Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Традиции, поиск, вдохновение

11 ноября, 2019

В Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева (ул. Карла Маркса, 23) продолжает работу Осенняя областная выставка Иркутского отделения Союза художников России #АртИркутск. Такого фейерверка и разнообразия красок, эмоционального размаха, какой-то особенной мажорной тональности, такого великолепия и богатства форм и жанров здесь не было давно.

8-1.jpg

Все жанры в гости к нам!

– В экспозиции – лучшие работы более ста авторов, созданные за последние три года, – рассказала директор художественного музея Наталья Сысоева. – Представлены все виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, батик, фьюзинг, иконопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, скреп-арт и др. Традиционная областная выставка призвана не только продемонстрировать творческие достижения художников Прибайкалья, но и расширить наши знания, кругозор о том, что умеют наши замечательные мастера, какими формами владеют. Кто-то работает в достаточно традиционных формах, кто-то пробует себя в других стилях, отходя от канонов. Отдан большой зал для графики, которая представлена широко и ярко, в частности – печатная графика. Выставка, будучи очень живой, насыщенной, разнообразной, универсальной по охвату тем и жанров, отражает все тенденции и поиски художников региона.

В состав экспозиции включены произведения 84 членов Союза художников и более 20 перспективных молодых авторов. По результатам работы выставкома в экспозицию отобрано более двухсот произведений. Это лучшее, что создано иркутскими художниками за последние годы. В рамках работы выставки будет издан альбом-каталог.

Лирика, мягкость, гармония…

Впечатляет размахом масштабная работа Геннадия Кузьмина ///«Декабристы в Иркутске»///, в которой он раскрывается как мастер многофигурной жанровой композиции. Художник выработал свой стиль с присущим ему интересом к перспективно-пространственному построению. Над полотном художник трудился два года, подробно изучив историю восстания и документы о декабристах, просмотрев все портреты-миниатюры, которые были в свое время написаны в Сибири Николаем Бестужевым. Начал писать свое масштабное полотно Геннадий Юрьевич с небольших портретных эскизов, этюдов, зарисовок облика декабристов, постепенно перенося их на большой холст. Со слов мастера, он хотел, чтобы работа напоминала старую фотографию: спокойный цвет, сочетание объемной формы с мягкостью, хорошо переданы светотеневые переходы, артистическая изящность линий. Лица декабристов одухотворены, наполнены внутренней красотой. Среди них узнаваемы Волконский и Трубецкой, Лунин, Муравьевы – Александр и Никита, Поджио…  Работа достойная и заслуживает большого внимания.

Особенной глубиной лирического чувства проникнута картина Натальи Довнич «Яблочный сезон». В ней полновластно царит музыкально-ритмическое начало. Оно ощутимо в гармонии стоящего в синей вазе букета и вытянутой в сторону, будто покачивающейся тонкой вишневой ветки, непослушно выбившейся из общей массы цветов, динамику и движение которой задает ее тонкий изящный изгиб и упавшее соцветие. Стоящее справа голубое блюдо с яблоками визуально уравновешивает картину, создавая настроение душевного покоя.

Привлекла внимание композиция Дарьи Евстроповой «Багульник».  Вначале кажется, что здесь изображены объемные цветы пиона, но чем больше я разглядывала их, тем больше они нравились решением формы, оригинальностью, неординарностью взгляда.

Среди молодых керамистов еще выделила талантливую работу Лидии Лось «Трава, смятая снегом».

– Для керамики это очень неожиданная пластика, и она не всем понятна, – отмечает художник по керамике Татьяна Ерошенко. – Это необычный подход, скорее в стиле модерн, оторванный от традиций нашей школы, но очень любопытный, интересный. Ранее одна ее монументальная работа на тему леса ушла на молодежную выставку, но Лида успела сделать для этой выставки еще одну композицию. Она большая молодец, пробует, размышляет, экспериментирует.

8-3.jpg

Неяркое обаяние эпохи

Останавливает взгляд работа Дмитрия Лысякова «Байкал» умением передать воздушную перспективу, где низкая линия горизонта подчеркивает высоту неба, передает ощущение простора. Движущиеся облака, одинокая лодка, узенькая полоска берега и выступающих темной стеной далеких гор, солнечные блики на воде вносят динамику в этот пейзаж, подчиняют все эти элементы единому ритму, давая ощущение торжественности и величия.

Долго стою у работы Ольги Ильиной «Дорога к храму». Она похожа на волшебную лаковую миниатюру на старинной шкатулке, где тончайшими линиями выполнена каждая деталь. В ней царит гармония, поэзия и ностальгия по уходящим деревянным дворам. На первом плане еще крепкий дом, высокий, прямой, не сдающийся ветрам истории, как солдат на плацу. Но его участь уже предрешена. К нему лепятся чуть покосившиеся дома поменьше, ища опоры, примостившись боком. Выше, вдоль всей дороги, громоздятся другие, еле угадываемые силуэтами крыш. Цвета неяркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Все засыпано белым снегом, и только дорога к храму выделяется глубоким натоптанным следом. Все в этом полотне наполнено неспешным мирным бытом уснувших старых переулков и домов, теплом и уютом, манящим светом желтых окон. А на дальнем плане в вечернем свете еле видимым силуэтом колышутся голубые купола храма, словно благословляя и заключая в свои объятия этот маленький, тихий и навсегда уходящий мирок.

Как удивительно бывает: берет в руки талантливый человек какой-то бросовый, отслуживший свое металлический хлам, который другие отправляют на свалку, присматривается, прикидывая, что из этого может получиться, и «эстетически облагораживает», как это делает Дмитрий Осипов. В результате выходит настоящее произведение искусства в технике «металл скреп-арт», очень популярном сегодня, и от желания сделать что-то красивое, уникальное и необычное рождаются забавные «люди и животные» – персонажи его собственного театра. Одни улыбаются, другие озорно подмигивают, третьи строги, спокойны и величественны. Но все они благодарны своему «спасителю», который дал им вторую жизнь, наделив каждого обликом, внутренним миром и характером. Как, например, трио «Собаки», в котором одна, самая умная и обученная, «играет на гармошке», а две подружки старательно, от души подвывают, растянувшись на лужайке.

Погружение к зайцам

Обращает на себя внимание ироничностью взгляда на окружающий мир керамическая работа Георгия Борисова «Погружение» (Водолаз) с чайкой на макушке. Многие останавливались возле нее, рассматривали, улыбались необычности глаз водолаза – немного удивленных, круглых и почти по-детски доверчивых.

Для меня одним из открытий выставки стал молодой художник Глеб Иваний с работой «Завтрак». Я надолго задержалась возле нее. В облике пожилого мужчины он мастерски передал проницательный ум, раздумья, спокойное достоинство, сдержанность, внутреннюю силу. Автор направил главное внимание на лицо, на крепкую фигуру, намеренно изобразив человека стоящим, давая нам возможность получше его разглядеть. На нем ладно сидит светлая спортивная кофта, аккуратно прибраны поседевшие серебристые волосы и окладистая борода. Взгляд живой и сосредоточенный. С удивительной глубиной выписаны глаза. Они дают сложный многогранный образ, в котором отражена целая человеческая жизнь. Художник пишет широкими, объемными мазками, избегая «прилизанности», «неправды», разговаривая со зрителем просто и ясно.

Вот задорные, неунывающие поляницеандреевские зайцы – «Друзья деда Мазая». Скачут себе, не унывают три брата-близнеца. Уши торчком, ручки-лапки в стороны, ножки вовнутрь. Всегда готовы позировать и в любое время года бодры, веселы, энергичны и ироничны – в своего создателя.

8-6.jpg

Где-то далеко, в памяти моей…

«Вот опять окно, где опять не спят, может, пьют вино, может, так сидят…» Приходят на память стихи Марины Цветаевой, когда стоишь и разглядываешь изящные эмалевые миниатюры от Сергея Андрейко «Старый Иркутск». Работа поделена на девять квадратов. Их можно рассматривать вместе и отдельно, потому что каждый – самостоятельное произведение. Вот тонкие узоры кружевных ставен повторяют морозный рисунок на стекле, где-то развевается белая занавеска, словно сотканная из морозного тумана, скрывая тонкий профиль незнакомки. Каждая эмаль – новый рассказ, эмоциональное и лирическое высказывание автора.

Тонким лириком предстала на выставке в своей работе «Сад моего детства» Анастасия Ижганайтене. Здесь и праздничное ликование цвета, и гармоничная плавность линий, что всегда присуще руке этого автора. В работе Анастасия добивается гармонии и поэзии, когда чувствуешь тишину сада, вдыхаешь пряный, насыщенный ароматами воздух, видишь волшебный мир детства с его мечтами и фантазиями, убегающей вдаль белой дорогой, уютным домом с дымящейся трубой, где всегда тебя ждут. На первом плане, слегка покачиваясь на ветру, благоухают стройные мальвы, как верные стражи, охраняя мир давних воспоминаний.

«Молчание» Ольги Дорохиной наполнено богатством и звучностью цветового тона. Сопоставлением двух основных цветов – зеленого и фиолетового и промежуточного – оливкового – художник добивается высшей степени эмоционального накала. Ольга умело передает состояние природы, затаенность, переменчивость дня в горах. Горы притягивают и манят величием, тайной и монументальностью очертаний, несут в себе сакральный смысл гармонии души и тела – единства красоты и мудрости.

В ногу со временем

Обо всех работах, представленных в этой масштабной экспозиции, не напишешь и не расскажешь, стоит прийти и обязательно все увидеть своими глазами, потому что это не только отчет о проделанной большой работе, но и определенный этап зрелости ее авторов. Выставка удивляет раскованностью и смелостью поисков как заслуженных, именитых художников, так и тех, кто только начинает свой путь в искусстве, ищет новые художественные средства, стилевые особенности. Все это говорит о движении, о динамике, о желании художников слышать время, идти с ним в ногу, сохраняя при этом свои традиции и свою школу.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея

От редакции «БВ». В статье «Осенний АртПарад иркутских художников», опубликованной в прошлом номере газеты, композиции Андрея Поляницы «Друзья деда Мазая» приписано ошибочное название. Приносим извинения за неточность.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии