Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Совет для галочки

11 января, 2016


500.jpg

Одним из последних мероприятий Законодательного собрания Иркутской области в 2015 году стало заседание Общественного совета. Время было выбрано почти уже нерабочее — 21 декабря, поэтому и членов совета в зале было мало, и журналистов самый минимум. А зря: Общественный совет в своем заседании разоблачил пустоту и бессмысленность нескольких областных законов.

33 унылых богатыря

Наиболее яркой и интересной получилась дискуссия о ходе реализации закон № 133-ОЗ «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области». Закон был принят чуть более года назад, 21 ноября 2014-го, но за прошедшее время практически никому не пригодился. Председатель профильного комитета ЗС по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Борис Алексеев в своем отчете сообщил, что за прошедший год к реализации закона более или менее конкретно приступили в 15 муниципальных образованиях области. Отметим этот момент: 15 из 470 муниципальных образований, имеющихся в области.

Численность добровольцев, пожелавших принять участие в охране общественного порядка, по данным Бориса Алексеева, составила 496 человек, причем большинство из них одновременно являются членами различных казачьих формирований. При делении 456 на 15 получаем, что в среднем на одно муниципальное образование приходится примерно 33 добровольца-«богатыря», которые в свободное от основной работы время якобы патрулируют улицы своих населенных пунктов с законом № 133-ОЗ наперевес. Результатов, разумеется, никаких нет, потому что добровольные народные дружинники люди взрослые (по данным Алексеева, средний возраст в диапазоне от 40 до 50 лет), здравомыслящие и рисковать здоровьем понапрасну не станут. Имитируют деятельность, не более того.

Именно на факт отсутствия результатов — включая и смехотворную численность — обратил внимание депутатов член Общественного совета, генеральный директор областного художественного музея Александр Гимельштейн. Он напомнил, что во времена СССР народная дружина брала хотя бы численностью: из тысячи человек, вышедших на вечернее патрулирование, девять сотен просто устало гуляли, но оставшаяся сотня хотя бы кого-то ловила. Из рядов дружинников и комсомольских оперативных отрядов вышло немало настоящих оперативников МВД, однако при нынешнем законе рассчитывать ни на массовость, ни на решительность не приходится. Скорее можно рассчитывать на повторение репризы Михаила Задорнова: «Как мы в народной дружине хулиганов ловили, а когда поймали — они нас бить начали».

В самом деле, доброволец по областному закону ничего существенного не получает: ни особых прав и статуса, ни оружия (хотя бы травматического) и права его применить, ни формы. Даже значок не дадут, что уж там говорить. А покалечить в ответ могут вполне реально: преступников-то никто и ничто не ограничивает. Однако часть членов совета такое положение дел не устроило. Руководитель областного совета женщин Нина Суворова и председатель областного совета ветеранов Валерий Игнатов потребовали изменить итоговую резолюцию и вписать в нее вместо унылого «продолжить мониторинг исполнения закона» более решительные положения. В частности, сделать город Ангарск испытательным полигоном, сделать тамошние дружины образцовыми и уже на их базе обучать дружинников.

Лучший выход для плохого закона

Члены совета нашли крайнего — как обычно, во всем виноваты СМИ, которые «мало пишут про закон об охране общественного порядка». Сделаем встречное замечание: члены совета в силу неизвестных нам причин мало читают. Журналисты писали об этом законе до и во время принятия, причем сразу предупреждали, что ничего путного не выйдет (и, как видим, не ошиблись). Именно журналисты добились, чтобы губернатор Мезенцев наградил участников действительно добровольной дружины, возникшей в иркутском Академгородке в период охоты на так называемых «молоточников» — не члены Общественного совета, подчеркнем, а именно журналисты.

И что касается освещения закона — ну вот написали. Членам совета стало легче? Неужели непонятно, что есть смысл писать о свершившихся фактах, а не о том, что реализация закона торжественно провалилась. Законодательное собрание не просчитало последствий принятия закона и не смогло предсказать, что в условиях экономического кризиса взрослые здоровые мужчины предпочтут зарабатывать — в том числе и в «свободное» время — а не бродить по улицам с глупым видом в поисках неприятностей.

