Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Рецепт очарования

27 декабря, 2019

Иркутский музыкальный театр встречает Новый год балетом Петра Чайковского «Щелкунчик»

Этот шедевр давно признан вершиной мирового хореографического искусства. Впервые он был поставлен на сцене Мариинского театра в Петербурге известным балетмейстером Мариусом Петипа более 120 лет назад. С тех пор эта волшебная сказка Эрнста Теодора Гофмана, положенная на музыку Чайковского, неизменно завораживает и детей, и взрослых своей прекрасной рождественской историей о любви, финал которой светлый и радостный, как ожидание самого Нового года.

На сцене музыкального театра балет «Щелкунчик» появляется не впервые, он ставился в 1998 году балетмейстером Юрием Надейкиным, а в 2009-м – Людмилой Цветковой. Нынешняя постановка «Щелкунчика» осуществлена в соавторстве с театром «Русский балет» и его художественным руководителем, народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым. В минувшем сезоне благодаря этому творческому союзу в театре уже состоялись премьеры классических балетов «Дон Кихот» Минкуса и «Шахеразада» Римского-Корсакова, ставшие ярким событием в музыкальной жизни области. Новая встреча стала не менее эффективной и эффектной.

2а.jpg

Балет «Щелкунчик» в хореографии и редакции Вячеслава Гордеева приобрел новые краски, новое дыхание и наполненность.

– Ваша труппа молодая, более непосредственная, искренняя по своей открытости, очень эмоциональная и стремящаяся работать, – сказал в интервью накануне премьеры Вячеслав Гордеев. – Я вижу готовность и желание артистов учиться новому, вижу их трудолюбие. Мы встречаемся с ними уже не на первой постановке, и налицо их профессиональный рост. Но это процесс не быстрый. В хореографических училищах балету учатся восемь лет, а ваши актеры должны этот путь преодолеть за гораздо меньший срок. Они стараются. Помимо балетной труппы, в спектакль мы привлекли многих артистов театра: хор, миманс, воспитанников детской балетной студии при театре. Они хорошо вписались в общий рисунок и работают полноценно, с большой отдачей. Хочу добавить, что я готовлю еще одну версию «Щелкунчика» – короткую, специально адаптированную для новогодних елок, которая будет длиться около часа без антракта. Уверен, что балет «Щелкунчик» очарует иркутскую публику и будет по достоинству оценен и взрослыми, и детьми.

Открывается занавес, и все замирают от красоты – волшебные декорации, гениальная музыка Петра Ильича Чайковского, красочные костюмы актеров, яркая хореография – все волшебно и сказочно. Начинается спектакль со сцены зимних забав, плавно переходящих к сцене приема гостей в доме. Слышен радостный шум, крики, праздничная суета, все как обычно бывает в ожидании счастливых событий. Так незаметно проходит первый акт.

3а.jpg

А второй, где каждый танец – новая радость и удовольствие. Испанский, китайский, восточный, русский танец. И конечно, «Вальс цветов», танец Коломбины, Снежинок! Танец Маши в сверкающей белой пачке и Щелкунчика-принца. Каждый отдельный номер вызывает восторг и аплодисменты зала. А еще зрители вместе с героями окажутся в прекрасном королевстве сладостей, воздушных пирожных, где льются розовые реки и фонтаны с лимонадом. Фея Драже встречает гостей со своей свитой, танцуют цветы и шоколадные конфеты. Девочка помогает старой смешной кукле, а потом становится возлюбленной прекрасного принца, и добро побеждает силы зла.

Музыканты оркестра под управлением дирижера Михаила Тарасова (дирижер-постановщик Виктор Олин) замечательно передают характер событий и настроение главных героев, задавая ритм всему спектаклю. И зритель оказывается в мире звуков «Щелкунчика», который с детства знаком многим из нас.

Особое спасибо художнику по костюмам Екатерине Яковлевой. (Москва). Костюмы красочны, великолепны, несут в себе характер, атмосферу и «заряженность временем» и в то же время несколько условны, помогая перенести зрителя в сказку.

4а.jpg

Действие наполнено ожиданием Нового года, Рождества, открытий и чудес. И хотя в спектакле не так много разного рода высокотехнологичных спецэффектов, он захватывает внутренней теплотой, искренностью, каким-то домашним уютом, ожиданием яркой сказки и праздника. Благодаря мастерству и тонкому чутью художника по свету, заслуженному работнику культуры РФ Галине Мельник и видеографике Павла Суворова (Москва), очень корректно дополняющей действие, спектакль смотрится волшебно.

Над сценографией отлично поработал Дмитрий Короленко (Москва), и она получилась праздничной, яркой, веселой, фантазийной, зрелищной. Мне показалось очень интересным решение с новогодней елкой на дальней кулисе, когда она вдруг «выросла» на глазах зрителей. Просто и эффектно.

К тому же «Щелкунчик» – сказка непростая, по сути, это сказка в сказке, где удивительно уживаются два мира – фантазийный и реальный. Замечательная игра актеров делает спектакль живым, интересным, ярким. Работа в нем потребовала от них невероятных физических и душевных сил! Это было испытание на стойкость, профессионализм, веру в себя и партнеров, и они достойно справились! Трогательна и великолепна Маша – Екатерина Сабанцева, в другом составе – Татьяна Чиркова. Они очень органично передают чувства доброй, отважной девочки с трепетным сердцем, возмущенной несправедливостью и злом и жаждущей спасти Щелкунчика.

8а.jpg

Удивителен Дмитрий Михеев в роли Щелкунчика-принца, который восхищает серьезным и вдумчивым отношением к роли, трудолюбием, умением работать в команде, стремлением постоянно совершенствоваться. И результаты этой работы очевидны: он творчески растет и преображается. Радостно было увидеть в роли Дроссельмейера опытного и мастеровитого Юрия Щерботкина, а в другом составе яркого, талантливого Романа Лукьянчука. В роли Мышиного Короля харизматичного красавца Александра Жорова, в другом составе – Юрия Щерботкина.

Вообще все актеры, занятые в «Щелкунчике», будь то главная или эпизодическая роль, запоминаются, остаются надолго в памяти потому, что благодаря им получилось яркое зрелище. Все они заслуживают благодарности за великолепную, трудную и прекрасную работу.

Здесь уместно сказать о репетиторах по балету, заслуженных артистах РФ, лауреатах международных конкурсов Светлане Устюжаниновой (Москва) и Дмитрии Проценко (Москва), которые тщательно занимались, репетировали с артистами театра, добиваясь нужного результата. «Щелкунчик» – это классический балет, и задачи для артистов театры здесь ставились сложные. Почти все танцы идут на пуантах, и сама хореография очень трудная. Помогали идти к результату ассистенты балетмейстера – заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко и Марина Демьяненко.

9а.jpg

Многие зрители ждали от постановки волшебства и магии, особой гофмановской атмосферы, соединенной с гениальной музыкой Чайковского. И постановка Иркутского музыкального театра эти надежды оправдала, прекрасно передав мир волшебной, рождественской сказки с чудесами, приключениями и хорошим, добрым финалом.

Особенно актуально музыкальный шедевр смотрится именно в новогодние и рождественские дни – на фоне настоящей елки, праздника и подарков. Именно с балета «Щелкунчик» хорошо начинать знакомить детей с миром балетного искусства, с миром театра, который распахивает двери не только в волшебный мир сказки, но и в удивительный мир танца, который полон красоты и гармонии. Уверена, в ребенке на всю жизнь останутся эти яркие, незабываемые мгновения счастья, волшебства и чуда.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии