Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

У нас в почете труд любой

02 Февраля, 2012

 

 

Жители области охотно учатся новому, легко осваивают новые профессии и готовы трудиться уже с 14 лет.

 

Последствия экономического кризиса 2008—2009 годов в Иркутской области преодолены — по крайней мере, так можно сказать, ознакомившись с результатами работы областной Службы занятости в 2011 году. Как рассказал руководитель Службы Виктор Макаров, всего в прошлом году в Службу обратились около 114 тысяч граждан, что почти на 20 процентов меньше, чем в 2010 году (140 тысяч). Специалисты Службы смогли трудоустроить 78 тысяч человек, или 69 процентов обратившихся. Почти такой же результат — 67 процентов — был достигнут и годом ранее, что позволило областной Службе занятости второй год подряд сохранять одно из лидирующих мест в Сибирском федеральном округе и входить в десятку лучших в России. В итоге уровень безработицы в Иркутской области снизился в течение 2011 года с 2,2 до 1,8 процента трудоспособного населения, а в январе 2012 года — с 1,79 до 1,76 процента, что крайне необычно: как правило, зимой количество рабочих мест сокращается в связи с прекращением работ в сельском хозяйстве и строительстве.

В Иркутске уровень безработицы составляет всего 0,8 процента, самый высокий уровень зафиксирован в северном Катангском районе и в сельской местности — в некоторых районах он достигает 8—9 процентов. Надо учитывать, что безработица на уровне 5 процентов считается предкритической, а 10 и более процентов — критической. Если вспомнить недавнее прошлое, когда в Байкальске безработица достигала 23 процентов, а в Бирюсинске — 18, то сейчас обстановка стала гораздо спокойнее. Но достигнуто это спокойствие большими усилиями: 2000 уволенных с Байкальского ЦБК в 2009 году пристраивали буквально по одному человеку по всей области и даже организовывали для жителей города льготные электрички в Иркутск. Сейчас, когда слухи о возможном закрытии комбината снова стали звучать, губернатор области Дмитрий Мезенцев планирует провести специальное совещание, посвященное проблемам двух моногородов — Байкальска и Усть-Илимска.

Бюджет Службы занятости постепенно сокращается: в 2009 и 2010 годах он составлял 2,5 млрд рублей, в 2011 году — 2 млрд, на 2012 год запланировано 1,6 млрд. Сумма может быть увеличена, если в этом возникнет необходимость. Служба работает по трем основным программам — общая программа содействия занятости и две частные (содействия занятости родителей, имеющих детей-инвалидов, и содействия занятости выпускников), однако каждый раз при введении новых программ приходится преодолевать косность муниципального руководства и недостаточную информированность граждан, которые попросту не знают о существовании некоторых полезных начинаний. Виктор Макаров подчеркнул, что расходование бюджетных средств, выделенных Службе, находится под жестким контролем прокуратуры и других надзорных органов.

Одной из наиболее перспективных программ, вызывающих большой интерес в муниципалитетах, считается программа содействия самозанятости. Каждый участник такой программы, открывший собственное дело, получает из областного бюджета 58 800 рублей, а если он создаст рабочее место для еще одного безработного — то такую же сумму и на него. В 2011 году участниками программы стали 2300 человек, из которых до сих пор продержались около 80 процентов. На 2012 год есть планы по включению в программу всего 73 человек и множество заявок от муниципальных образований, так что программа, скорее всего, будет вскоре расширена и получит дополнительное финансирование.

— На такие вещи депутаты Законодательного собрания выделяют средства легко, — пояснил Виктор Макаров, — тема благодатная.

Виктор Макаров разоблачил несколько существующих в обществе мифов о безработице. Выяснилось, что далеко не все безработные получают пособия, — в Иркутской области в 2011 году таких было всего 18 тысяч человек. На рынке труда в равной степени востребованы представители практически всех профессий, но при условии наличия опыта работы и высокой квалификации соискателя. В Иркутской области в течение года получили новую профессию около 10 тысяч человек, и Виктор Макаров особо отметил высокую готовность жителей области к приобретению новых знаний. Студенты многих вузов уже в самом начале своей учебной деятельности понимают, что специалиста с двумя профессиями примут на работу охотнее, чем его коллегу с одной, и слушают дополнительные лекции. Найти работу одинаково трудно выпускникам всех учебных заведений — будь то школа, профессиональное училище или вуз, поэтому для молодых специалистов Служба занятости организует стажировки, в ходе которых получают доплату как сам обучающийся, так и мастер, взявший его под свою опеку.

Еще один миф — о том, что иностранцы, работающие в Иркутской области, отнимают рабочие места у местных жителей. Более 80 процентов гастарбайтеров работают в строительстве, причем занимаются в основном монолитным домостроением. Считается, что бригады, составленные из российских рабочих, и даже гастарбайтеры из Кореи не могут выполнить эту работу с тем же качеством, которого добиваются китайские строители. Но, по мнению Виктора Макарова, фирмы, сделавшие ставку на приглашение китайцев, в долгосрочной перспективе все равно проиграют: спрос на рабочие руки растет в самом Китае, так что российским фирмам достаются не самые лучшие кадры.

В то же время каждое рабочее место в строительстве создает четыре-пять рабочих мест в смежных отраслях (производство мебели, отделочных и строительных материалов, энергетика и транспорт), так что в этом смысле присутствие иностранных рабочих даже полезно. Не смогут российские граждане вытеснить иностранцев и из сферы услуг, особенно ресторанного бизнеса, где они работают поварами. Единственное место, где конкуренция между россиянами и приезжими имеет негативный оттенок, – это сельское хозяйство: наши производители пока не научились организовывать тепличное хозяйство с той же эффективностью, что и китайцы. А работники не хотят трудиться по 12—14 часов без выходных, предпочитая заниматься личным подсобным хозяйством, — не так доходно, зато не столь обременительно.

Служба занятости занимается и таким непростым делом, как трудоустройство подростков, — в 2011 году удалось занять на несколько месяцев 13 тысяч подростков в возрасте 14—16 лет. Формально они не относятся к трудоспособному возрасту, но Служба занятости использует свои возможности, чтобы организовать для них рабочие места, соответствующие особым требованиям, применяемым к несовершеннолетним. Под особым контролем находятся подростки из неблагополучных семей, склонные к криминальному поведению: Виктор Макаров напомнил, что снижение безработицы на один процент дает снижение преступности на три-пять процентов.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии