Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ценности — на все времена

02 Февраля, 2012

 

 

Десять лет назад усадьба В.П.Сукачева
открылась для посетителей

 

Усадьба Владимира Сукачева — уникальный мемориальный музейный комплекс с большой и интересной историей, представляющий собой национальное достояние, особую ценность Иркутска.

 Усадьба после реставрации

Возвращение к истокам

Конец 90-х — 2000-е годы были временем, когда общественность России заговорила о воссоздании русских усадеб как основы возрождения  исторического уклада и культуры провинциальной России, ее национального самосознания в целом.

В 2000 году был создан национальный фонд «Возрождение русской усадьбы», обративший внимание общественности на феномен русской загородной усадьбы, гармонично сочетающий в себе архитектурный ансамбль, образцы садово-паркового искусства, естественные ландшафты, а также памятники традиционного быта и культурной жизни.

В наши дни никто не может ответить, сколько усадеб сохранилось после всех революций, войн и советского уклада жизни. К 1917 году в России было около 80 тысяч усадеб, до наших дней дошло чуть более десятой части усадебного наследия. А ведь именно усадьбы сыграли огромную роль в культуре России, особенно в послереформенной России 1870—1890-х, в период общественно-патриотического подъема. В это время возникает новый тип усадьбы как регионального культурного и духовного центра. Новая волна образованных людей осознала феномен русской усадьбы, и именно на это время приходится рост числа усадеб дворян и интеллигенции России. Таковы усадьбы Абрамцево, известного мецената С.И.Мамонтова в Подмосковье, Пенаты И.Е.Репина под Петербургом, «Барок» художника В.Д.Поленова на Оке… В это же время получает свое развитие усадьба В.П.Сукачева как значительный культурный и духовный центр Иркутска, место притяжения ученых, писателей, художников, музыкантов и артистов, центр проведения общественных и благотворительных мероприятий.

Усадьба Сукачева неплохо сохранилась. Уцелела ее историческая целостность, ландшафтная основа и изумительной красоты здания с уникальной пропильной резьбой. Это в значительной степени облегчило   реставрацию усадьбы.

 

«Родовое гнездо…»

Усадьба была «родовым гнездом» семьи прогрессивного общественного деятеля Сибири и России Владимира Платоновича Сукачева, которому было суждено сыграть значительную роль в истории Иркутска — стать главой города и основателем одного из самых крупных музеев Отечества.

Строительство усадьбы началось в 1882 году, в тяжелый для Иркутска послепожарный период, и закончилось к 1888 году. Это уникальный архитектурно-парковый ансамбль, аналогов которому нет во всей Сибири.

Главный господский дом и гостевой дом усадьбы выходили на Ланинскую улицу (ныне — Декабрьских Событий). Флигель для прислуги, конюшни со службами, каретная и капитальный каменный погреб — на Иерусалимскую (1-ю Советскую) улицу. Из всех сооружений, пожалуй, самым декоративным был двухэтажный дом картинной галереи с зимним садом в центре усадьбы.

Картинная галерея была необыкновенно хороша. В ее экспозиции были портреты Сукачевых, выполненные в Санкт-Петербурге, полотна И.Айвазовского, П.Брюллова, В.Верещагина, П.Верещагина, Б.Виллевальде, Н.Добровольского, М.Клодта, К.Маковского, Л.Лагорио, Г.Мясоедова, Х.Платонова, И.Репина и многие другие, делающие честь иркутскому и музейному фонду России.

В глубине усадьбы была школа для девочек из бедных семей. Воспитанницы жили в атмосфере доброго и семейного уюта — из них готовили будущих жен и матерей. Супруга В.П.Сукачева, женщина высокообразованная, владевшая несколькими языками, прекрасная пианистка, в школе занималась с девочками языками, музыкой, рукоделием, которому придавала особое значение, — все это снискало уважение современников.

Сам В.П.Сукачев по образованию был юристом и естествоиспытателем, что для нас особенно важно, так как авторство в планировке и устройстве садово-паркового комплекса, скорее всего, принадлежало ему.

 

Зимой и летом…

Парк был ослепительно прекрасен во все времена года. Рядом с типичными для местных садов растениями существовали редкие для Сибири, ранее не произраставшие в этих краях медоносные липы, теневыносливые вязы, клены, уссурийская груша, бальзамический тополь, карагана и венгерская сирень. Лиственницы, ели, сосны, кедры, тополя, березы достигали высоты 25 метров и своими пышными кронами образовывали над пространством сада зеленый шатер. Менее высокие ряды из вязов, лип, рябин, яблонь и груш, кленов и черемухи создавали очаровательные уголки со спасительной тенью. Дополняли впечатление декоративные кусты желтой акации, кизильника, кроваво-красного боярышника, иглистой розы, жимолости. Особую ценность составляли цветы: розы, тюльпаны, астры, фиалки, дельфиниум, медуницы, примулы, водосборы, ветреница, прострел, золотарник создавали атмосферу праздника.

Подбор растений садово-паркового комплекса осуществлялся по принципу «сада непрерывного цветения», с весны до поздней осени.

 

Почетный гражданин Иркутска

Усадьба строилась за пределами города, на Иерусалимской горе, с превосходным обзором центра старого Иркутска. Это был очень теплый и гостеприимный дом, наполненный музыкой, поэзией, здесь устраивали рождественские праздники и гулянья для горожан, здесь проводили каникулы воспитанницы Института благородных девиц. Многих привлекали литературно-музыкальные вечера.

Сохранившиеся фотографии и свидетельства говорят, что гостями усадьбы в разное время были сослуживцы Сукачева по городской думе, представители губернской, военной власти, духовенства.

В стенах усадьбы Владимир Сукачев прожил самый яркий и, пожалуй, счастливый отрезок своей жизни. Здесь родились младшие дети, здесь Сукачев реализовался как крупный общественный деятель, способствовавший развитию науки, образования и здравоохранения в регионе, как глава городской думы, как страстный собиратель искусства и благотворитель.

Владимир Платонович по материнской линии принадлежал к старейшей купеческой фамилии Трапезниковых — первопроходцев XVII века, известных золотопромышленников, славившихся своей благотворительностью. Отцовская линия восходила к петербургскому дворянству.

Много сил и личных средств Сукачев отдавал на организацию экспедиций по изучению сибирского края, на благоустройство Иркутска, развитие образования, здравоохранения, просвещение. Его заслуга — основание первой на территории от Урала до Тихого океана публичной картинной галереи. Совместно с генерал-губернатором А.Д.Горемыкиным он способствовал строительству театра в Иркутске («Театр вышел великолепный, после Одесского лучший в провинциальной России»), проектированию Великой Сибирской железной дороги с ее прохождением через Иркутск, что очень помогло его развитию.

Из всей многочисленной когорты иркутских коллекционеров именно он оставил свое бесценное собрание городу. Как и художественные собрания Третьяковых, галерея стала основой Иркутского областного художественного музея, и до сих пор собрание Сукачевых является его жемчужиной.

В 1899 году указом императора «бывшему Иркутскому Городскому голове, Коллежскому советнику Владимиру Сукачеву» присвоено звание «Почетный гражданин г. Иркутска».

 

Спасение усадьбы

В середине 1980-х музей впервые стал настойчиво убеждать городские власти в необходимости музеефикации усадьбы Сукачевых и возвращения ей былого культурного значения. В конце 1980-х — начале 1990-х годов усадьба В.П.Сукачева вошла в состав музея. В благодарность главам городской администрации Ю.А.Шкуропату, Б.А.Говорину и составу городского Совета народных депутатов тех лет хочется сказать, что решение было принято очень своевременно и было крайне важным для спасения архитектурно-паркового ансамбля XIX века.

Инициатива музея была поддержана сразу. А ведь речь шла о значительной территории в центре города — более чем четырех гектарах земли и пяти сохранившихся деревянных одно- и двухэтажных сооружениях.

Когда в 1990-х годах произошел захват части парка усадьбы, вмешался Юрий Абрамович Ножиков, занимавший на тот момент пост губернатора Иркутской области. Целостность парка и усадьбы была сохранена.

Реставрация усадьбы началась в 1989 году, но уже через два года реставрационные работы были законсервированы и возобновились только через десять лет. Мы хорошо понимали, что возрождение усадебного наследия — дело сложное и для Сибири необычное, а практики музеефицирования усадеб в Сибири нет.

 

Рождение музея

Одной только реконструкцией и реставрацией возродить усадьбу, а тем более превратить ее в музей невозможно. Усадьба — это не только парк и дома с их интерьерами, но и то, что мы называем нематериальными ценностями. Необходимо было услышать ее прежнюю жизнь, почувствовать гармонию ее устройства и сделать все, чтобы усадьба зажила свойственной для нее, но уже новой жизнью.

Но как это сделать? Ведь усадьба в наши дни оказалась среди стандартного типового безликого окружения!

В ходе исследования истории усадьбы были обнаружены редчайшие документы об иркутском градостроительстве, установлено, что автором проекта усадьбы был Вадим Николаевич Каразин, молодой, энергичный, восприимчивый к новым веяниям архитектор. Был обнаружен и перечень имущества Сукачевых в усадьбе, составленный выдающимся ученым-геофизиком В.Б.Шостаковичем, которому Сукачевы доверили передачу усадьбы со всем ее имуществом государству.

Словом, была проделана огромная исследовательская работа коллектива музея. В результате музеефицирования усадьбы был создан мемориально-художественный музейный комплекс, максимально точно отвечающий историческим реалиям эпохи В.П.Сукачева и в предметном, и в стилевом плане, потребовавший глубоких знаний о жизни сибирского общества XIX столетия во всех его проявлениях.

Практика наших дней показала, что музей-усадьба востребован. Наш посетитель чувствует себя здесь комфортно, усталость от массовой культуры приводит его в мир предметов и услуг, обладающих подлинностью и эмоциональным воздействием. Мы старались представить подлинные предметы и погрузить нашего посетителя в подлинные исторические интерьеры. Концентрация памятников усадьбы, целостность среды, сохранившиеся традиции, уклад жизни гарантировали наш успех.

 

Работаем с вами, работаем для вас

На базе усадьбы В.П.Сукачева развернута масштабная просветительская работа, ориентированная на людей самых разных возрастов и социальной принадлежности, но особенно — на детей и молодежь.

Одна из главных целей работы коллектива — помочь посетителям музея почувствовать атмосферу эпохи Сукачева, ближе познакомиться с дворянским бытом XIX века, погрузиться в иную культуру, иное время.

Для этого используются разные инновационные формы работы: камерные концерты, музыкально-литературные салоны в стиле позапрошлого века, театрализованные игровые программы.

Новым направлением в музее стал проект «Театр в дворянской усадьбе», реализуемый в творческом партнерстве музейного коллектива и молодежного театра «Юность». Театральные постановки, осуществленные в интерьерах дворянской усадьбы, стали ярким событием культурной жизни нашего города.

Балы в усадьбе — особая тема, наполненная романтикой, музыкой и той легкостью ощущений, которую дает только юность. Мы не ожидали такой популярности балов, такой большой увлеченности старинным танцем и костюмом. Этому празднику радуются и взрослые, и дети.

На базе усадьбы В.П.Сукачева реализуются такие крупные и социально значимые проекты, как ежегодный фестиваль для школьников «Иркутск многонациональный», детский Рождественский фестиваль, выставочные проекты «Художник – коллекционер — зритель», «Слава Отчизны — слава отцов» и другие. Большую популярность среди иркутян завоевывает акция «Семейный выходной в музее», в рамках которой для посетителей устраиваются мастер-классы по этикету, изучению исторических танцев, различным видам рукоделия и художественного творчества. Сохраняя традиции благотворительности, заложенные В.П.Сукачевым, в усадьбе реализуются социальные программы по работе с людьми с ограниченными возможностями, с детьми-сиротами и детьми из неблагополучных семей.

В итоге создан новый, не имеющий аналогов в сибирском регионе мемориально-художественный музейный комплекс «Усадьба Владимира Платоновича Сукачева». Уникальному памятнику архитектуры и садово-паркового искусства возвращено прежнее место и роль в общероссийском культурном пространстве. Усадьба стала площадкой значительной просветительской деятельности, открывая нашим зрителям дверь к знаниям, эмоциям, идеям, полученным в наследство от минувших эпох.

 

Оставлено потомкам

Мы часто задумываемся над тем, что такое успешный музей сегодня. Может быть, критерий прост — в усадьбе постоянно идет жизнь, не прекращается творческий процесс, в выходные и праздники, днем и вечером, проводятся и ночные мероприятия.

Посетителями усадьбы и участниками мероприятий стало более 150 тысяч человек, и это число постоянно растет. О нас пишут газеты и журналы, идет информация в Интернете, проходят сюжеты на областном и центральном телевидении и радио. Нас поддерживает благотворительный фонд «Иркутский меценат», с помощью которого была приобретена и отреставрирована часть экспонатов, закуплены растения в мемориальный зимний сад, создана уникальная экспозиция сибирского фарфора, напечатано великолепное издание «Завещано потомкам», посвященное 160-летию В.П.Сукачева. С нами сотрудничают многие культурные, образовательные, общественные и коммерческие организации, органы власти Иркутска и области.

Работа в мемориально-художественном комплексе продолжается. Будет продолжена выставочная и просветительская деятельность, направленная на сохранение и приумножение культурного наследия страны, воспитание таких гражданских ценностей, как крепкая семья, здоровый образ жизни, традиции благотворительности и меценатства. Сукачевы обладали высочайшим искусством общения с иными поколениями и иными временами, и тайной этого дара является уникальное наследие, оставленное ими обществу.

 

Елена Зубрий, специально для «Байкальских вестей».

Фото Любови Сухаревской, «Байкальские вести»

 

От редакции. Для нас представляется странным, что проект труда целого коллектива музейных работников, создавших уникальный музейный мемориально-художественный комплекс и принявших в его интерьерах более 150 тысяч посетителей, дважды был обойден вниманием комиссии по присуждению премии губернатора Иркутской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии