Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

У области поднялся рейтинг

25 апреля, 2011

 

И улучшилось реноме

 

 

22 апреля министр финансов Иркутской области Алексей Зезуля провел пресс-конференцию, посвященную переходу области в статус региона, который, по мнению рейтинговой компании Standard & Poor's, заслуживает внимания инвесторов. Вместе с министром в пресс-конференции приняли участие директор группы региональных финансов Standard & Poor's Феликс Эйгель и аналитик компании Александра Балод.

Формально компания Standard & Poor's образовалась в результате слияния в 1941 году американских корпораций Standard Statistics и Poor's Publishing Company, однако из соображений престижности и достоверности в исторической справке о предыстории компании сказано, что основатель PPC Генри Варнум Пур издал свою «Историю железных дорог и каналов в Соединенных Штатах» в 1860 году, а Лютер Блейк создал Standard Statistics Bureau в 1906-м. Обе компании занимались тем, что поставляли потенциальным инвесторам различную статистическую информацию, а впоследствии стали присваивать компаниям и даже муниципальным облигациям кредитные рейтинги. На протяжении всей истории компании ее девизом были слова: «Инвестор имеет право на информацию».

Если верить справке, опубликованной на официальном сайте компании, сейчас в Standard & Poor's более 10 тысяч сотрудников в 23 странах мира, в том числе более 1500 аналитиков. Около 20 аналитиков компании на постоянной основе работают в России, а с Иркутской областью Standard & Poor's сотрудничает с 1998 года.

Поводом для визита стали два события — ежегодный обязательный пересмотр рейтинга и приключившееся ровно за месяц до пресс-конференции приятное для областного министерства финансов событие: 22 марта 2011 года служба кредитных рейтингов Standard & Poor's повысила кредитные рейтинги Иркутской области с «В+» до «ВВ-«, рейтинг по национальной шкале повышен с «ruA+» до «ruAA-«, прогноз изменения рейтингов остался «позитивным».

Рейтинг «ruAA» означает, что регион способен своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских участников рынка кредитов, причем эта способность оценивается как высокая. Собственно, до вершины российского рейтинга Иркутской области остается всего несколько ступеней (максимум, чего можно достичь, — ruAAA).

Отвечая на вопрос, зачем вообще регионам нужен рейтинг, Феликс Эйгель пояснил, что кредитный рейтинг представляет собой независимую оценку кредитоспособности, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения. Это может повлечь за собой снижение издержек при привлечении заемных средств — при размещении областных облигаций, пояснил Алексей Зезуля, регион может сделать это под меньший процент, что позволит сэкономить реальные бюджетные средства.

В документе, обосновывающем пересмотр рейтинга, сказано, в частности, что «область демонстрирует стремление к сокращению расходов (в последние 2,5 года), поддерживает умеренный уровень долга и характеризуется хорошо диверсифицированной экономикой с долгосрочным потенциалом роста». По мнению аналитиков, благоприятное влияние на показатели Иркутской области оказывает ее стратегическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком, а богатство природных ресурсов и запланированные государственные инвестиции в новые отрасли экономики могут способствовать ускорению экономического роста области в долгосрочной перспективе.

В среднесрочной перспективе область испытывает значительные потребности в расходах на инфраструктуру, а способность области увеличивать свои доходы ограничивается тем, что федеральное правительство контролирует ее налоговую базу и ставки основных налогов.

Не прошли мимо внимания аналитиков и усилия правительства области по сокращению расходов и привлечению дополнительных средств из федерального бюджета. Итогом этой работы стали крайне удивившие Феликса Эйгеля итоги прохождения кризиса.  Именно в 2009—2010 годах область улучшила финансовые показатели, причем смогла добиться самых высоких за последнее десятилетие: в течение этих двух лет текущий профицит в среднем составлял 13 процентов текущих доходов, а баланс с учетом капитальных расходов достиг высокого уровня — 8 процентов доходов бюджета.

Область постепенно сокращала долговую нагрузку, причем долг сократился с 22 процентов текущих доходов в 2006—2008 годах до 10 процентов в 2010-м. Благодаря получению дешевых (всего под 2 процента) трехлетних амортизируемых кредитов из федерального бюджета область снизила зависимость от краткосрочного долга. В итоге расходы области на обслуживание и погашение долга сократились с 14—16 процентов текущих доходов в 2008—2009 годах до менее чем 7 процентов в 2010 году.

 

22 марта 2011 года служба кредитных рейтингов Standard & Poor's повысила кредитные рейтинги Иркутской области с «В+» до «ВВ-«, рейтинг по национальной шкале повышен с «ruA+» до «ruAA-«, прогноз изменения рейтингов остался «позитивным».

 

В течение 2010 года области удалось добиться такого положения дел, что на счетах постоянно имелась сумма, которой было достаточно для погашения всех долговых обязательств региона на текущий год, — по данным Феликса Эйгеля, это было более 4 млрд рублей.

— В целом, — констатировал Алексей Зезуля, — мы понимаем, что тот курс на сокращение расходов и проведение ответственной финансовой политики, который мы взяли два года назад, верный. Он позволяет повысить ликвидность и кредитоспособность, зарезервировать ресурсы для будущих вливаний в экономику. Было много споров относительно того профицита, который сложился по итогам прошлого года, многие считали, что нужно его сразу проесть, тут же всем повысить зарплату... Но наше мнение, что мы в большей степени нуждаемся в увеличении капитальных расходов: в прошлом году они превысили 4 млрд, и в текущем году, в рамках предстоящего уточнения бюджета, мы планируем большую часть средств направить на повышение капитальных расходов. Что касается рейтинга, то для нас принципиально важно, что все решения по его повышению принимаются коллегиально, компания ни от кого не зависит, и в итоге мы получаем взвешенное авторитетное мнение о нашей финансовой политике.

Феликс Эйгель пояснил, что пересмотр рейтинга происходит в тот момент, когда, по мнению аналитиков компании, факторы кредитного риска меняются в ту или иную сторону. Хотя компания традиционно ежегодно проводит встречу с руководством региона и министром финансов, наблюдение за финансовой политикой области ведется постоянно.

Мартовское решение о повышении рейтинга было принято по результатам оценки финансовой политики в 2010 году, следующее изменение будет зависеть от двух факторов — готовности правительства области продолжать прежнюю политику по снижению долга и сдерживанию расходов, а также от размера средств, вложенных в улучшение инфраструктуры области в 2011 году.

Еще быстрее рейтинг пойдет вверх, если правительству области удастся решить проблему накопленной кредиторской задолженности муниципальных образований. Алексей Зезуля пояснил, что муниципальные образования накопили с 1995 года примерно 6,5 млрд рублей, большая часть которых давно должна быть признана безнадежным долгом. Правительство области ведет работу с федеральным правительством о списании 1 млрд рублей при условии, что еще 1 млрд область выплатит частями в течение двух-трех ближайших лет.

Феликс Эйгель отметил, что по международным стандартам низким уровнем долга является такое положение дел, когда страна имеет долг в размере 30 процентов годового бюджета (у Иркутской области, как было сказано выше, долг составлял 10 процентов бюджета и примерно 14 процентов собственных доходов). Даже в том случае, если область нарастит долг до 30 процентов, оценка не будет пересмотрена, а риск будет рассматриваться как низкий.

Для рейтинговой компании гораздо важнее, что правительство области демонстрирует приверженность сдержанной финансовой политике, несмотря на политическое давление, которое уже имеется и будет все нарастать по мере приближения к выборам в Государственную думу в декабре 2011 года и выборам президента Российской Федерации в марте 2012-го.  Министерству финансов нужно будет поддерживать в пристойном состоянии текущий баланс (то есть разницу между текущими доходами и текущими расходами на зарплаты, ремонт и так далее), чтобы мнение кредитной компании оставалось благоприятным.

Отвечая на вопрос о положении области относительно других регионов и городов России, Феликс Эйгель пояснил, что его компания работает далеко не со всеми регионами даже Сибирского федерального округа, но в принципе материала для сравнения достаточно — 19 регионов по стране. Итак, Москва и Санкт-Петербург имеют рейтинг ВВВ, на ступень ниже — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа (ВВВ-); еще на ступень ниже — Башкирия, Самарская область и Красноярский край, Челябинск; за ними следует Ленинградская, Липецкая и Свердловская области, Новосибирск; замыкают список инвестиционных регионов Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Вологодская область. За пределами этого «клуба» остались Томская и Тверская области, Ставропольский край, которые совсем недавно считались ровней Иркутской области.

— Мы работаем не ради рейтинга, — пояснил Алексей Зезуля. — Главное — это финансовая стабильность и инвестиционная привлекательность, а рейтинг — это маячок, индикатор. И плюс экономия на обслуживании долга: прирост на одну ступень рейтинга дает примерно 1 процент экономии при выплате дохода нашим инвесторам. В этом году мы должны выплатить около 3 млрд по нашим обязательствам, в апреле выплатили около 500 млн и ни разу не допустили просрочки выплат. Деловое реноме дорогого стоит.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии