Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вселенная звука

21 ноября, 2016


3.jpg

«MusicaSacraBaltika» на сцене областной филармонии

Обычно мы идем в филармонию, чтобы услышать тот или иной концерт, который просто невозможно представить без сопровождения тех или иных музыкальных инструментов или  целого оркестра. Но вот иркутская филармония 5 ноября пригласила своих слушателей на не совсем обычный концерт.  Слушатели были приглашены на «MusicaSacraBaltika» — прибалтийскую сакральную духовную музыку, которая была исполнена камерным хором иркутской филармонии, и инструментом служили только голоса, которые были отточены и огранены, подобно бриллианту.

— Это довольно сложная для восприятия хоровая музыка прибалтийских композиторов, — открывая концерт,  сказала  музыковед, кандидат искусствоведения Марина Токарская. —  Связано это с тем, что они создают музыкальные произведения, опираясь на традиционную вековую культуру хорового пения. Эта культура в Прибалтике уже давно достигла расцвета. Там не стоит вопрос, петь или не петь, умеешь или не умеешь, там поют все, собираясь в большие массовые хоры в праздничные дни, и дело развития хорового пения стало там давно делом государственным. Хоровая культура народов Прибалтики чрезвычайно высока, и можно создавать произведения невероятной сложности.

В нашей стране хоровое пение тоже не в забытьи, но оно опирается на другие традиции. Но именно в Прибалтике существует такое понятие, как хоровые праздники, которые устраиваются раз в пять лет. Участвуют в них большие массы людей, которые объединяются для исполнения того или иного хорового произведения. Например, даже трудно себе представить хор, состоящий из четырнадцати тысяч человек, управляемый одним дирижером. К нам в Иркутск приехал именно такой дирижер, мастер, которому неоднократно удавалось управлять таким  массовым хором  на подобных праздниках. Это профессор Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витола маэстро Юрис Клявиньш. 

В первом отделении программа поддерживалась струнной группой Губернаторского симфонического оркестра (главный дирижер Илмар Лапиньш), а вот второе отделение полностью исполнил камерный хор (руководитель Елена Бояркина), солисты  филармонии Мария Тощева, Екатерина Переверзева, Анна Шерр и квартет солистов: Ирина Торопова, Полина Наумова, Дмитрий Казанцев и Алексей Морозов. Их голоса звучали красиво, стройно, сверкая всеми гранями.

— Марина Николаевна, наверное, подготовка такой программы потребовала  продолжительного времени? — обратилась я в антракте к Марине Токарской.

— Конечно, маэстро Юрис Клявиньш  приехал заранее, чтобы заниматься с камерным хором. Сложность заключалась в том, что современные композиторы Латвии, Литвы и Эстонии пишут в современной технике, т. е. это не терцовая структура аккордов, а секундовые, очень сложные для исполнения. Появляется ощущение  необыкновенной свободы, раскованности, когда мы обращаемся к подобным произведениям, в которых есть переменные ритмы и размеры. Вы, наверное, заметили, как ярко звучал  хоровой коллектив, когда выделяется  квартет солистов. Это удивительное многоголосие создает новый звуковой мир, расширяет  наше представление о вселенной звука, и возникают совершенно другие масштабы благодаря таким новым хоровым красотам. Эта музыка неспешна, созерцательна, направлена на размышления, философское осмысление жизни.

Понравился ли концерт иркутянам? Я думаю,  на этот вопрос можно ответить теми продолжительными аплодисментами, которые звучали в финале. Заключительное произведение латвийского композитора Эрика Эшенвалдса маэстро Юрис Клявиньш,  камерный хор и солисты филармонии в благодарность  исполнили на бис.

Лора Тирон, «Байкальские вести»

                                                                                                                                                                  

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии