Уголок шахматиста. Выпуск № 46 (936). Шахматный сюрприз из Грузии
Продолжаем исследовать «женский вопрос» в иркутских шахматах. Как мы уже выяснили, ведущей «шахматессой» 1920-х годов являлась Татьяна Георгиевна Слободчикова, которая была не только одной из сильнейших на женском фронте как игрок, но и главным организатором и руководителем женского шахматного движения. Не каждому региону Сибири в этом плане так везло: хотя женщины в то время стремились активно участвовать в общественном движении страны и вписывались куда только можно, шахматы какое-то время оставались для них «терра инкогнито», и лишь в Москве и Ленинграде существовали сильные женские кружки и проводились специальные женские соревнования. Для Сибири этот вопрос стал актуален после наступления «шахматной горячки» 1926 года, в то время как в Иркутске все началось гораздо раньше.
При этом в Иркутске уже были сильные шахматистки как местного «производства», так и приезжие. В 1920 году с отступающей армией Колчака прибыла поэтесса Нина Подгоричани, которая вполне могла бы возглавить женские шахматы, но предпочла заниматься своим любимым делом – литераторством. Но в практическом плане она проявила себя в полной мере, о чем мы еще поговорим. Сильно играла и иркутская школьница Ирина Афанасьева, ставшая бронзовым призером в междушкольном турнире 1925 года, пропустив вперед только двух будущих лидеров иркутских шахмат – Константина Такайшвили и Константина Гайдука (и выиграв при этом у первого из них). Неслучайно именно она и стала победительницей первого женского турнира, проведенного в том же году.
Но была еще одна шахматистка, о которой, что называется, не писали газеты и молчал телеграф, хотя в шахматных турнирах она засветилась раньше всех. По удивительному совпадению ее тоже звали Татьяной Георгиевной, но, к сожалению, она не стала столь значимой в женских шахматах, как ее тезка Слободчикова. Хотя фамилия у нее была вполне шахматная – Такайшвили.
Играть в шахматы Татьяна начала еще десятилетней школьницей в 1923 году в Грузии, откуда вскоре ей вместе с мамой и братом пришлось бежать после расстрела большевиками главы семьи и ее отца – генерала грузинской армии Георгия Константиновича Такайшвили. До этого она в 1923–1924 годах активно участвовала практически во всех школьных турнирах, куда ее привлекал старший брат Константин. Он был старше на четыре года и поэтому занимал в таких турнирах в основном призовые места, а Татьяна – последние или предпоследние. Но свои первые победы над сильным полом у нее появились уже тогда, в Тбилиси, именовавшимся в те годы еще Тифлисом.
Продолжение последовало в Иркутске в 1925 году. Она снова активно играла практически во всех турнирах, которые организовывал в 5-й совшколе II ступени ее брат, развивший там бурную деятельность. Очень скоро он стал сильнейшим среди школьников города, а потом вошел и в число ведущих шахматистов среди взрослых. Татьяне такая перспектива вряд ли улыбалась, но по женской части она вполне могла бы пойти далеко, ведь в этих школьных турнирах она не раз занимала хорошие места. Бывала даже в призерах (как минимум, дважды занимала третьи места), успешно играя с такими сильными шахматистами-школьниками того времени, как Николай Флоренсов, Георгий Доманжо, Владимир Шнейдерман, Лев Юдалевич, и многими другими, будучи при этом значительно моложе их.
Последнее ее выступление относится к 1926 году, когда она сыграла в очередном чемпионате своей школы, и остается только удивляться, почему мы не видим ее среди участниц все того же женского турнира 1925 года (тамбола-турнир) и уж тем более женского чемпионата города 1926 года. Видимо, помешали какие-то обстоятельства, иначе бы и о ней мы узнали не из таблиц, сохранившихся в шахматном архиве ее брата, а из газетной хроники. Очень жаль, что Татьяна не смогла выступить: наверняка она оказалась бы достойной соперницей и Слободчиковой, и Афанасьевой, и Подгоричани, так как имела хорошую практику, в отличие от всех остальных. Можно сказать, что именно на этом этапе Иркутск лишился очень сильной шахматистки, у которой вполне могло быть хорошее шахматное будущее.
В последующие годы Татьяна Георгиевна Такайшвили (1913–2008) находилась на административной работе в Иркутском горсовете, не раз назначалась членом избирательных комиссий от Кировского района, в связи с чем и упоминалась в газетах. Увы, это были отнюдь не шахматные упоминания, которые вполне могли бы там быть, сохрани она верность своему школьному многолетнему увлечению, которым заразилась еще в Грузии.
На фото: Татьяна Георгиевна Такайшвили,
приехав в наш город из Грузии, стала одной
из первых иркутских шахматисток
Одиннадцатый тур конкурса
Не стала серьезным препятствием для участников нашего конкурса первая задача «кооперативного» этапа (девятое задание), в которой обнаружилось сразу три решения:
1.1.Kf6 K:f3 2.C:f3 Kp:b5х.
2.1.Kc3 Khf1+ 2.Л:f1 Kp:b4х.
3.1.Kc7 K:g4 2.Л:g4 Kpd6х.
По шесть очков набрали Евгений Львович Королев, Владимир Сергеевич Романов, Александр Михайлович Трескин, Виктор Геннадьевич Кузнецов (с. Дружино, Омской области), Владимир Михайлович Лукьянов и Ирина Васильевна Чернышева.
Четыре очка заработал Владимир Алексеевич Данилов, приславший два решения, по два очка – Владимир Александрович Гусаров и Степан Степанович Черенев, нашедшие по одному варианту.
К правильно ответившим на восьмое задание (1.Ле5) добавился Владимир Алексеевич Данилов, получающий три очка.
И продолжаем «кооперативную» серию, в которой, напоминаем, черные начинают и помогают белым поставить мат черному королю.
Одиннадцатое задание
Кооперативный мат в два хода.
Срок решения – две недели.
Ждем ваши ответы по электронному адресу: chessns2016@yandex.ru.
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.