Уголок шахматиста. Выпуск № 3 (865). Как создать историю в лицах
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов
В связи с шахматистом Бершадским, который, возможно, имел отношение к Киренску, снова встает вопрос о так называемых северных территориях. Вообще-то эта тема гораздо шире и касается не только Киренска и Бодайбо, но и других районов севера Иркутской области, но в шахматном плане по дореволюционным и первым советским временам актуальны именно этих два региона – киренский и бодайбинский.
Именно здесь в период между революциями 1905 и 1917 годов сумела зародиться и постепенно развиться самая настоящая шахматная жизнь, какой, пожалуй, уже не было даже в Иркутске, где с началом Первой мировой войны шахматная активность начала замирать, а в годы Гражданской войны и вовсе сошла на нет. На севере же все удивительном образом сохранилось, и прежде всего потому, что там оказалось большое скопление политических ссыльных, многие из которых хорошо играли в шахматы. После революции 1917 года они постепенно начали покидать «ссыльные» места, но часть из них еще довольно долго оставалась, а кое-кто остался навсегда.
Во многом именно оставшиеся ссыльные явились первыми шахматными организаторами в тех краях, и кое-какие фамилии стали постепенно всплывать. Но проблемой является то, что, даже имея эти фамилии, в открытых источниках практически ничего нельзя по ним обнаружить. Вполне вероятно, что подобные сведения имеются у краеведов. Возможно даже, что эти фамилии перечислены в местных краеведческих книгах, но эти книги не выставлены в интернете, и далеко не все они могут быть в иркутских библиотеках, а добраться до Киренска или Бодайбо – задача непростая.
То же касается и доступа к местной прессе, где вполне можно было бы обнаружить какие-нибудь подробности. Увы, оцифровано пока очень мало, так что о какой-то плодотворной поисковой деятельности по газетам пока можно только мечтать.
А ведь есть решение этой проблемы. Можно взять пример с историков и краеведов Благовещенска, которые создали фамильную базу дореволюционных жителей своего города. Понятно, что вошли туда далеко не все, но эта база постоянно разрастается и пополняется новыми сведениями. Нечто подобное можно создать и по Киренску, и по Бодайбо, где жителей было в разы меньше, чем в Благовещенске. Нужно просто кому-то за это взяться, и постепенно все начнет появляться – и фотографии, и биографии отдельных персон, и информация по целым семьям. Естественно, большое количество в этих списках будут занимать те самые политические ссыльные, ну так по ним сведения как раз и обнаруживаются проще всего: сотни таких людей имеются в различных словарях и справочниках, нужно только выудить их оттуда.
Беглый анализ показывает: по 1920-м годам, к примеру, в Бодайбо в газетах за год упоминается всего пара сотен человек. Так как многие фамилии повторяются, то за все двадцатые годы их количество не превысит нескольких тысяч. Чуть большие цифровые показатели будут наблюдаться по тридцатым годам, но зато к ним добавится почти тысяча репрессированных, сведения по которым уже собраны. А также имеется почти полная информация по участникам войны. То есть значительная часть работы уже сделана, остается лишь дополнить эти сведения по газетам, после чего можно будет окунуться в архивы. Если это начинание активно поддержат местные жители, исследователи и краеведы, то база по довоенным жителям Бодайбо может появиться достаточно быстро. А это значит, что город обретет свою настоящую, персонифицированную историю, которая потом будет постоянно пополняться за счет откликов с разных концов света – жители Киренска и Бодайбо (особенно бывшие ссыльные) разлетелись по всему миру. Будет повод для гордости!
В Иркутске, пожалуй, такое не провернуть – уж слишком много жителей в нем было, причем почти во все времена, а в таких маленьких регионах, как Киренск и Бодайбо, это не должно составить проблемы. В 2020 году, к примеру, население Бодайбо составляло всего 12 тысяч человек, а Киренска – 11 тысяч. О каких сложностях тут вообще может идти речь! А может, все это уже собрано и только ждет своего часа?
Третий тур конкурса
Со следующего номера начнем подводить итоги предыдущих конкурсов, а пока займемся нашим текущим, где настало время ознакомиться с результатами первого тура. Не все получилось безоблачно, но все же подавляющее большинство участников успешно справилось с первой двухходовкой – 1. Kf6!
Первые два очка заработали Святослав Петрович Ижуткин, Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), Александр Михайлович Трескин, Сергей Григорьевич Хомичев (Курган), Виктор Геннадьевич Кузнецов (с. Дружино, Омской области), Владимир Михайлович Лукьянов, Владимир Сергеевич Романов, Валерий Ильич Волков, Евгений Львович Королев, Игорь Ильич Гланц, Николай Серафимович Попов, Илья Владимирович Копылов, Валерий Петрович Русанов, Ирина Васильевна Чернышева, Анатолий Михайлович Степанцов, Дмитрий Захарович Крюков, Владимир Алексеевич Данилов.
Как видим, все наши привычные лидеры вышли на старт, так что очевидно, что всех нас ждет очередная увлекательная борьба на этой долгой дистанции. О том, как завершилось их противостояние в предыдущих состязаниях, узнаем уже очень скоро.
Третье задание
Белые начинают и дают мат в два хода (срок решения – две недели).
Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chessns2016@yandex.ru.
На фото: Киренск до революции
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.