Уголок шахматиста. Выпуск № 40 (930). Подводим итоги конкурса
Продолжаем подводить итоги летнего конкурса. В прошлом выпуске мы привели ответы на задачи, а теперь настала очередь разобраться с этюдами.
Проблема оказалась в том, что в данном конкурсе мы не имеем на руках готовых ответов (так как они не были опубликованы в газетах), поэтому не то что верного решения, но даже авторской идеи мы не знаем, а можем только предполагать. Исходя из этого, возможность начислять очки тоже оказалась под вопросом, так как именно на соотношении авторского варианта и предложенного участниками решения это обычно и происходит. Проще говоря, можно не решить этюд полностью, но заработать какие-то очки на следовании до определенного момента авторской идее.
Этюды вообще произведения крайне ненадежные, а уж в случае их составления композиторами-любителями – и подавно. Яркий тому пример – первый этюд летнего конкурса.
Задание № 23
Пляскин В. (Иркутск), 1928.
Выигрыш.
Идея этюда в принципе понятна: шанс белых только в проведении пешки b в ферзи, помочь чему призвано коневое перекрытие:
1.Кс3 Ла3 2.Kb5!
Теперь на 2...Лb3 последует 3.Kd4+, а на 2...аb, естественно, 3.b7 с выигрышем. Но шахматы, как известно, не шашки, бить необязательно.
2…Лd3 3.Kpe7 Ле3+ 4.Kpd8 Лd3+ 5.Kpc8 Ле3,
и выигрыша не видно. Теперь ладья в любом случае уничтожит белую проходную, а с оставшимися пешками должен справиться черный король, так как белый конь будет отвлечен задержанием черной проходной.
Чего недоглядел юный составитель (на момент создания этого этюда В. Пляскин был еще школьником) – неизвестно. Возможно, он посчитал, что к цели ведет форсированный вариант, начинающийся ходом 1.Kd6+ с той же идеей? Но и там получается ничья.
Получается, что выигрыша нет, а если бы заданием был не выигрыш, а ничья, то этюд решался бы несколькими способами, что тоже не годится. Так что пришлось это задание просто аннулировать, хотя кое-какие интересности в нем есть и участникам пришлось поломать голову. Но увы…
Следующий этюд, к счастью, оказался вполне корректным, но при этом очень легким, так что особых проблем его решение не доставило.
Задание № 24
Бонус Б.Н. (дер. Басандайка, Томской губ.), 1925.
Выигрыш.
1.g5 Фh8 2.Kfg6 Фg8 3.Kd7+ Крc6 4.Ke7+ с выигрышем.
А вот другой этюд из тех мест опять получился достаточно «мутным», хотя составил его опытный томский шахматист Юрий Александрович Краснов, успешно игравший еще в дореволюционные годы с самим Алехиным (правда, в сеансах одновременной игры).
Задание № 25
Краснов Ю.А. (Томск), 1925.
Выигрыш.
Приведем мнение нашего участника из Омской области В.Г. Кузнецова: «Возможно, автор имел в виду решение с ловлей ладьи при помощи вилок».
1.Kf7
1...Л:h3(Лh7) 2.Kg5+.
1...Лс8(Ле8) 2.Kd6+.
1...Лf8 2.Kg5+ Kpf4 3.Ke6+.
1...Ла8 2.Kd3 Ла5+ 3.Kpb4 Ла7 4.Kf:е6.
Но проще всего выигрыш достигается так:
1.Ке6 Ле8 2.Kpd6.
Действительно, в первом случае есть интересная игра конями, но зачем все эти красоты, если есть простой и надежный путь к победе. Так что оба варианта можно считать правильными, а этюд, соответственно, не совсем удачным.
Последний этюд и вовсе стал «легкой закуской» на финише.
Задание № 26
Яблоновский Л. (Томск), 1926.
Ничья.
Двухходовый вариант:
1.Фh8+ Фb8 2.Фс8
с патом или вечным шахом трудно не заметить. Позиция напоминает скорее окончание практической игры, чем специально созданное произведение.
Теперь каждый из участников, зная правильные ответы на задание, может заранее посчитать, насколько удачным было его выступление. Ну а мы это сделаем в следующем выпуске, где подведем окончательные итоги.
Пятый тур конкурса
Тем временем наш новый конкурс вступает в более сложную стадию, и теперь участникам предстоит сражаться с трехходовками. И в ближайшем выпуске мы уже сможем перечислить фамилии тех, кто справился с четырьмя предыдущими заданиями двухходового этапа.
Пятое задание
Мат в три хода.
Срок решения – две недели.
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.