Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Три театральные ипостаси Светланы Нечаевой

04 декабря, 2023

Конечно, неоценимый вклад в богатый синтетический фантом охлопковской премьеры  «Чума на оба ваши дома!» (см. «БВ» № 48) внесли работники прикладных цехов Иркутского академического драмтеатра.

Декораторы под управлением сценографа, заслуженного деятеля культуры Александра Плинта, бутафоры, труженицы пошивочного цеха в рекордно короткие сроки сделали невероятную работу, воплотили настоящее рукотворное чудо. Трансформеры декораций меняют пространство прямо на наших глазах, витражные лепестки в «морщинах» живописных руин усиливают впечатление калейдоскопа, мозаики, которое создается всем действием. Бомбические, поистине «чумовые» наряды (а их четыре перемены, на секундочку, причем не только у солистов, но и у всей массовки) хочется рассматривать в бинокль во всех подробностях. С такой фантазией решила их художник по костюмам Оксана Готовская и так скрупулезно, мастерски выполнили изготовители. Известный московский художник по свету Светлана Насонова задала феерическую лучевую партитуру, с которой отлично справляются осветители.

1ц.jpg

Кипела работа в «алхимической лаборатории» бутафоров. Огромное количество головных уборов разных конфигураций и фактур, праздничные шары, эффектные украшения, уйму «вкусных» мелочей реквизита здесь изваяли виртуозно и с любовью. Двадцать четыре праздничных шара (шесть слоев папье-маше и седьмой комбинированный слой из четырех видов золоченой ткани!), десятки масок, опереточно-цирковые сумасшедшие бусы леди Капулетти собственноручно смастерила охлопковский ветеран Светлана Нечаева.

Светлана Борисовна скоро отметит 77-летие, а в Иркутском драмтеатре она служит более 55 лет. «Такая вот симпатичная и впечатляющая игра цифр», – шутит она. По профессии Светлана Нечаева – педагог дошкольного воспитания, потом училась на истфаке ИГУ. К театру привязана была с юности, играла на любительской сцене. Поэтому, когда услышала о вакансии в драмтеатре, сразу поспешила сюда. Готова была работать даже уборщицей, лишь бы здесь, в храме Мельпомены. Взяли костюмером. Светлана сразу сдружилась с артистами, ее было трудно выдворить с репетиций, она ловила каждое слово, знала все тексты, случалось, и подсказывала в моменты заминок. Так что, когда на пенсию попросилась суфлер, ее сразу заменила Нечаева. Представителем этой редкой, уникальной и, увы, отжившей ныне профессии, Светлана Борисовна прослужила 26 лет. Навсегда вписала себя в театральную летопись как последний суфлер Иркутской области, а может быть, и всей страны.

Когда суфлерская планида угасла, наша энтузиастка, ни за что не желавшая расстаться с дивной жизнью закулисья, перешла в бутафоры. На первых порах поддержал муж – художник-бутафор большого профессионализма Николай Лахман. Светлана прошла недельные мастер-классы по изготовлению рукотворных цветов и заняла эту всегда востребованную нишу в цехе театральных волшебников. Помнит, как одевала листвой плакучие березы для «Села Степанчикова и его обитателей» Достоевского, как всем цехом, позвав на помощь даже капельдинеров, от темна до темна создавали море воздушных белых соцветий и глянцевые красные ягоды в несметных количествах для «Вишневого сада» в сценографии Плинта.

Какое-то время Светлана Борисовна никому не доверяла делать цилиндры для костюмированных постановок из дворянских времен. Нынче многое можно заказать в специализированных мастерских за пределами театра, в прежние времена такой возможности не было. Поэтому бутафоры-охлопковцы умеют все. А чего не умеют – все равно сделают. Поразмыслят, поэкспериментируют, поколдуют – и выложат на блюдечке с голубой каемочкой. Поставь только задачу и предоставь материалы.

– Сейчас мы работаем в замечательных условиях, – говорит Светлана Нечаева. – Мы ни в чем не нуждаемся, нам доступны самые разные современные материалы с изумительными технологическими свойствами. И команда у нас завидная. Рук хватает. И каких рук! Со мной рядом трудятся непревзойденные мастерицы, рукодельницы высочайшей пробы, образованные прикладные художники, испытанные практики. Нас не застанешь врасплох. И работа эта в удовольствие. Я, например, уже на подходе к театру, метров за пятьдесят до порога, чувствую эмоциональный подъем, прилив сил, бодрящую радость. И весь день в цехе не замечаю летящих часов.

Дома волшебницу ждут дочь и внук, уже, конечно, взрослый. Бабушку не грузят домашними хлопотами, разве что фасонистую бабочку на выход примет в подарок любимый Захар. Семья понимает, что в театре к работе относятся очень серьезно. Дочь Саша выросла в закулисном заповеднике, сама играла лягушку в сказке «Василиса Прекрасная». Служенье муз не терпит суеты, оно требует безоговорочной самоотдачи. И приносит ни с чем не сравнимые, нетленные дары.

Марина Рыбак, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анастасии Токарской.

На фото: Светлана Нечаева – заслуженный охлопковский бутафор

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии