферой. Хотя как зритель я в театр ходила, особенно в музыкальный. Тогда театр музыкальной комедии находился в здании на Ленина, 23, где сейчас ТЮЗ. Как-то с детства сложилось, что предпочтения я отдавала оперетте, музыкальным спектаклям. Но любила театр просто как зритель, не мечтая в нем работать. Я поступила в госуниверситет на географический факультет, но не закончила его, поняв, что я далека от этого предмета, это совсем не мое. Пошла работать в сберкассу, вышла замуж, родила дочку, потом поступила в нархоз (ныне БГУЭП), окончила, продолжала работать уже в сбербанке.  Вот вкратце «вехи моего пройденного пути» до того знаменательного  разговора с Владимиром Константиновичем Шагиным.

Прошло какое-то время. Владимир Константинович еще дважды приглашал меня, и я опять отказывалась.  И тут он рассказал мне в шутку  одну  хорошую притчу, которая и повлияла на мое решение: «Случилось наводнение, и в панике Абрам забрался на крышу дома и возопил к Господу: «Спаси меня, я тону!». Господь пообещал помочь…  Вдруг видит Абрам,  плывут в лодке люди и кричат: давай прыгай к нам! Но Абрам говорит им: «Нет, меня Бог спасет». Вода все ближе подходит. Плывут на плоту люди, зовут его. Абрам опять отказывается, надеясь на Господню помощь. Видит, бревно плывет, он вновь проигнорировал. И утонул бедный Абрам, так и не дождавшись помощи от Бога. На том свете встречает его Господь, а обиженный Абрам спрашивает: «Что же ты меня не спас?». « Да как же, — отвечает Бог, — я же тебе три шанса давал, но ты сам отказался…»

 

Без  Владимира Шагина

— Надо уметь улавливать знаки судьбы, прислушиваться к себе,  к своей интуиции.  И я решилась. Перешла работать в театр. Сначала  было трудно. Но легкой жизни никто и не обещал. Хоть Владимир Константинович и не был деспотом, но спрашивал всегда строго. Он вообще был из тех людей, которые сперва научат, объяснят, расскажут, дадут время для практики, чтобы проверить себя, закрепиться. И когда человек все понял и у него все начинает получаться, тогда уже Шагин начинает спрашивать с него по полной программе.

Весь коллектив у него работал и работает сейчас как единый стройный механизм, где все четко отлажено, выверено, начищено до блеска. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, как нам работается без Владимира Константиновича, какова жизнь театра без своего предыдущего лидера, я отвечу, что мы все помним его как прекрасного человека, делового и крепкого хозяйственника, знавшего до мелочей свое дело, любившего свой театр больше себя самого. Все неудачи и трудности он принимал близко к сердцу, может, поэтому и не выдержало оно нагрузок. Все нервные и эмоциональные переживания не проходят даром. Это все очередные рубцы на сердце.

 

Театр — структура особенная

Но жизнь идет вперед, и мы должны, все те, кто остался, продолжать дело Шагина. В память о нем. Он просто бы не смог допустить, чтобы без него театр стал работать хуже. Поэтому стараюсь я, стараются все. У нас хороший коллектив, все радости и горести мы делим вместе, умеем мобилизоваться перед премьерой, а если не хватает времени, не считаемся ни с чем, чтобы общее  дело не пострадало. Театр — наш дом, со своими традициями, со своей художественной программой, со своей идеологией, вероисповеданием, если хотите. Театр — особая структура, ни на что не похожая, это маленькое государство со своими законами и порядками. Все, кто работает в театре, его очень любят, потому что он требует тебя всего, без остатка. Случайные люди в нем не задерживаются.

— Ваш театр сегодня находится в хорошей творческой форме.  В последние годы вы сделали много спектаклей, которые пользуются огромным успехом у зрителей, и не только у иркутских…

— Да, мы ежегодно гастролируем по стране, благодаря поддержке правительства и министерства культуры Иркутской области. В этом году состоялись  очень успешные и полноценные  гастроли в Ярославле, которые длились 21 день. Аншлаги собирали рок-оперы «Юнона» и «Авось», «Иисус Христос — суперзвезда», оперетты «Белая акация» и «Граф Люксембург»,  наш эксклюзивный мюзикл «Русский фантом» по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Эти спектакли не только развлекают, но и воспитывают зрителя.  Прежде чем взять в репертуар ту или  иную  музыкальную пьесу, мы думаем: а что в ней есть вечного?

Хорошо, когда серьезная литература сочетается со зрительским интересом. У нас с успехом идет опера «Евгений Онегин», спектакль «Ангелы смерти» поднимает проблемы наркомании. Трудный вопрос выбора жизненного пути лежит в основе спектакля «Блудный сын» по мотивам повести Василия Шукшина «Калина красная». А на днях состоялась премьера мюзикла «Сирано де Бержерак» о любви, достоинстве и чести.

Сейчас в Иркутской области разработана  концепция развития  театрального искусства до 2020 года. Создан и активно действует губернаторский проект «Деятели культуры — жителям Иркутской области», где сделан акцент на обслуживание труднодоступных северных территорий. В рамках этой программы мы уже побывали в Бодайбо и Усть-Куте, где зрители буквально собирали стулья и скамейки со всего клуба, чтобы разместить всех желающих, потому что мест не хватало. Успех был необыкновенным. И мы, конечно, поедем снова. Зрители истосковались по настоящим живым спектаклям, которые они могут видеть не по телевизору, а воочию и при самой полной искренней актерской отдаче.

В ближайших планах — постановка балета «Милый друг», музыку к которому пишет Константин Артамонов, наш рок-музыкант. Мы уже сотрудничали с ним, он написал музыку к балету «Гранатовый браслет», который вызвал большой резонанс в городе и высоко оценен не только зрителями, но и профессионалами. За эту работу он получил губернаторскую премию. Известный  режиссер из Израиля  Михаил Поляков приедет к нам на постановку спектакля «Моя жена — лгунья».

— Я знаю, что вы постоянно работаете со зрителем,  ищете новые формы, разрабатываете интересные акции…

— Да, в этом деле мы можем даже опытом поделиться. Наша  молодая команда чего только не придумывает! Зрителям очень нравятся эти акции, они вовлекают их в игру, проводят викторины, конкурсы, словом, ищут стимул, чтобы заинтересовать людей. Например, перед недавней премьерой мюзикла «12 стульев» решили разыграть эти самые 12 красивых стульев,  в одном из которых был спрятан кулон с бриллиантом. Ажиотаж был невероятный. Выиграла молодая зрительница, студентка, которая и не мечтала о таком подарке. Теперь она запомнит этот вечер в театре на всю жизнь. Забавно, что все зрители унесли свои стулья с собой в тот же вечер, хотя мы предложили им доставить стулья на следующий день. Смешно, наверное, со стороны выглядели для прохожих зрители, выходящие из театра наперевес со стулом! Зато сколько радости, неожиданности и веселья. Все подарки нам предоставляют  наши спонсоры, которые с нами дружат, любят наш театр. Мы им, конечно, очень благодарны.

— Возглавляя музыкальный театр, в чем вы видите свою основную задачу?

— Люди приходят в театр, они хотят отдохнуть,  отключиться от проблем, мы  обязаны дать им возможность  сделать это хорошо, качественно, подарить им радость. Но если вдобавок к этому мы сумеем их взбудоражить, заразить, подвигнуть на размышления — это и будет нашей основной задачей. Товстоногов когда-то хорошо сказал: сознательно мы идем в театр, чтобы отдохнуть, но бессознательно хотим, чтобы нас там заставили думать.

— В этом году, я слышала,  вы впервые проводите концерт непосредственно перед самым  Новым годом, буквально за три-четыре часа до его наступления. Интересная, неожиданная идея.

— Идея принадлежит  Денису Мацуеву.  Мы даже побаивались, а придет ли зритель 31 декабря вечером в театр, у нас ведь всегда этот вечер занят  заботами о новогоднем столе, праздничной суетой, но...  Как только в городе  появились афиши, билеты сразу раскупили. Так что будем 2014 год  встречать большим праздничным концертом с маэстро Денисом Мацуевым и звездами балета Большого театра. И может быть, это станет традицией. Напомню, что концерты  состоятся  еще и 6 января, и после Рождества, 8 января.

— Какое чувство вы считаете главным в человеке, без чего нельзя прожить?

— Конечно, любовь! На ней держится все: чувства, отношение людей друг к другу, к близким, к друзьям,  к работе, к миру. Всем в жизни правит только любовь.

— Что вам дает радость в жизни,  что вдохновляет?

— Моя работа! Наш коллектив, который я очень люблю. Я работаю в нашем театре более десяти лет и ни на одну прожитую минуту   не разочаровалась  в том, что я здесь. Сейчас я не представляю себе другой жизни. Без театра, без его забот, радостей, без открытий, которые он дает, без встреч с новыми людьми, без его постоянно обновляющейся атмосферы. Я счастлива, что все так у меня сложилось, когда от работы получаешь радость, заряд обновления, энергии. У меня хорошая семья. Мои родители, муж, дочь с внуком, сестра и племянники… Я их всех очень люблю, они всегда поддерживают меня и во всем помогают. Что еще в жизни можно желать!?  Кто-то, может, не имеет и малой части того, что есть у меня.

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Иркутского музыкального театра

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии