Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджет принят единогласно

26 ноября, 2019

Главной темой очередной сессии Законодательного собрания Прибайкалья, состоявшейся 20 ноября, стал проект бюджета Иркутской области на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. В этом документе сформулирован социально-экономический курс областного руководства – губернатора, правительства, парламента. Накануне сессии проект бюджета одобрил профильный комитет, завершив, таким образом, цикл дискуссий на разных площадках. Основные параметры бюджета на 2020 год: доходы – 176,1 млрд рублей, расходы – 184, 6 млрд. 

2.jpg

Со статусом придется подождать

В повестку дня сессии фракция КПРФ и представитель губернатора в Законодательном собрании Роман Буянов предложили внести дополнительно семь законопроектов, в том числе два – об изменении статуса рабочих поселков Балаганск и Большой Луг, а также один принципиально важный об изменении регламента работы ЗС. Это позволит работникам бюджетных учреждений получать надбавку к заработной плате, а женщинам, в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, работать на один день в неделю меньше. Председатель комиссии по законодательству о государственном строительстве Виктор Побойкин напомнил, что комитет не рассматривал законопроекты об изменении статуса поселков и регламента, хотя он поступил в комитет еще в мае и тогда же получил положительную оценку заместителя председателя ЗС Кузьмы Алдарова. По результатам голосования в повестку эти вопросы не вошли.

Депутаты одобрили закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года. К законопроекту «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» были сформированы таблицы одобренных и отклоненных поправок, причем комитету по бюджету пришлось рассматривать этот закон дважды, 19 и 20 ноября. Совместная работа министерства финансов и комитета позволила согласовать все вопросы, и на сессии закон был принят во втором чтении уже без дискуссии.

Изменения в статью 12 закона «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области» предполагают введение дополнительных возможностей для детей-инвалидов – горячее питание будет организовано два раза, а кроме того, родители смогут выбрать закон, по которому их дети получают льготу. Поправки к законопроекту обеспечат горячее питание и для тех инвалидов, кто продолжит обучение в областных учебных заведениях по достижении 18 лет. Этот закон, как и следующий за ним «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению бесплатным двухразовым питанием детей-инвалидов», были приняты, но, как предупредила председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова, вступят в силу только в 2020 году.

Председатель Избирательной комиссии Иркутской области Илья Дмитриев представил депутатам законопроект об изменении системы предоставления возможностей для голосования гражданам, которые проживают в регионе по временной регистрации, для вахтовиков и об изменении порядка открытия специальных избирательных счетов. Законопроект был принят, как и ежегодное уточнение участков мировых судов.

Кому сколько денег?

Сессия приняла законопроект о бюджетном процессе Иркутской области и поправки в областной закон «О транспортном налоге». Льготы по налогу получат предприятия и организации, которые переведут свой транспорт с бензина и дизеля на газ. Заместитель председателя ЗС Александр Ведерников отметил, что Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе по налоговой нагрузке на одного человека, поэтому правительству и губернатору нужно пересмотреть систему льгот на транспорт. Депутат Антон Романов отметил, что установленное в законе ограничение мощности двигателя 150 лошадиных сил не соответствует целям законопроекта: общественный и служебный транспорт, который может дать максимальную экономию при переводе на газ, гораздо мощнее. Автовладельцы, у которых есть мощные машины с большим потреблением топлива, также предпочитают более сильные двигатели. Тем не менее законопроект был принят с условием продолжить работу над поправками перед вторым чтением.

Законодательная инициатива мэра Ангарского городского округа Сергея Петрова об изменении нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц (5 процентов передаются в пользу муниципальных образований из бюджета области) и налога, взимаемого по упрощенной системе (20 процентов перейдут муниципалитетам), накануне была одобрена бюджетным комитетом. Ангарский мэр сообщил, что на территории округа собирается 4,7 млрд рублей в виде налогов, но в казне города остается лишь 2,1 млрд. Изменение системы распределения налогов даст городу дополнительно 350 млн рублей.

Депутат Илья Сумароков напомнил, что Ангарск – крупнейший промышленный центр области, предприятия которого гордятся своей высокой производительностью и новейшими технологиями. Но при этом город никак не может научиться жить по средствам. И если уж Ангарску не хватает собственных денег, то как может хватать другим городам? Мэр Ангарска, выступавший накануне на комитете, действительно говорил о многочисленных недостроенных объектах – так, может быть, стоило не начинать строить следующий, пока не введен предыдущий?

Депутат Антон Красноштанов предложил дать Ангарску, как и другим городам области, полную самостоятельность и позволить жить на свои деньги. Предложение противоречит федеральной политике: как объясняла накануне министр финансов Наталия Бояринова, федеральное правительство в прошлом году забрало в федеральный бюджет один процент налога на прибыль и сформировало из этих средств фонд выравнивания регионов. Если сегодня принять предложение Сергея Петрова, то 61 процент от переданных средств получат Ангарск, Иркутск и Братск, а остальные районы и городские округа (их 39) поделят между собой оставшиеся 39 процентов. Большинству не достанутся сколько-нибудь значимые суммы, а вот областной бюджет станет несбалансированным – из его доходной части накануне первого чтения будут изъяты 4,7 млрд рублей. Большинство депутатов приняли аргументы министерства финансов и проголосовали против предложений Сергея Петрова.

Администрация Братска в апреле 2018 года внесла на рассмотрение ЗС законопроект «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», предполагающий перечисление в местные бюджеты 100 процентов транспортного налога и всех штрафов за нарушение правил дорожного движения. Инициатива пролежала без движения полтора года, была рассмотрена бюджетным комитетом 19 ноября и не получила поддержку членов комитета. Сессия согласилась с этим решением и не одобрила инициативу администрации Братска.

Сессия рассмотрела серию социальных законов, адресованных детям вообще и детям-сиротам в частности. Депутаты одобрили законы «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», «Об отдельных вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Иркутской области» и отзыв на законопроект федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уточняющего условия выплаты пособия по безработице и дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот.

Из жизни животных

В рамках муниципального часа председатель думы Иркутска Дмитрий Ружников заявил о многочисленных проблемах, накопившихся в сфере обращения с безнадзорными животными. С одной стороны, суммы, которые выделяют на отлов и содержание животных, слишком маленькие – фирмам просто невыгодно заниматься этой важной работой, из-за чего на 2020 год область может остаться вообще без участников торгов и исполнителей работ. С другой стороны, ни один из муниципалитетов, включая областной центр, не контролирует исполнение контрактов. В тех редких случаях, когда депутаты городской думы выезжали с проверкой в приюты, вместо сотен отловленных собак они видели два десятка пустых клеток. Дмитрий Ружников попросил депутатов принять решение и усилить работу над проблемой вместе с правительством области. Нельзя отрицать, что часть вины лежит и на органах местного самоуправления: не была продумана система контроля за отловом и стерилизацией собак – нет системы повторного отлова и проверки.

Руководитель ветеринарной службы области Борис Балыбердин по просьбе депутатов привел статистику расходов на одно животное: в Иркутской области 2300 рублей, а с 1 января 2020 года будет 3600 рублей; в Красноярском крае 3400, в Новосибирской области 2600, в Алтайском крае – 2000. По действующему законодательству, уже сейчас компания, отловившая безнадзорное животное, должна его проверить, вылечить, стерилизовать и выпустить практически на то же место, где отловили. Более того, с 1 января категорически запрещено и усыплять безнадзорных животных, за исключением безнадежно больных.

– Никакими силами и средствами из бюджета мы с этой проблемой не справимся, нужно работать с обществом. Мы проводили анализ тех случаев, когда собаки кусали людей, на территории области 4,4 тысячи таких историй, но значительная часть – это домашние животные, – отметил Борис Балыбердин.

Депутат Георгий Любенков признал правоту главного ветеринара: при расселении ветхого и аварийного жилья в Братске многие жители города без всяких сожалений выбросили домашних питомцев на улицы, и городу, конечно, не хватило средств на их отлов. Балыбердин сослался на опыт Усть-Илимска: там крупные компании выделяют средства и самостоятельно отлавливают собак на своей территории. Длительная дискуссия завершилась практически ничем: сессия не приняла решения, поскольку мнения депутатов, местных органов власти, зоозащитников и других структур разошлись диаметрально.

На блюдечке с голубой каемочкой

Настал черед законопроекта о бюджете области. Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова не стала читать свой доклад еще раз – все депутаты уже слышали его на заседаниях комитетов, на встречах правительства с фракциями и на публичных слушаниях. Депутаты задали правительству несколько вопросов: об инвестиционной составляющей бюджета, о мерах поддержки медицинских работников и о возможности продажи части акций Иркутского аэропорта для покрытия дефицита бюджета (кстати сказать, не такого уж большого). В какой-то момент от обсуждения простого и понятного бюджета депутаты перешли к отсутствию горизонтальных связей между жителями области и к судьбе 12 колхозов-миллионеров, работавших в Нижнеудинском районе в советские времена.

Депутат Антон Романов в своем выступлении предложил выделять два процента доходной части для инвестирования в экономику области, причем в качестве распорядителя средств назвал Корпорацию развития Иркутской области (с назначением ей наблюдательного совета), либо же создать новую структуру. Заместитель председателя регионального правительства Антон Логашов напомнил, что Иркутская область успешно развивается: с 2015 года выросли не только доходы области (на 50 млрд рублей), что еще можно было бы объяснить ростом цен на сырье, но и инвестиции в ее экономику – с 240 до 360 млрд рублей.

Несмотря на многочисленные оговорки и обещание провести с правительством большую работу перед вторым чтением, все 32 присутствовавших к концу сессии депутата проголосовали за бюджет-2020. Это уже стало доброй традицией правительства и Законодательного собрания – с 2015 года все бюджеты принимались только единогласно, чем не может похвастать ни один другой регион в Российской Федерации.  До 2 декабря депутаты могут внести свои поправки, а на сессии 4 декабря бюджет нужно будет рассмотреть во втором чтении.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести».

На фото: Иногда они голосуют одинаково.
Депутаты Тимур Сагдеев («Единая Россия»)
и Александр Белов (КПРФ) поддержали
законопроект о бюджете области

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии