Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Владимир Асеев. Воспоминания бывшего тулунского шахматиста

10 ноября, 2014

 

Выпуск № 44 (559).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

Окончание. Начало в «БВ» № 51

Продолжаем знакомиться с воспоминаниями Владимира Григорьевича Асеева, шахматный путь которого начинался в Тулуне, а продолжился в Иркутске. В 1950 году он поступил в Иркутский университет, став одним из немногих первокатегорников среди студентов этого вуза, и хотя в дальнейшем от шахмат отошел, полностью посвятив себя научной и преподавательской деятельности, свой вклад в развитие иркутских шахмат все-таки сумел внести. А в наши годы — еще и в качестве шахматного мемуариста.

«Зиновий Самуилович Мазур был преподавателем Тулунского учительского института. Этот институт среди других культурных центров города стоял особняком — он был средоточием тулунской интеллектуальной элиты. В качестве преподавателей здесь работали выпускники известных иркутских, ленинградских и других вузов. Некоторые из них имели ученые степени, что по тем временам было не таким уж частым явлением. В институте училась моя старшая сестра, я иногда посещал проводившиеся в нем студенческие и праздничные мероприятия — поэтому без труда познакомился и с Мазуром, тем более что и он тоже был наслышан о моих шахматных успехах. Начался довольно длительный период наших с ним встреч за шахматной доской.

Встречи с Мазуром проходили и в институте, и у него на квартире. Играли с часами, партии записывались, но, к сожалению, ни одна из записей у меня не сохранилась. Играл он по тулунским меркам достаточно хорошо, но проигрывал я ему редко и только в тех случаях, когда отступал от существующих принципов шахматной игры и пытался какой-нибудь авантюрной комбинацией поскорее решить исход партии в свою пользу. Мне кажется, что Зиновию Самуиловичу как шахматисту не хватало комбинационной зоркости и определенной шахматной агрессивности, свойственной молодым шахматистам (разница в возрасте у нас с ним была очень существенной).

Особенностью его поведения за шахматной доской было то, что он имел привычку «комментировать» вслух ход игры: «Ага, — говорил он, — вы сегодня решили разыграть испанскую партию»; «Так-так, я вижу, что мне грозит неприятный шах конем»; «А если я отступлю ладьей, что на это может последовать?» и т. д. Давать подобный комментарий, конечно, не принято в шахматах, но я мирился и считал, что это, наверное, естественная реакция пожилого шахматного «мэтра» на молодого выскочку-шахматиста.

Играл я и с другими шахматистами Тулуна, которых мне рекомендовали как сильных, — в частности, с преподавателями Тулунского техникума советской торговли Левицким и Амосовым, но уровень их игры был ниже, чем у Мазура. Зато первый из названных преподавателей (Левицкий) имел хорошую шахматную библиотеку и в «награду» за мои победы над ним подарил мне несколько очень редких шахматных книг, в том числе замечательную книгу А.Алехина «На путях к высшим шахматным достижениям».

Ее ценность состоит в том, что первый русский чемпион мира сам комментирует многие сыгранные им партии, проводит их глубокий анализ, а в интереснейшем предисловии рассказывает о психологической подготовке к матчу на мировое первенство с Р.Капабланкой, об опыте игры «вслепую» и многих других любопытных фактах. Недавно я передарил эту книгу шахматному чемпиону города Нижнеудинска Н.Кривоносу с надеждой, что знакомство с творчеством А.Алехина поможет Николаю добиться новых успехов в его шахматной карьере (в скобках заметим, что надежда Владимира Григорьевича полностью оправдалась: эти воспоминания были написаны в 2006 году, а уже в 2007-м Николай Кривонос впервые в своей спортивной карьере стал чемпионом Иркутской области. — Авт.).

Сейчас уже точно не помню, но где-то в середине 50-х годов в Тулуне появился еще один шахматист — Юрий Захаров. После окончания вуза он был направлен на работу в Тулунское отделение железной дороги. Узнал я о нем от председателя городского комитета по физкультуре и спорту, который имел довольно необычную фамилию — Нетихорук. Сам он не играл в шахматы, но нередко присутствовал на шахматных баталиях, проходивших в тулунской бильярдной, очень хорошо относился ко мне и всячески поощрял мои успехи.

Однажды встречает меня на улице и говорит: «Володя, ты знаешь, на железнодорожной станции работает инженер Захаров, играет, как рассказывают, просто здорово — никто из местных шахматистов не может ему противостоять. Тебе надо обязательно встретиться с ним». Очень скоро после этого разговора Нетихорук познакомил меня с Захаровым. Юра действительно оказался очень сильным шахматистом. Мы сыграли с ним несколько любительских партий, и общий их итог был не в мою пользу. Думаю, что уже тогда он играл в силу кандидата в мастера. Не случайно через некоторое время Ю.Захаров стал чемпионом Иркутской области по шахматам.

В конце 50-х годов я и моя семья переехали на постоянное жительство в Иркутск. Близкие связи с Тулуном прекратились, и поэтому каких-либо точных сведений о том, как развивалась шахматная жизнь в этом городе в последний, почти полувековой период, я не имею».

В том же 2006 году Владимир Григорьевич написал прекрасные воспоминания о Владимире Гайдуке, которые мы также постараемся в ближайшее время опубликовать.

 

Седьмой тур конкурса

По техническим причинам в субботу прием ответов не состоялся, поэтому у тех, кто не смог дозвониться, есть возможность сделать это через неделю. Тем не менее многие участники уже отчитались о проделанной работе, и их фамилии мы перечислим (не указывая при этом ответ на пятое задание): Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), Леонид Геннадьевич Москвитин (Бирюсинск), Валерий Дмитриевич Макуха, Александр Михайлович Трескин, Игорь Ильич Гланц, Евгений Львович Королев, Сергей Григорьевич Хомичев (Курган), Виктор Геннадьевич Кузнецов (с. Дружино, Омской области), Василий Николаевич Юрьев, Евгений Шишкин, Михаил Ильич Фрайзингер, Григорий Борисович Рейнгольд, Юрий Викторович Степанов, Валерий Петрович Русанов, Екатерина Полстянова (Курган), Ирина Гладких, Владимир Сергеевич Романов, Анжела Чан-чун-це, Геннадий Ефимович Леонов (Курган).

Седьмое задание

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).

 

Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

На фото: Зиновий Мазур — сильнейший шахматист Тулуна 40—50-х годов
(фото предоставлено Николаем Кривоносом, г. Нижнеудинск)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии