Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 32 (970). 90 лет назад

21 августа, 2023


спонсор шахматы.jpg

Окончание. Начало в «БВ» № 32

Продолжаем знакомиться со статьей Константина Гайдука «В Восточной Сибири», опубликованной в 1933 году в журнале «Шахматы в СССР». Напомним, что вышла она после почти четырехлетнего затишья в шахматной жизни Восточно-Сибирского края, поэтому является важным документом, позволяющим нам восполнить недостающие страницы истории. В первой части автор описывал события, произошедшие в 1930–1932 годах, а в заключительной переходит к текущим событиям.

«Начало 1933 года в Иркутске прошло под знаком командных соревнований; районам были даны твердые указания о необходимости решительного усиления ш/ш работы. В конце марта в Иркутске начался городской турнир при 40 участниках, разбитых на три группы. Для сдвига в работе характерны следующие цифры: в городском турнире 1931 года играли 20 человек, в 1932 году – 28 человек, а сейчас 40, являющиеся активистами, регулярно посещающими шахбазу.

Летом в Иркутске будет проведен второй краевой турнир и большие краевые ш/ш турниры рабочих. Для проведения последних и организации ш/ш работы по линии профсоюзов образован оргкомитет шахкомиссии бюро ФК Крайсовпрофа. С 1933 г. иркутской радиостанцией транслируется Восточно-сибирский ш/ш радиожурнал. Вышли уже 4 номера.

Проведенная перестройка всей ш/ш работы в крае, сводящаяся к тому, чтобы каждый шахматист-общественник организовал у себя на предприятии шахколлектив, помощь таким активистам со стороны секции, выявление ряда точек (до 20) в глухих уголках Восточной Сибири и переход от застоя к росту и дальнейшему оживлению ш/ш жизни в крупнейших городах края – Иркутске, В.-Удинске, Чите, Красноярске – все это вместе взятое говорит о том, что Восточно-Сибирский край выходит из числа отстающих и выполнит контрольные цифры.

К.Г.»

Последняя фраза из этой статьи («…и выполнит контрольные цифры»), собственно, и объясняет, в связи с чем появилась эта публикация. В эти годы шахматное руководство страны спустило в регионы некие количественные показатели, которых нужно было непременно добиться, чтобы работа местных организаций была признана успешной. Каждая область, край или республика в зависимости от количества населения получали свою разнарядку по вовлечению трудящихся в шахматное движение, и о том, как идет этот процесс, требовали отчитаться в центральной прессе. Вот Гайдук и отчитался (как и многие другие региональные руководители).

Действительно, дела с 1933 года в Восточной Сибири пошли неплохо. И выпуск шахматной облигации, и трансляции шахматно-шашечного радиожурнала (автором этой передачи являлся сам Гайдук, который, помимо работы в газете, также трудился и в радиокомитете), и шахматные отделы в газетах, и сам размах деятельности на огромной территории от границы с Монголией до Северного Ледовитого океана – все это было необычно и масштабно. К середине 30-х годов шахматная организация Восточной Сибири считалась одной из лучших если уж не по всей стране, то хотя бы за Уралом, и это при том, что ярких шахматных звезд на ее территории никогда не было. Парадоксально, но факт.

В своей статье Гайдук перечислил несколько фамилий шахматных активистов, и понятно, что в центральном журнале они появились неслучайно. Поэтому и мы познакомимся с ними более внимательно, начав с самого главного.

Гайдук Константин Алексеевич (1911–1943) – многолетний руководитель шахматной жизни Восточной Сибири и ее признанный лидер, многократный чемпион Восточно-Сибирского края, Иркутской области и Иркутска. В 1938 году был репрессирован, полтора года провел в заключении, где сильно подорвал здоровье, и после возвращения в строй прожил лишь несколько лет.

Афанасьев Александр Леонидович (1905–1975) – один из сильнейших иркутских шахматистов, на момент публикации жил в Сретенске, откуда вскоре снова вернулся в Иркутск, а затем окончательно уехал в Ленинград, где прожил всю жизнь. Являлся активным шахматным организатором, в Сретенске проводил чемпионаты города, в которых, как правило, сам же и побеждал.

Домкевич Павел Васильевич (1870–1942) – многолетний инструктор городского шахматно-шашечного кружка, заведующий шахматной базой, Герой Труда, хранитель шахматных ценностей.

Клеусов Виктор Александрович (1911–?) – видный спортивный и шахматный деятель Забайкалья, руководитель читинского ДСО «Спартак». Окончил в Иркутске техникум физкультуры, связав всю свою дальнейшую жизнь со спортом.

Сачков Валериан Александрович (1911-?) – бессменный руководитель шахматной секции иркутского завода имени Куйбышева со дня его основания, активный организатор и пропагандист шахмат, многократный участник чемпионатов города и области. В публикации Гайдук единственному ему проставил инициал, потому что в это время в Иркутске был еще один шахматист с такой фамилией – А. Сачков, который работал в управлении железной дороги и о котором нам пока ничего не известно.

Чекулаев Евгений Сергеевич (1886–1963) – ветеран шахматного движения, игравший еще в первых иркутских соревнованиях 1920-х годов. В 30-е годы являлся активистом шахматной секции Иркутского завода имени Куйбышева, на котором работал главным бухгалтером.

Сапожников Владимир Михайлович (1912–1973) – учился в автодорожном техникуме, где являлся руководителем шахматного кружка. В конце 1920-х годов был одним из сильнейших школьников Иркутска, в 1928 году стал чемпионом школы имени Крупской. В 30-е годы дважды сыграл в чемпионатах города, но вскоре вместе с семьей переехал в Москву.

Королев – руководитель шахматного кружка Востсиблеса, в 1935 году стал чемпионом треста. Имел вторую категорию, играл в квалификационных турнирах и массовом молодежном турнире 1935 года. Его имя и отчество мы пока не знаем, как и его дальнейшей судьбы – после 1935 года он исчез из иркутских соревнований.

шахм рекл.jpg

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии