Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Суета вокруг Байкала

14 Февраля, 2017



Авторы идеи «Мирового центра пресной воды» все явственней отодвигают Иркутскую область от проекта по охране Байкала, но сами требуют от федерального правительства только денег, не обещая ничего взамен.

Требовать — так максимум

Инициатива властей Республики Бурятия по созданию «Мирового центра изучения и сохранения пресной воды» стала для республиканских властей идеей фикс — вся региональная политика оказалась в ее подчинении, ради нее отодвинуты в сторону и сиюминутные проблемы, и долгосрочные планы. В декабре 2016 года глава РБ Вячеслав Наговицын дал поручение «проработать вопрос и внести предложения по созданию Мирового центра», 20 января он заявил о намерении представить концепцию проекта президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Усилия главы РБ наблюдатели поняли однозначно: в 2017 году в республике запланированы выборы, и будет создан Мировой центр или нет — совершенно неважно. Зато Вячеслав Наговицын сможет рассказать избирателям, что встречался с главой государства. И только на днях, после его отставки, оказалось, что не сможет.

Описывая проект своим подчиненным из республиканского министерства природных ресурсов и министерства промышленности и торговли, Вячеслав Наговицын продемонстрировал стратегический замысел глобального масштаба: в институт, по его мнению, нужно привлечь ученых со всего мира, которые занимаются изучением воды профессионально. «Такой институт, с привлечением мирового уровня ученых, позволит также сохранить экосистему озера Байкал», — цитируют Наговицына республиканские СМИ.

В действительности глава республики развивает идеи и повторяет слова экс-члена Совета федерации, академика РАН Арнольда Тулохонова, который упоминает проект Мирового центра в каждом интервью. А дает он их без малого каждый день. Вспоминая две международные конференции, проведенные в Бурятии в 1994 и 1998 годах, академик заявляет: «Байкал — это не собственность Бурятии, Иркутской области или России, а собственность международного сообщества». Казалось бы, разобрались, что здесь чье и пора поставить точку, чтобы двигаться дальше, но буквально тут же экс-сенатор требует разрешить приватизацию земель в Центральной экологической зоне Байкала. Нетрудно догадаться, кто скупит эти участки всего через год-другой, — поток иностранных туристов растет с каждым годом, а население республики явно бедствует, пока руководство проталкивает очередной сверхзатратный проект…

Судя по всему, власти Республики Бурятия будут предлагать создание «Мирового центра изучения и сохранения пресной воды» на базе Байкальского института рационального природопользования Сибирского отделения РАН, созданного академиком Тулохоновым в 1991 году. Основные направления фундаментальных исследований БИРП выглядят внушительно: «проблемы природопользования: взаимодействие природных и социально-экономических систем», «химические элементы и соединения в природных и искусственных средах», «создание новых материалов и ресурсосберегающих, экологобезопасных технологий; химические аспекты рационального природопользования».

Однако, несмотря на столь солидный  список исследований и почтенный для научного учреждения возраст, сотрудники БИРП так и не смогли убедить правительство и муниципальные власти региональной столицы построить в Улан-Удэ новые очистные сооружения или хотя бы привести в надлежащий вид действующие. Академик Тулохонов в интервью газете «Байкальская правда» объяснил, что очистные на Селенге и вовсе не нужны: «С моей точки зрения, строить очистные сооружения бессмысленно и неэффективно. Нужно думать о полях фильтрации. Все-таки мы должны либо вывозить отходы, либо делать из них какие-то полезные вещи. Учитывая, что мы живем в таком климате, где зимой все замерзает, очистные сооружения работать не будут. Это все сделано для европейской части, у нас должны быть иные подходы».

Понимая, что климат Иркутской области отличается от климата Бурятии не слишком принципиально, а очистные работают (хотя и требуют модернизации), причину этого высказывания нужно искать не в технических сложностях. Скорее уж в политической ситуации в Бурятии — местные власти много лет обещали населению и федеральным властям построить очистные, но так ничего и не сделали. А тут в канун главных региональных выборов пришел известный ученый и подвел под халатность весомое обоснование. 

100.jpg

«…Все ж в музыканты не годитесь»

Предложение создавать новый научный центр международного уровня с нуля вызывает удивление и недоумение как минимум в научных кругах Иркутской области. Директор НИИ биологии Иркутского государственного университета профессор Максим Тимофеев считает, что поддержание и сохранение уникальной чистоты озера Байкал обеспечивается не столько усилиями чиновников, сколько уникальной экосистемой озера и механизмами его самоочищения, за счет особенностей физико-химического и гидрологического режима вод Байкала. Изучением как самой экосистемы озера, так и механизмов его самоочистки уже десятилетиями и на очень серьезном международном уровне занимаются ученые Лимнологического института СО РАН.

— Именно ЛИН СО РАН  и есть уже состоявшийся и признанный «Мировой центр изучения и сохранения пресной воды». Как же можно это игнорировать? Зачем и кому нужны новые и малопонятные структуры? — отметил Максим Тимофеев.

Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук является преемником организованной в 1928 году Байкальской лимнологической станции — первого научного учреждения Академии наук в Сибири. 20 января 1961 года постановлением Президиума АН СССР станция реорганизована в Лимнологический институт СО АН СССР. Основные научные направления деятельности института: «Лимнология: механизмы образования, биоразнообразие, эволюция озерных систем»; «Современное состояние и прогноз развития водоемов и водотоков суши»; «Живые системы: комплексное исследование гидробионтов методами классической и молекулярной биологии и смежных наук». Если Мировой центр и будет создан, то, по крайней мере, с широким участием ученых ЛИН СО РАН.

Академик Арнольд Тулохонов придерживается иной точки зрения и не скрывает ее. В интервью программе «Актуальная тема» на телеканале «Первое альтернативное телевидение» он признал наличие конкуренции с Иркутской областью в плане проведения научных конференций и тут же заявил о наличии у Республики Бурятия принципиальных преимуществ — приграничное положение, одинаковое расстояние до крайней западной и крайней восточной границы страны. Исключительно важны и личные международные связи академика, который провел предварительную подготовку и почти уже обо всем договорился. Академик оценил высказывания Максима Тимофеева как «абсолютно узкий научный подход» и постарался акцентировать внимание на уже проведенных переговорах:

— Действительно, толщей воды Байкала занимается Лимнологический институт, и никто в этот вопрос лезть не будет. Идея Мирового центра родилась в результате моих поездок в Китай, Казахстан и Армению. Везде я говорил с представителями науки и бизнеса, и все мне говорили, что если в каждой стране мы создадим центры по сохранению и развитию своих богатств, то потом на их базе можно будет создать Мировой центр. Байкал станет объединяющим, потому что он не сопоставим с остальными ни по каким параметрам. Будущее десятилетие станет эпохой борьбы за воду. Я уже передал правительству РБ концепцию центра, и Вячеслав Наговицын не будет просить у Путина деньги на школу или больницу, он будет докладывать о нашем приграничном положении и перспективах РБ.

От Нью-Васюков — к реальной жизни

Заместитель директора Института географии имени В.Б. Сочавы Иркутского научного центра СО РАН Леонид Корытный оценивает перспективы создания центра и возможную эффективность его работы достаточно скептически:

— На моей памяти этот вопрос поднимается и в области, и в республике не в первый раз за последние десять лет. Разница лишь в том, что в Иркутской области за это время сменилось пять губернаторов, а в Бурятии — всего два президента. И у нас он пропадает из поля зрения, а Бурятия этим пользуется. Есть точка зрения, что создание такого института — полная глупость, не имеющая практического смысла, это просто лоббирование интересов Бурятии. Понятно, что в Бурятии предстоят выборы, к тому же домой вернулся после работы в Совете федерации Арнольд Тулохонов, они этот вопрос поднимают и будут активны. Я не думаю, что нам в Иркутской области или в Бурятии нужен такой институт, — это очередная бюрократическая структура, которая ничего не решит, но может навредить. Тем не менее нужно держать ухо востро, потому что Бурятия будет продолжать свои усилия.

Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков не стал комментировать планы властей соседнего региона. Он отметил, что Иркутская область неоднократно просила федеральное правительство о включении региона в число операторов федеральной программы «Охрана озера Байкал и развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», объясняя это недостаточной активностью как федеральных властей, так и всех регионов Прибайкалья, — за четыре года осуществлено всего 10 процентов намеченных мероприятий. Очевидно, что в таких условиях нужно не столько создавать новые структуры (которым потребуется много лет на становление), сколько  активизировать работу существующих. Например, как-то уговорить руководство РБ и муниципалитет Улан-Удэ перейти от беспочвенного прожектерства к практическим работам на очистных сооружениях.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Фото с официального сайта Совета федерации РФ.

На фото: Арнольд Тулохонов упоминает проект
 Мирового центра в каждом интервью.
А дает он их без малого каждый день

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии