Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Учись, депутат!

20 октября, 2020

Депутаты Законодательного собрания организовали и провели 7 октября парламентскую школу для новых депутатов представительных органов власти Иркутской области. Открывая встречу, председатель ЗС Александр Ведерников сообщил, что на связи с залом заседаний областного парламента находятся 50 территорий региона.

– Позвольте от имени депутатов ЗС поздравить всех, кто получил мандат доверия от жителей области. Кто-то из вас имеет опыт, кто-то избран впервые, и от всех требуется быстрое вхождение в курс дел. Опытные депутаты должны поделиться опытом с новичками, а наша задача – помочь, подсказать, растиражировать лучшую практику. Вы на передовой, ближе всего к людям, вы лучше нас знаете картину дел на местах. Но и мы, получая от вас обратную связь, работаем лучше и всегда открыты для вас. Мы предлагаем разные форматы взаимодействия – парламентские часы, круглые столы, депутатский штаб. В ближайшее время должны быть приняты бюджеты всех уровней. Желаю вам успешной работы, получения новых знаний и их успешного применения в повседневной жизни, – сказал Александр Ведерников.

Прокуратура предупреждает

Модератором школы стала председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, которая предложила выслушать доклад помощника прокурора Иркутской области по взаимодействию с муниципальными образованиями Ирины Ивановой. Совсем недавно главной формой взаимодействия прокуратуры и муниципальных властей была проверка нормативных актов и выявление нарушений закона. Сейчас Генеральная прокуратура формулирует задачу иначе: профилактика и недопущение повторного нарушения.

Практически во всех регионах страны прокуроры получили право законодательный инициативы и благодаря этому могут вносить на рассмотрение органов власти модельные правовые акты – в Иркутской области в первом полугодии 2020 года было внесено 50 модельных актов, на основании которых были приняты 300 актов органов местного самоуправления. Совместно с правительством Иркутской области прокуратура помогла в создании еще более 200 таких актов. Муниципальным властям направлены более 800 представлений о регулировании норм обращения с отходами, земельными участками, разработки бюджетов и так далее.

Прокуратуры разных уровней за последний год рассмотрели более 9 тысяч нормативных акты и написали более 600 негативных заключений в связи с выявленными в них нарушениями – как правило, речь идет о несоответствии областному законодательству и выявленным коррупциогенным факторам. Практически все эти документы были сняты с рассмотрения, однако мэрия Братска получила представление о мерах прокурорского реагирования в связи с принятием одного документа вопреки негативной оценке прокуратуры. Лишь после этого документ был пересмотрен. 

Всего за первое полугодие прокуроры выявили 889 незаконных актов, в том числе 149 уставов муниципальных образований. Муниципальные образования часто отстают от требований федеральных законов – в Устав Байкальского МО, например, дополнения и изменения не вносили с 2018 года, во многих уставах поправки не внесены уже более года. Это тем более странно, что всем муниципальным руководителям известно: максимальный срок внесения поправок составляет всего три месяца.

Прокуратура каждый год выявляет одни и те же нарушения бюджетного законодательства: местные думы сначала принимают программы, а потом не закладывают средства на их исполнение. Часто депутаты не учитывают поправки, внесенные в Налоговый кодекс. В Шелехове, например, из налогообложения исключены дачные участки, что не соответствует федеральному законодательству. Очень часто нарушается порядок предоставления муниципальных услуг, методы взаимодействия и применения цифровых технологий.    

– Скорректировать правовой акт на стадии рассмотрения гораздо проще, чем отменять уже принятый, – отметила Ирина Иванова, обращаясь к депутатам и мэрам муниципальных образований. – В Иркутской области 454 муниципалитета, и как бы ни старались сотрудники прокуратуры, при нашей численности мы не можем посетить хотя бы по одному разу заседания каждой думы. Только на заседаниях городских и районных дум прокурор бывает регулярно. Поэтому мы очень рассчитываем на обратную связь с вами.

Плохо быть объемом

Тему бюджетов и межбюджетных отношений продолжила Светлана Тетерина, начальник отдела министерства финансов Иркутской области. Она напомнила, что в соответствии с областным законом «О бюджетном процессе в Иркутской области» правительство региона вносит проект бюджета на очередной год не позднее 25 октября. Бюджеты муниципальных образований местные администрации должны внести на рассмотрение депутатов своего МО не позднее 15 ноября.

В бюджете области большинство депутатов и глав интересует одна глава – о межбюджетных трансфертах, которые будут переданы из казны региона в муниципальные образования. В соответствии с уровнем обеспеченности муниципальные образования делятся на четыре типа: первая – с уровнем дотаций до 5 процентов от размеров доходной части, вторая – от 5 до 20 процентов, третья – от 20 до 50 и четвертая – с долей дотаций более 50 процентов. Муниципальные образования из четвертой группы отличаются от прочих еще тем, что они обязаны заключить соглашение с правительством региона – они не могут самостоятельно определять размер оплаты труда для своих глав и депутатов, а также и все остальные расходы на содержание органов местного самоуправления. Более того, даже количество работников администраций определяют в правительстве региона. Все материалы, необходимые для подготовки бюджета, администрации муниципалитетов из четвертой группы обязаны представить в правительство области, где министерство финансов проанализирует их и вместе с министерством труда и занятости даст свое заключение.

В Иркутской области в 2020 году к четвертой группе отнесено 274 из 412 поселений разного статуса; в нее входит и один муниципальный район. В текущем году в федеральное законодательство были внесены изменения: теперь соглашения с правительством области обязаны заключить все муниципальные образования, получающие дотации из областного бюджета. Единственное муниципальное образование, которое не заключило на 2020 год соглашение с министерством финансов области, уже получило сокращенные дотации, а по итогам годов будет полностью лишено финансовой поддержки региона.

Начинающим депутатам рассказали о том, что объем муниципального долга не должен превышать 100 процентов от размера доходной части местного бюджета, а для четвертой группы и вовсе не может быть более 50 процентов. Объем расходов на обслуживание муниципального долга не может превышать 10 процентов. Дефицит бюджета для первых трех групп МО не может превышать 10 процентов, для четвертой – требования еще более жесткие, не более 5 процентов. Муниципальные власти могут обратиться за бюджетным кредитом из областного бюджета, но и здесь есть свои очень жесткие требования к размерам долга и дефицита.

Отвечая на вопросы слушателей, Светлана Тетерина объяснила, что в бюджете области на 2020 год не предусмотрены средства на премирование МО за хорошие финансовые показатели, деньги пришлось направить на субсидии на сбалансированность бюджетов. У многих глав есть вопрос о долгах за электроэнергию и другие ресурсы, было выдано даже протокольное поручение министерству ЖКХ о решении проблемы, однако, по оценке Натальи Дикусаровой, поданные в свое время главами МО документы уже утратили актуальность и необходимо снова собрать их, чтобы вернуться к работе над проблемой.

Только через народный сход

Наталья Дикусаров рассказала муниципальным депутатам о проекте «Народные инициативы», на которые в 2019 году был выделен 1 млрд рублей, а в 2020 году – 800 млн. В текущем году была изменена пропорция распределения средств – самые малочисленные сельские поселения получили в два раза больше средств, что позволило сделать проект наиболее эффективным за все время существования.

– Напоминаю, что без народного схода распределить средства нельзя, поэтому активнее включайтесь в процесс, собирайте жителей своих территорий и выбирайте проекты. Кроме того, мы сделали так, чтобы проект «Комфортная среда» работал во всех населенных пунктах с численностью населения более одной тысячи человек. Конечно, проще сделать, как в других регионах, где все деньги направлены в крупные города, – там их проще контролировать. Но мы с вами этим занимаемся, чтобы благоустройство было во всех муниципалитетах, федеральное правительство дало нам такое право, – отметила Наталья Дикусарова.

 Депутатам предстоит проверить ход исполнения проекта на своих территориях в 2020 году, причем сделать это вместе с жителями. Для многих это станет осуществлением депутатских контрольных функций и хорошей школой перед обсуждением бюджета на 2021 год. Избежать ошибок, допущенных предшественниками, им поможет и доклад председателя Контрольно-счетной палаты Ирины Морохоевой, обобщившей опыт исполнения муниципальных бюджетов и допущенных в этом процессе нарушений.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии