Время ветра
Так называется персональная выставка уральского скульптора Альфиза Сабирова, которая открылась 20 января в иркутской Галерее Виктора Бронштейна. Уникальные работы современного автора впервые выставлены на обозрение в Иркутске.
О прошлом, настоящем, будущем
— Мне радостно сегодня открывать первую в этом наступившем году выставку, — отметила директор галереи Ольга Бронштейн. — Вашему вниманию наша галерея представляет работы молодого талантливого уральского скульптора Альфиза Сабирова. Выставка необычна, ее нужно вдумчиво и подробно рассматривать, и тогда начнут открываться невидимые с первого взгляда тайны.
— Сегодня в Иркутске неординарное событие. Открылась выставка станковой скульптуры, — подхватила эстафету профессор, заведующая кафедрой геммологии технического университета Раиса Лобацкая. — Это направление в изобразительном искусстве само по себе нечастое. А станковая скульптура — это вообще особое направление изобразительного искусства, и оно достаточно сложное, зато весьма тонкое, выразительное. Оно сложилось во второй половине XX века и оформилось как направление интеллектуального символизма. У него три составляющие. Первая — небольшая по размерам пластика. Она всегда существовала в каком-то одном материале, а во второй половине XX века она поменяла стилистику. Скульпторы стали работать в разных материалах, где ювелирный камень может присутствовать вместе с металлом. Это не мрамор, хотя и мрамор может быть тоже, а может быть дерево. В этой скульптуре есть важная тенденция, которая открывает невероятные возможности для самого скульптора. Это использование скульптурной технологии. И именно это представлено в сегодняшней выставке. Также встречается и микропластика, а не только станковая скульптура. Часто, глядя на нее, мы не можем сказать, ювелирное это произведение или все же скульптурное. Вопрос остается открытым.
Все скульпторы, работающие сейчас в этой сфере, базируются на этнических корнях, и эта самая этника открывает еще одно огромное окно в мир и каждому индивидуально дает невероятное прочтение тех образов, идей, которые были задуманы через собственное осмысление своих корней, — продолжила Раиса Лобацкая. — Все мы — сибиряки, уральцы, жители других регионов — берем что-то друг от друга, и национальные этнические корни каждого прорастают и отражаются в творчестве этих художников. Все это мы и видим в сегодняшней экспозиции.
Затем к собравшимся обратился Альфиз Сабиров:
— Я приветствую иркутян, пришедших на мою выставку. Я здесь впервые и надеюсь, что мои работы будут приняты публикой. Своей экспозицией мне хотелось показать движение времени, движение триединства: прошлого, настоящего и будущего. Интересно рассматривать эту экспозицию в рамках не только движения, но и преодоления. Думаю, у каждого родится своя история, связанная с персонажами, которых вы здесь увидите, и надеюсь, что у каждого возникнет диалог с самим собой, со скульптурой и даже со временем. Само название отражает главную мысль: движение сквозь разные времена, миры, вселенные. Через время проходит всё. Мне хотелось бы поблагодарить команду галереи, которая работала слаженно и четко. Не всегда так бывает, и когда попадаешь в такую совершенно удивительную и волшебную атмосферу, возникает огромное чувство благодарности людям, её создающим. Спасибо!
Дорога к совершенству
Когда официальная часть открытия подошла к концу, зрители разошлись по залам. Многие подолгу останавливались, фотографировались возле огромной глыбы льда, которая тоже была художественным творением рук Альфиза Сабирова.
С чувством юмора выполнена его работа «Единорог из нашей деревни», в которой скульптор запечатлел известное мифологическое животное. У Альфиза оно довольно приземистое, с вытянутым туловищем на мощных коротких ногах, один рог которого сломан, возможно, в битве с врагом. Выполнена работа в бронзе с применением литья и патинирования.
А вот скульптура «Бессонница». Сам скульптор дает подсказку, что отталкиваться нужно от названия, как от ключевого слова. Только в сновидениях может привидеться такая сказочная рыба, которая водится в теплых морях на огромной глубине: широкая и плоская, похожая на камбалу, безглазая и с длинным узким изящным хвостом, невероятно гармоничная и переливающаяся золотом.
При взгляде на фигуру «Мыслителя» сразу вспоминается самая известная скульптура Родена с тем же названием. У Альфиза это, конечно, собственное, не заимствованное представление о концентрации человеческой мысли в какой-то решающий момент. Торс человека напряжен так, что видны рельефы сильных, почти стальных мускулов. Это один собранный в комок нерв. Автор сумел запечатлеть миг, вложить в застывшую скульптуру живое, трепетное ощущение состояния человека, напряжение воли, точно выразив движение с помощью пластики, и силуэт стал «говорящим», раскрывающим замысел произведения.
Обходя скульптуру с разных сторон, мы с разных ракурсов видим в ней что-то новое и неожиданное. Действительно, каждая работа Альфиза — символ, над каждой стоит думать и размышлять, причем хорошо бы при этом перечитать древнюю мифологию. Каждая работа скульптора — это его внутренний мир, часть его жизни. Его фантазийные образы, во многом навеянные снами, воображением, детскими мечтами, которые вызывают на диалог, о чем, собственно, и говорил сам автор на открытии выставки.
Конечно, молодой автор ищет себя, и его индивидуальный стиль и почерк еще будут складываться и формироваться на протяжении последующих лет, хотя этот почерк и стиль уже уверенно заявили о себе и стали узнаваемы публикой. Альфиз еще молод и не может сказать, что все уже открыл и узнал в той области скульптуры, которой занимается. Но виден взгляд пытливого мастера, человека с твердой рукой и творческим, ярким мировоззрением, ищущего, мыслящего, пытающегося понять прошлое и предвосхитить будущее.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.
На фото: Альфиз Сабиров;
«Мыслитель»;
«Хранители. Память тысячелетий»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.