Заметим, что закон сильно попахивает фарисейством. Едва ли кто-нибудь из депутатов и тем более из членов совета выйдет на вечернее патрулирование. Никто из них не сможет убедить других жителей области сделать это на предложенных условиях. Так что лучшим выходом было бы потихоньку убрать этот закон в дальний ящик и никогда о нем не вспоминать.


Из рядов дружинников и комсомольских оперативных отрядов советского времени вышло немало настоящих оперативников МВД, однако при нынешнем законе рассчитывать ни на массовость, ни на решительность не приходится. Скорее можно рассчитывать на повторение репризы Михаила Задорнова: «Как мы в народной дружине хулиганов ловили, а когда поймали — они нас бить начали».


Иркутян приглашают на сходку

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова и заместитель министра экономического развития Иркутской области Марина Петрова отчитались об исполнении мероприятий, включенных в перечень так называемых «Народных инициатив». Наталья Дикусарова назвала «Народные инициативы» «визитной карточкой» Иркутской области и напомнила главное в проекте: средства областного бюджета выделяются пропорционально численности жителей муниципального образования первого уровня, перечень мероприятий определяют жители, но только из числа полномочий местного самоуправления.

— Мы начинали этот проект с 600 млн рублей, потом достигли уровня в миллиард, несколько лет работали на уровне 500 млн, в этом году согласовали с правительством выделение 300 млн, — напомнила Наталья Дикусарова. — Решение согласовано с муниципальными образованиями, они поддержали решение о передаче части средств «Народных инициатив» на расселение двух населенных пунктов из северных территорий области.

Судя по перечисленным Натальей Дикусаровой мероприятиям, решения сходов граждан просто указывают местным властям на их собственные недоработки потому, что средства идут на ремонт дорог, детских садов и школ, строительство водозаборов и прочие мероприятия в том же духе. Ремонт клуба, например, открывает для сельского поселения дорогу к участию в областной программе «Модельные дома культуры», в которой есть обязательное условие: Дом культуры не может быть аварийным. Самое важное, подчеркнула Наталья Дикусарова, чтобы все решения сходов были выполнены, ведь их принимали непосредственно граждане.

За расходованием средств программы «Народных инициатив» внимательно следит Контрольно-счетная палата Иркутской области. Наиболее распространенная проблема — органы местного самоуправления сначала забрасывают депутатов ЗС письмами и просят выделить побольше средств на народные инициативы, а потом обо всем забывают и спохватываются уже к концу финансового года.

Заместитель министра Марина Петрова предложила членам совета следить за ее докладом по справке, которую им раздали перед заседанием. Журналисты, которым никаких материалов не раздали (хотя в чем проблема — принести файл на флешке и тут же в зале заседаний скопировать всем желающим, чтобы материалы были более информативными?), дружно перестали следить за нитью доклада, а операторы выключили камеры.

Результаты реализации проекта были достаточно интересными: из 433 муниципальных образований к началу декабря в проекте приняли участие 416, из бюджета было выделено 287 млн рублей. В 83 муниципальных образованиях были оборудованы детские и спортивные площадки; отремонтировано 10 детских садов и школ; отремонтировано 150 домов культуры, досуговых центров и других объектов того же направления; в 128 населенных пунктах отремонтировали уличное освещение, в 77 — дороги, в 131 — объекты водоснабжения; приобрели 29 единиц специальной автотехники.

Почти каждое второе муниципальное образование — более 150 — в течение года внезапно передумали и обратились в министерство экономического развития с предложениями заменить одно мероприятие на другое. 13 муниципалитетов меняли свои предпочтения несколько раз, что вообще не лезет ни в какие рамки. Правительство предупредило все муниципальные образования, что при распределении средств в 2016 году будет учитываться коэффициент использования средств в 2015-м.

Важным новшеством «Народных инициатив» в 2016 году станет включение в него города Иркутска. Четверть населения области была, по сути, выброшена из проекта, и вот теперь депутатам предстоит придумать, как проводить сходы граждан и как учесть все мнения, если в одном районе города нет асфальта на улицах, в другом воду набирают из колонок, а в третьем вот-вот рухнет школа.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии