Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 29 (967). От ВЧК до НКГБ

31 июля, 2023


спонсор шахматы.jpg

Продолжение. Начало в «БВ» № 25–28

Все предыдущие выпуски о В.И. Стрельникове у нас базировались на его письме 1989 года, адресованном нашему главному шахматному функционеру тех лет В.Д. Шувалову, которое мы полностью опубликовали. На тот момент, вероятно, оно бы много чего дало местным шахматным исследователям (если бы таковые нашлись), но сейчас мы обладаем несравнимо большей информацией и о событиях тех лет, и о шахматистах, и об их дальнейших судьбах.

2ш.jpg

Но вот о самом Стрельникове у нас долгое время практически никакой информации не было, кроме тех «следов», которые он оставил в свое время в Иркутске в местных газетах и шахматных документах, к коим в первую очередь относятся таблицы соревнований. Именно по ним мы и могли судить об его активности на разных поприщах – комсомольском и шахматном. В газете «Власть труда» обнаружились многочисленные упоминания его фамилии начиная с 1925 года и заканчивая 1929-м, когда он, судя по всему, покинул наш город.

Нашлось даже такое необычное сочетание: в номере за 30 ноября 1927 года приводится хроника шахматного чемпионата города, где сообщается, что «партия Суровцев – Стрельников не состоялась», а чуть ниже, прямо под ней, в рубрике «Происшествия» указывается, что в бане № 3 от рук мошенников на 30 рублей пострадал военнослужащий Стрельников.

То, что Виктор Иванович был военнослужащим, мы знали точно. Ведь еще в 1925 году (если не раньше) он стал одним из сильнейших шахматистов общества «Динамо», а к нему относились и войска ГПУ, в которых Стрельников как раз и проходил службу, начав в 1922 году еще в органах ВЧК. И на фотографии участников чемпионата города 1927 года он также запечатлен в военной форме.

Возможно, этим объясняются и его многомесячные «отлучки» с шахматного фронта: как раз в это время обострилась ситуация в деревнях, где начались выступления крестьян против аграрной политики советской власти, на подавлении которых были задействованы в том числе и войска ГПУ.

В 1928 году Стрельников вскоре после поездки в Новосибирск на всесибирский чемпионат (который проходил в марте) бесследно исчез, а уже летом шахматист с такой фамилией всплыл в чемпионате Тюмени: он занял высокое второе место – вслед за тогдашним признанным лидером тюменских шахмат Матвеевым. Есть все основания полагать, что это был как раз наш Стрельников, потому что в дальнейшем никаких упоминаний о нем в тюменской шахматной жизни не обнаружилось, в то время как уже в январе 1929 года он снова оказался в Иркутске. Так что в плане хронологии все сходится. Но в очередном чемпионате города Стрельников сыграть не смог, так как он начался еще в декабре 1928 года.

Последнее упоминание о Стрельникове в Иркутске относится к ноябрю 1929 года, и через несколько лет он появился в Красноярском крае, где трудился начальником Енисейского районного отдела управления НКВД в чине старшего лейтенанта госбезопасности, что соответствовало воинскому званию майор. В самом конце декабря 1937 года он был арестован и уволен с работы, но в дальнейшем сумел восстановиться и продолжить службу. В качестве сотрудника НКВД прошел войну, затем служил в НКГБ (до 1954 года), уйдя на пенсию в звании полковника.

Принадлежность Стрельникова к органам ВЧК-ОГПУ позволила нам выяснить год и место его рождения. Он родился 11 ноября 1905 года в городе Анжеро-Судженске, Кемеровской области (а тогда еще – Томской губернии, причем два шахтерских поселка Анжерка и Судженка еще не слились в одно целое). С кем он жил в Иркутске (один или с семьей), пока неизвестно, но не исключено, что упоминавшаяся в 1926 году в газете Верочка Стрельникова и участница всесибирского чемпионата 1935 года в Улан-Удэ иркутская шахматистка Стрельникова имели к нему какое-то отношение. Вероятней всего, это была его сестра (или сестры), так как в те годы очень часто игравшие в шахматы женщины являлись родственницами мужчин-шахматистов. Других возможностей научиться хорошо играть у них могло просто не быть, а вот в кругу семьи с отцами или братьями вполне могли получить нужные знания.

Как в целом сложился шахматный путь у Виктора Ивановича в Иркутске и чем занимался Стрельников в последующие годы своей жизни, расскажем в заключительном выпуске.

На фото: Виктор Стрельников –
военнослужащий войск ГПУ. 1927 год

Окончание следует.

 

шахм рекл.jpg

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии