Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Привычное чудо на улицах Иркутска

18 Февраля, 2020

Иркутская школа архитектуры и ее наследие стали темой для дискуссии, состоявшейся на днях в галерее «Революция».

Тема лекции и дискуссии была заявлена довольно широко и смело: «Иркутск вне Иркутска: влияние локальной архитектурной школы 1960–1980-х на облик советских городов». Проблема, которую сразу могут увидеть в этой формулировке те, кто интересуется историей города, состоит в том, что именно в 1960-е ведущими архитекторами были люди, которые не учились в Иркутске. В первую очередь можно вспомнить знаменитого архитектора Владимира Павлова – он, вообще-то, приехал в Иркутск всего на три года и лишь потом принял решение остаться в городе надолго.

Крупнейшие городские объекты, включая Иркутскую ГЭС и второй мост через Ангару (названный недавно вопреки исторической логике Иннокентьевским), проектировали не в Иркутске, а большая часть городской застройки и вовсе была типовой – всем нам памятны так называемые хрущевки разных серий и времен постройки.

Автор лекции Константин Антипин – не иркутянин, он приехал в Иркутск, чтобы сфотографировать объекты, построенные по проектам Владимира Павлова, а теперь вернулся, чтобы поделиться результатами своей работы. Работая над темой с 2015 года, он настолько увлекся советской архитектурой, что уже опубликовал несколько статей, впечатливших профессиональных архитекторов.

1Щ.jpg

– Дома Павлова – это нечто уникальное, не имеющее аналогов в нашей стране. Я начал искать книги, посвященные этой теме, и с большим трудом нашел некоторые монографии. Мне повезло в том, что однажды, когда я улетал из Иркутска, рейс задержали на пять часов и я успел увидеть дома Павлова своими глазами. Потом я нашел материалы по работам архитектора Воронежского, который начинал в Иркутске и внес свой вклад в развитие других городов, – начал свой рассказ Константин Антипин.

Группа молодых архитекторов, учившихся в МАРХИ, совершила в 1958 году поездку по городам Сибири и настолько полюбила Иркутск, что после защиты дипломов все они добились единого распределения в Иркутск. Кружок, который получил название НЭР, сформировался еще на первых курсах и занимался в основном теоретическими работами, не получавшими практического воплощения. Среди них был, например, многоэтажный жилой блок с примыкающим к нему детским садом и обслуживающими помещениями.

После поездки в Иркутск одна из участниц группы Валерия Аптекман (впоследствии она вышла замуж за архитектора Валерия Воронежского) разработала проект так называемого Центрального микрорайона Иркутска – на перекрестке улиц Карла Маркса и Ленина. Иркутяне могут видеть часть этих разработок в виде пятиэтажных кирпичных домов между улицами Грязнова, Богдана Хмельницкого и Дзержинского, это знаменитые «дома на ножках». Если бы были реализованы все планы, центр Иркутска был бы перегорожен огромным жилым комплексом, похожим на «китайскую стену» в Академгородке.

Архитектор Воронежский работал над проектом «культурного центра», который в русле моды 60-х годов предполагал снос исторической застройки и возведение комплекса административных и культурных объектов. Часть этого проекта реализована – это Музыкальный театр имени Н.М. Загурского. Проект предполагал, в частности, застройку 130-го квартала новыми зданиями. По информации Константина Антипина, помешала строительству Олимпиада-80, из-за которой были заморожены все общественные здания в СССР, кроме объектов самой Олимпиады.

Группа НЭР разрабатывала и представляла на международных выставках концепцию линейного расселения – ее последствия мы можем видеть в микрорайоне Солнечном и перспективах застройки полуострова Чертугеевского. Правый берег Иркутского водохранилища был весь распределен архитекторами уже в 1975 году, однако потом группа уехала из Иркутска, и большая часть задуманного не была реализована. Константин Антипин полагает, что идеи группы по застройке Лисихи (с высотными доминантами в виде трех башен и замкнутыми дворами) были хорошо продуманы и не имеют аналогов в архитектуре СССР. Одна из любимых фишек группы – надземные переходы, которые позволяли пешеходам не пересекаться с потоками машин: такие мосты и переходы могли покрыть практически весь Солнечный.

Из Иркутска Валерий Воронежский и его жена переехали в город Пущино, где в 1976 году они разработали генеральный план. Особенностью города была комбинация жилой застройки и НИИ, в которых работали жители. Застройка шла вдоль реки, при этом город был разделен на две части широкой полосой лесопосадок и парков. Часть улиц Воронежский «закрутил» в виде спиралей, что придало городу особый облик.

– Воронежский сделал план Пущино на 100 тыс. человек, хотя город был и остается менее многолюдным. Точно так же он поступал в Иркутске, и благодаря его работе были созданы проекты Байкальского луча и другие разработки, – пояснил Константин Антипин.

Жилые дома, построенные по проекту Воронежского в Пущино, не впечатляют абсолютно ничем. Это кирпичные пятиэтажки, на первом этаже которых расположены магазины и рестораны. Едва ли жители сегодня благодарны архитектору за такое соседство – разве что за то, что при некоторых квартирах на первом этаже есть собственные замкнутые садики. Детские сады в Пущино отмечены другими фирменными знаками «иркутской школы»: многочисленными арками и скошенными крышами. Проект пущинского Дома ученых напоминает здание НИИ ЧАВО из советского фильма «Чародеи»: многочисленные переходы, избыточно сложные сооружения и лестницы, плоские крыши. Проект не был реализован, потому что местные жители выступили против выбранного архитекторами места для постройки. Зато был построен Дом аспиранта и стажера – его проект разрабатывали уже ученики архитекторов «иркутской школы»: здание можно похвалить разве что за мастерские художников на верхних этажах, из которых открываются прекрасные виды.

Владимир Павлов, как выяснил Константин Антипин, считает себя не столько архитектором, сколько градостроителем. Некоторые основания у него для этого есть: научная библиотека ИГУ и Академический мост, как оказалось, являются продолжением и развитием давнего проекта Павлова, разработавшего проект объединения Академгородка и Студгородка в единый комплекс.

После Иркутска Павлов работал в городе Троицке, под Москвой, причем работал в институте, который занимался проектированием всех зданий для Академии наук СССР. Отдельные лаборатории этого института работали в наукоградах страны и занимались разработкой проектов не только научной, но и жилой застройки. Даже в многоэтажных зданиях, разработанных группой Павлова, можно видеть привычные иркутянам арки, скошенные крыши и другие элементы.

Еще один член группы Чемерис после Иркутска работал в Москве, а затем стал разработчиком проекта города Тынды. Помимо решения градостроительных задач он принимал участие и в проектировании отдельных зданий, что нашло отражение все в тех же арках, скругленных стенах, многочисленных пристройках к основному зданию и широком использовании кирпича.     

Мотивы проектов Павлова сегодня можно увидеть в Иркутске даже в тех районах, где он никогда не работал. Это многочисленные стеклянные балконы, арки и плоские крыши. По мнению Константина Антипина, работы иркутской школы представляют большую ценность и наследие группы нужно изучать и сохранять. При этом он уже собрал большой архив зданий и городов, в облике которых можно увидеть влияние авторов иркутской школы. А в Иркутске такой работой практически не занимаются. В ближайшее время выйдет очередной выпуск специализированного архитектурного журнала, в котором будут опубликованы материалы Константина Антипина. Хочется верить, что городские библиотеки и музей истории Иркутска обратят внимание на это исследование.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: «Дом на ногах» по проекту
Владимира Павлова – один из иркутских
долгостроев еще с 1970-х. Снесен в 2008 году

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии